Башкиры в Отечественной войне 1812 года

Разделы: История и обществознание


В 2012 году Россия будет праздновать 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года. Эта знаменательная дата будет отмечаться по всей стране в соответствии с Указом Президента РФ “О праздновании 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года”.

В 1812 году император Франции Наполеон вторгся в пределы России. Все народы страны встали на защиту Отчизны. Так началась Отечественная война 1812 года.

После вторжения наполеоновской армии намного расширяется привлечение башкир и казаков в ряды русских войск. Были и добровольцы. Среди них башкиры братья Абдулхалик и Назир Абдулвахитовы, юртовый старшина Абуталип Абдрахманов с сыном Сагитом, русский юноша Яким Домашников и другие. Отмечая патриотический подъем среди башкир и других нерусских народов, участник войны 1812 года С.Н. Глинка писал, что “не только стародавние сыны России, но и народы, отличные языком, нравами, верою и образом жизни, народы кочующие– и те, наравне с природными россиянами, готовы были умереть за землю русскую. Мордва, тептяри, мещеряки, черемисы ревностно и охотно шли на службу; башкирцы оренбургские сами собой вызывались и спрашивали у правительства, не нужны ли их полки”.

Многие народы создавали национальные отряды. Исторический Башкортостан (башкиры населяли 22 уезда Оренбургской, Саратовской, Вятской, Пермской губерний) выставил 45 полков: 28 башкирских, по 2 тептярских и мишарских, по 5 оренбургских и уральских казачьих, 1 ставропольский калмыцкий конные полки, а также Оренбургский пехотный. Башкирский конный полк состоял из 500 всадников и 30 человек командного состава (командир полка, старшина, 5 есаулов, 5 сотников, 5 хорунжих, 1 квартмейстер, 10 пятидесятников, 1 полковой мулла, 1-2 писаря).

Башкиры, мишари и тептяри пожертвовали до 15 августа 1812 г. в пользу армии 500 тыс.рублей. Дворяне губернии внесли 65 тыс.рублей, собранные с крепостных крестьян. Башкирский народ собрал и подарил армии 4139 лучших строевых лошадей.

Вооружение башкир состояло из ружья, пики (копья), сабли, лука и колчана со стрелами. Пистолеты были у них редкостью, у некоторых имелись кольчуги.

 

Многие полки принимали участие на всех этапах войны. Вначале по два башкирских, оренбургских, уральских и один тептярский полки в составе русских войск участвовали в сражениях с наступающими французами. В ходе отступления русских войск в арьергардных боях отличились воины 1-го башкирского полка рядовые Узбек Акмурзин, Буранбай Чувашбаев, хорунжий Гильман Худайбердин, есаул Ихсан Абубакиров. 16 июня в боях под Вильно участвовал 1-й тептярский полк.

16 июля 1812 г.2-й башкирский полк майора Курбатова в составе 3-й армии принимал участие в битве под г. Корбином, восточнее Брест-Литовска, когда было убито 2 тыс.солдат противника, взято в плен 2382 француза, в том числе 76 офицеров и 2 генерала.

27 июля кавалерия атамана М.И. Платова, в составе которой находился 1-й башкирский полк, нанесла поражение дивизии Себастиани. [1]

Во время Бородинского сражения 26 августа 1812 года, когда французам удалось захватить батарею Н.Н. Раевского, генерал А.П. Ермолов с одним батальоном Уфимского полка и Оренбургским драгунским полком остановил покинувшие батарею части и повел их в контратаку. Батарея была освобождена от врага. За участие в этой операции 9 офицеров-драгунов получили награды “За храбрость и неустрашимость”.

Чтобы оттянуть силы противника от оказавшегося в тяжелом положении центра и левого фланга русских войск, М.И. Кутузов отдал приказ казачьим частям атаковать левый фланг и тыл французов. Конница М.И. Платова, в составе которой был 1-й башкирский полк, выйдя в тыл французов у д. Валуево на Новой Смоленской дороге, посеяла панику на левом фланге противника. Наполеон вынужден был направить туда сильную группу войск в 28 тыс.человек. Рейд конницы М.И. Платова обеспечил выигрыш во времени для перегруппировки войск.

В период подготовки контрнаступления русской армии конные полки из Башкирии входили в состав подвижных конных отрядов, действовавших в тылу наполеоновских войск. В сентябре 1812 года 1-й башкирский полк находился в армейском партизанском отряде полковника И.Е. Ефремова, затем его передали полковнику Н.Д. Кудашеву, 1-й башкирский полк успешно действовал на Серпуховской, Коломенской и Калужской дорогах. Вслед за отступающими французами 7 октября вступили в Москву воинские части, среди которых было несколько сотен воинов башкирского полка и 1-й мишарский полк. Последний был оставлен в Москве и нес гарнизонную службу с 1812 по 1814 гг.

В развернувшейся “малой войне” под Рославлем отличился 1-й тептярский полк майора Темирова. Его командир был награжден орденом Св. Владимира 4 степени, прапорщик Мунасыпов и зауряд -хорунжий Ибрагимов– орденом Св. Анны 3 степени. Уральские казачьи и 3,4,5-й башкирские полки принимали участие в боевых операциях корпуса генерала П.Х. Витгенштейна, прикрывавшего дорогу на Петербург и препятствовавшего отходу армии маршала Макдональда. 2-й башкирский полк, входивший в войсковые части генерала Е.И. Чаплица, 8 октября принимал участие в разгроме отрядов Конопки. [2]

С ноября 1812 г. пятнадцать башкирских полков, с 6-го по 20-й, в составе Поволжского ополчения прикрывали от неприятеля Украину. В составе Дунайской армии находился 3-й уральский казачий полк. Оренбургские казаки составляли личный конвой М.И. Кутузова, охранявший его штаб.

Башкирская и казачья легкие конницы показали себя боеспособной частью армии. Сообщая оренбургскому военному губернатору Г.С. Волконскому о победоносном наступлении русской армии и бегстве французов, М.И. Кутузов восклицал: “Вы не можете представить, Ваше сиятельство, радости и удовольствия, с каким все и каждый из русских воинов стремится за бегущим неприятелем и с какою храбростью наши воины, в том числе и казаки и некоторые башкирские полки, поражают их”.

В заграничных походах русской армии 1813-1814 годов в штурме и во взятии городов Данцинга, Варшавы, Берлина, Лейпцига, Гамбурга, Дрездена, Эрфурта, Глогау, Веймар показали воинскую доблесть и отвагу воины 15 башкирских, двух тептярских, всех русских казачьих полков.

Участвуя в дальнейшем наступлении русской армии, 9 башкирских полков победоносно вступили в Париж. Воины всех полков были награждены серебряными медалями “За взятие Парижа 19 марта 1814 года”. Все участники войны получили серебряные медали “В память войны 1812 года”.

За проявленный особый героизм в годы войны были награждены орденами Святой Анны и Святого Владимира многие воины. Среди них были башкиры: Ирназар Давлетчурин, полковой командир 1-го полка Ихсан Абубакиров, Аюп Каюпов, Ибрагим Бикчурин, Хусаин Кучербаев, Абдулнасыр Наурузов, полковой командир 14-го полка Абдулла Сурагулов, Аралбай Акчулпанов, есаул Кутлугильде Ишимгулов и другие. [3]

Башкирские конники выработали своеобразную тактику. О действии башкирского воина в бою можно привести следующие слова одного автора: “40 шагов есть среднее расстояние для верного выстрела из лука. В сражении башкир передвигает колчан со спины на грудь, берет две стрелы в зубы, а другие две кладет на лук и пускает мгновенно одну за другой; при нападении крепко нагибается к лошади и с пронзительным криком, грудью и с засученными рукавами смело кидается на врага и , пустивши 4 стрелы, колет пикою”. Другой подчеркивал, что башкиры “мастерски владеют пикой и метко стреляют из ружей и луков,– последним действуют такой силой, что пущенная стрела на недальном расстоянии, как, например, саженях на 15 пронзает насквозь не только человека, но даже лошадь”

За мастерское владение луками французы башкир прозвали “северными амурами”. Из мемуаров французского генерала Марбо: “…Во время нашего пребывания на высотах у Пильница неприятель, в особенности русские, получили многочисленные подкрепления, из которых главное под начальством Беннигсена, состояло не менее как из 60 тыс. человек. Это подкрепление было приведено из-за Москвы и заключало в себе очень большое количество татар и башкир, вооруженных одними луками и стрелами. Наши солдаты за их луки и стрелы прозвали башкир “северными амурами”. Эти новички, еще совсем не знавшие французов, были так воодушевлены своими предводителями, что, ожидая обратить нас в бегство при первой встрече, в самый день своего появления в виду наших войск кинулись на них бесчисленными толпами, но встреченные залпами из ружей и мушкетов, башкиры вынуждены были отступить, оставив на месте битвы значительное число убитых. Эти потери вместо того чтобы охладить их наступление, казалось, только его подогрели. И, так как они двигались без всякого построения и никакая дорога их не затрудняла, то они носились вокруг наших войск, точно рои ос, прокрадываясь всюду. Настигнуть их было очень трудно, атаки этих варваров постоянно повторялись и русские поддерживали их отрядами гусаров, чтобы воспользоваться тем беспорядком, который башкиры могли произвести в том или другом месте нашей линии. Варвары громкими криками окружили наши эскадроны, пуская в них тучи своих стрел… Один из самых храбрых моих унтер-офицеров Меляэн, кавалер ордена Почетного Легиона, был ранен на вылет стрелою, которая вошедши в грудь, вышла через спину… Но в моем полку было несколько людей и лошадей раненных, да и сам я был легко ранен в ногу этим забавным снарядом”. [4]

Участник похода 1813-1814 гг. русский генерал Андрей Реавский в своих воспоминаниях рассказывает, что при отступлении Наполеон распространял слухи среди немецкого населения, что башкиры “варвары” и что “они питаются неприятелями, и особенно охотники до детей”. “По сказаниям Наполеона,– продолжает генерал Раевский,– жители Лигницы ожидали видеть диких варваров, и к удивлению , встречают приветливых, добрых воинов”.

Обмундирование было национальное: суконный кафтан синего и белого цвета, широкие шаровары такого же цвета с красными лампасами, белая остроконечная войлочная шапка, которая с двух сторон была разрезана и загнута, прочные кожаные сапоги, поясной ремень, кожаная портупея, подсумок с патронами. Воин должен был иметь двух выносливых лошадей (строевую и вьючную).

Царское правительство, широко используя башкир для военных походов, не оказывало им помощи ни вооружением, ни обмундированием. Поэтому башкиры во время боевых действий одевались весьма скромно, а лучшие одежды сохраняли для торжественных случаев и одевали их лишь после одержанных побед.

“Правда, что одежда и вид башкирцев, которые в сие время входили в Гамбург,– пишет Андрей Раевский,– поразили немцев. Но вскоре невинное простосердечие сих “людоедов” рассеяло совершенно всякое сомнение”.

В сомкнутых рядах в своих национальных нарядах проходили башкирские полки по улицам городов Европы. С восхищением рассказывает генерал Раевский случай, когда башкирские полки вошли в Гамбург в числе победителей: “Мы сами удивлялись опрятности и чистоте их одежды, которую берегли они только для случаев торжественных. Белые кафтаны и красные шапки в сомкнутых рядах нескольких полков представляли новое, но довольно приятное зрелище”.

В 1814 году башкиры, встретившись в Германии со знаменитым поэтом и ученым Гете, старались оставить о себе самое лучшее впечатление. Начальник башкирского отряда, увидев личный богатый музей Гете, подарил ему свое боевое оружие– лук и стрелу. Через одиннадцать лет после посещения башкир старик Гете с восхищением показывал этот драгоценный подарок своему другу И.П. Эккерману.

Вместе с казаками гарцевали по улицам Парижа и башкирские конники. Как писал поэт Н.К. Батюшков, в те дни:

Кипел бульвар в Париже так
Народа праздными толпами,
Когда на нем летал с нагайкою казак
Иль Северный Амур с колчаном и стерлами.

Башкирским народом были сложены исторические песни о войне 1812 года, о ее героях. Среди них до сих пор широко бытуют “Марш Кутузова”, “Эскадрон”, “Вторая армия”, “Кахым туря”, “Баик” и другие.

В песне “Любизар” есть как бы предупреждение возможным недругам России о необходимости извлечь уроки прошлого:

Враг Россию взять не смог,
Получил он здесь урок:
Русский и башкир прижали-
Побежал, не чуя ног.

Совместная борьба русского и башкирского народов против иноземных захватчиков укрепляла боевую дружбу башкирского конника и русского солдата.

Башкиры всегда гордились своим массовым участием в освобождении России от нашествия Наполеона, показав тем самым свою преданность общей Родине. В борьбе за независимость страны крепла боевая дружба народов.

Список литературы

  1. Рассказы по истории Башкортостана. Учебное пособие по курсу “История Башкортостана”/Под редакцией Акманова И.Г. – Изд.3-е, дораб. и доп. – Уфа: Китап, 2001.
  2. Хрестоматия по истории Башкортостана. Часть первая. Документы и материалы с древнейших времен до 1917 г. – Учебное пособие. – Составитель: Гумеров Ф.Х. – 2-е изд.– Уфа: Китап, 2005.
  3. История Башкортостана: С древнейших времен до конца XIX в. Учебник для 8 кл. Изд.2-е/Отв.ред. И.Г. Акманов. – Уфа: Китап, 2009.
  4. Асфатуллин С.Г. Северные амуры в Отечественной войне 1812 года. – Уфа: полиграфкомбинат, 2000.