Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Нетрадиционный урок по русскому языку в 6-м классе по теме "Повторение изученного об имени прилагательном"

Разделы: Преподавание русского языка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (73,86 КБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном, изученные в 5-6 классах, совершенствовать навыки правописания прилагательных и употребления их в речи;
  • воспитывать у школьников  положительную мотивацию к учению;
  • развивать  умения владеть собой, умения  работать в команде (навыки групповой самоорганизации),  умения проявлять инициативу.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок-конкурс.

Члены жюри:  приглашенный  учитель русского языка, классный руководитель, зам. директора по УВР,  2-3 старшеклассника.

ХОД УРОКА

I. Организация начала урока

Приветствие, обеспечение психологической готовности  учащихся  к работе.

II. Актуализация знаний учащихся

1-я  команда показывает выполненное домашнее задание и предъявляет классу плакат- схему  (слайд 2), обращаясь с вопросом к членам 2-й команды:
–  О чем рассказывает вам наш плакат?  (На плакате указаны отличительные признаки прилагательного. Плакат рассказывает о прилагательном  как части речи.)

1) признак предмета (какой? чей?)

  • качественные  – имеют кр. ф., степени сравнения ,
  • относительные,
  • притяжательные

2)  изменяются по родам, числам, падежам
3)  северный край  (определение)

Ландыш душист (сказуемое)

Слово учителя.  Ребята, 1-я команда,  показав  свое домашнее задание,  подсказала вам объект работы на уроке. Итак,  с какой частью  речи будет связана ваша учебная деятельность?  (С именем прилагательным)
– Вы изучили тему «Имя прилагательное», ваши знания об этой части речи стали более глубокими, чем были в 5-м классе.
– Какие знания о прилагательном у вас были до 6-го класса? А какие знания вы получили в этом году? Посмотрите на плакат (слайд 2).  Он вам поможет. (Узнали о разрядах прилагательных, про степени сравнения качественных прилагательных, много новых орфографических правил о правописании прилагательных)
– Сегодня на уроке вы покажете, насколько правильно можете употреблять прилагательные в речи, а если возникнут затруднения, подкорректируете свои умения. Самое главное, ваши знания из разрозненных частных знаний о правописании, употреблении этой части речи должны сложиться в стройную систему.
– Итак, попробуйте сформулировать тему урока в соответствии с нашей учебной целью. (После обсуждения записывается тема урока.)

III. Работа над темой урока

Учитель: Ребята, к уроку вы готовили плакаты, повторяли материал, отвечали на вопросы, выполняли упражнение, в котором нужно было опознать орфограммы о правописании прилагательных, изученные в 6-м классе. На уроке вы посоревнуетесь в конкурсах, чтобы интереснее было бы поделиться знаниями. В конце урока мы подведем итоги всех конкурсов, включая конкурс плакатов, и выявим знатоков имени прилагательного.

Объявляется  1-й конкурс  – конкурс исследователей текста.

Получите конверты с заданием. На выполнение задания отводится 6 минут.
Представители команд получают конверты , в которых для каждого ученика распечатан текст.

Задание общее для всех команд: Чем интересен этот текст?

Капитаны команд, предварительно получившие консультацию по организации работы  в команде, распределяют задания между членами команды. Затем задания обсуждаются,  и обобщенный ответ в письменной форме  представляется жюри. По жеребьевке, проведенной перед  этим конкурсом,  одна из команд должна дать устный ответ. Ответы других команд проверяет жюри.

Текст  для первого конкурса

1) Красив, чудесен русский лес зимою. 2) Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. 3)Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. 4)Тяжелыми шапками пушистого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и низких елей. 5)  Вершины стройных елей унизаны ожерельем лиловых шишек. 6) С веселым свистом перелетают с ели на ель, качаются шишках стайки красногрудых клестов. 7) На ослепительном снегу слегка голубеют заячьи следы.

63 слова.
(По И. Соколову-Микитову)

 К тексту прилагается инструкция  (слайд 3).

При анализе текста обычно

1) определяют тему, подбирают заголовок;
2) указывают основную мысль текста;
3) обращают внимание на тип речи;
4) исследуют морфологический строй речи;
5) анализируют средства выразительности.

Модель ответа: 1)  Тема – описание зимнего леса. Возможное заглавие – Чудесен лес зимою. – Сказочный зимний лес.  2) Автор мастерски передает красоту зимнего леса. Основная мысль текста – восторг, восхищение зимним лесом.3) От взора автора ничего не ускользает: снег, деревья, шишки, клесты, следы зайцев. 4) В тексте много прилагательных (20 из 63 слов текста). Тип речи – описание. 5) Среди средств художественной выразительности преобладают эпитеты: чудесен лес, глубокие, чистые снега, кружевные арки, с веселым свистом, ослепительный снег, голубеют следы. (В ответе должно быть указано не менее 5 эпитетов). Употреблено сравнение:  согнулись арками стволы берез; встречаются метафоры: тяжесть инея, шапки снега, ожерелье шишек.

За выполненное задание по пяти позициям 10-15 баллов в зависимости от указанных средств выразительности.

Учитель: Продолжаем конкурс исследователей, проводим 2 этап. Чтобы успешнее справиться с заданием, 2-я команда предлагает вам в помощь свой плакат-подсказку (слайд 4).

светлый  –
светлее, более светлый
светлейший, самый светлый
 светел
очень светлый
светлый-пресветлый
несветлый
светлый – темный
светлый – нетусклый, ясный
светловатый,светловатенький
светлый – светло
глиняный
серебряный
клюквенный
сельский
местный
мартовский
прошлогодний
вчерашний
счастливый
отцов
дедов
бабушкин
мамин
заячий
воронье
лисья
Володин
Наташин

2-я  команда обращается  к членам 3-ей команды с вопросом: О чем рассказывает наш плакат? (На плакате прилагательные распределены по разрядам: в первой колонке прилагательные качественные, во второй относительные, в третьей притяжательные;  плакат может иметь заголовок «Разряды прилагательных»;  кроме того, перечисляются признаки качественных прилагательных.)

Задание для 2-го этапа конкурса исследователей: выписать из текста, с которым работали, все прилагательные, распределив их по разрядам. Приведите примеры прилагательных из текста, которые могут из одного разряда переходить в другой. 

На выполнение задания – 3 минуты.

За 16 качественных прилагательных – 8 баллов, за относительные, притяжательное – по 1 баллу, всего 10 баллов,  плюс за каждый пример перехода прилагательных в другой разряд по 1 баллу.  Заячьи  (зайца) следы – заячий  (трусливый)  характер, белыми арками  – белая глина, белый уголь  (терминологические сочетания),  русский лес (в России) – русский (стойкий, терпеливый) характер.
– Продолжаем конкурс плакатов.
3-я команда предъявляет свою работу и просит учащихся  4-й команды прокомментировать содержание плаката (слайд 5).

Сравнительная степень Превосходная степень
простая составная простая составная
белее (белей) более белый белейший самый белый
тише (х/ ш) более тихий тишайший (х/ш) наиболее тихий
тоньше (к/ш) более тонкий тончайший (к/ч) тоньше всех
маленький  – меньше           !    
плохой  –       хуже чаще в научном определения определения
хороший  –   лучше стиле сказуемые сказуемые
не изменяются по р., числ., падежам определения сказуемые    
сказуемые      

(Плакат  показывает,  как образуются степени сравнения прилагательных.)

Конкурс редакторов,  капитаны  определяют по жребию, какой команде давать первой устный ответ,  (у других команд задание  проверяет жюри). Учитель просит представителей команд получить конверты.

Задание: отредактировать фрагмент ученического  сочинения.  На выполнение задания  1 минута.

1)  В нашем дворе росли три березы. 2) Они были выше лип и тополей. 3) Березы казались мне самыми высокими деревьями в мире. 4) Более красивее деревьев я не встречал. 5) Несомненно, березы эти самые старейшие в городе, они свидетели многих героических событий.

Конкурс «Гонка за лидером»

Задание: охарактеризовать предмет одним словом – кратким прилагательным с основой на шипящую.

Крик, ландыш, чай, песок, нож, лес, воздух, богатырь, пол в комнате, голос.  (Возможные варианты: зловещ, пахуч, горяч, сыпуч, хорош, дремуч, свеж, могуч, скрипуч, певуч.)
Задание выполняется письменно, учитывается правописание.  На выполнение 1 мин. За подбор 10-ти прилагательных и безошибочное написание  5 баллов.

4-я команда предъявляет свой плакат  (слайд 6)  и просит членов 5-й команды  рассказать  его содержание.   На плакате схематично передается правило о правописании О-Е в суффиксах и окончаниях прилагательных.

Конкурс Самые  внимательные»

Задание: одинаковую ли букву надо писать на месте пропуска в следующих парах слов? Объясните свой выбор.

1) грош..вый  – деш..вый
2) еж..вый  – тяж..лый
3)  чуж...м  – борщ..м
4)  кумач..вом  –  горяч..м
5) плюш..вым –  медвеж..нком

Время выполнения – 1 мин. За задание – 5 баллов.

5-я команда предъявляет свой плакат (слайд 7)  и просит членов 1-й команды рассказать, какое орфографическое правило отражено на плакате.

1) лед ––> ледяной                     1) целина ––> целинный
кожа ––> кожаный                       сон ––> сонный  
искл.:  оловянный, деревянный, стеклянный

2) гусь        гусиный                      2) солома       соломенный
лебедь    лебединый                     станция         станционный
ветреный  (искл.)

ценно (слово)   ценный;  зелено (поле)  зеленый

Запомни:  юный, румяный, багряный, свиной

Конкурс «Пишите правильно»

Команды получают 5 заданий по числу игроков и сами распределяют задания в команде. Таким образом, каждый член команды выполняет свое задание и приносит баллы команде, а также оценивается его работа.

1) Напиши правильно, объясни выбор Н или НН.

Карти..ый,  серебр..ый,  лекци…ый,  станци…ый,  государств..ый, тума…а  (ночь), дерев..ый,  ю..ый,  платье дли.. о,  стари..ый.  

2)  Предложи для плаката   « Н –НН в суффиксах прилагательных » 10 своих примеров.

3) Покажи, как образованы слова

Длинный
Жизненный
Журавлиный
Миллионный
Овчинный
Туманна (ночь)
Грязно (лицо)
Ценность
Современник

4) В каком примере на месте пропуска пишется НН?

А)  1) серебря..ая ложка        Б)  1) ветре..ый день              В)  1) комари..ый укус
2) утре..яя свежесть              2) ледя..ая горка                     2) полотня..ый завод
3) румя..ый мальчуган          3) соломе..ая шляпка             3) ржа..ой хлеб
4) мыши..ая нора                   4) льви..ое рычание                4) карма..ый фонарик
5) В каком ряду во всех словах пишется Н?

А) 1) оловя..ый,  чугу..ый,  ю..ый
2)  маши..ый,  цели..ый,  соломе..ый
3)  лави..ый,  дли..ый,  болезне..ый
4) комари..ый, ветре..ый,  торфя..ой

Б)  1) деревя..ый,  насте..ый, карти..ая
2) травя..ой, сви..ой, лоси..ый
3) карти..ый, стари…ый, со..ый
4) пчели..ый, глиня..ый, кача..ый

В) 1) масля..ый, государстве..ый, бездо..ый
2) ути..ый, мыши..ый,   революцио..ый
3) осе..ий,  конституцио..ый, стекля..ый
4) соколи..ый, овся..ый,  серебря..ый

Время выполнения: 3 мин. За задание – 3 балла.

1-я команда предъявляет плакат  (слайд 8) и просит членов 2-й команды пояснить  содержание плаката. 

1. Неряшливый                                     1. Не глубокий, а мелкий пруд
2. Нетрудная (легкая) задача                2. Далеко

отнюдь         НЕ  смешной
вовсе
нисколько
ничуть

Конкурс корреспондентов

– Представьте, что вы пишете заметку о встрече с интересным  человеком. Вы сделали черновые наброски, перечитав свою работу, увидели, что необходимо вставить прилагательные с  НЕ и проверить постановку знаков препинания, которые вы торопясь пропустили. Какие прилагательные подберете вы для этого фрагмента заметки? Напишите их, применяя правило слитного и раздельного написания  НЕ с прилагательными, расставьте недостающие знаки препинания.

1. Ночь наступила  …  а  … .  – Не ясная, а безлунная
2. Из  … посел