Урок в стихах "Географическое положение Африки"

Разделы: География


Цели и задачи данного урока полностью совпадают с традиционным уроком по географическому положению материка, а вот форма подачи материала совершенно иная.

Ход урока

Урок начинается с песни А. Волкова «Африка». Параллельно идет видеоряд с африканскими сюжетами. (Приложение 1)

С детства снилась Африка, Африка, Африка
С детства снилась Африка, Африка мне,
Будто я по джунглям, по джунглям, по джунглям
Еду на широкой слона спине

А вокруг бананы жуют обезьяны
А вокруг бананы и хочется мне
Хочется бананов, бананов, бананов,
Но нельзя наесться бананов во сне

Мимо бегемот осторожно шагает,
Сбоку крокодил незаметно плывет
А вокруг удавы, удавы, удавы,
Вот ко мне удав под подушку ползет

А однажды ночью такой сон приснился
Что в нем и к чему – до сих пор не пойму,
Будто я по Конго, по Конго, по Конго
Сидя на подушке по Конго плыву

Говорят, что ночью кричу я истошно,
Говорят: «слона он все время зовет».
А мне без бегемота жить невозможно,
Буду-ка я спать день и ночь напролет

С детства снилась Африка, Африка, Африка,
С детства снилась Африка, Африка мне…

Для вас прозвучала веселая песня,
Она приглашает в мир добрый, чудесный,
Мы в Африку с вами отправимся ныне,
Но как объяснить это странное имя?
Откуда название «Африка» взято?
Найдите ответ в своих книжках, ребята.
Откуда название «Африка» взято?

Учебник, стр. 110.

Еще перевод есть довольно серьезный:
С латинского «африа» безморозный.

Путевой лист, задание 1

(Приложение 2)

  1. берберское племя афригии
  2. африа – безморозный (лат.)

Корабль нам поможет добраться до цели.
Готовимся к плаванью. Правильно сели.
Короток путь до нее, иль велик?
Ждет замечательный нас материк!
Короток путь до нее, иль велик?

Путевой лист, задание 2

Определить расстояние от Москвы до Африки по меридиану в градусах и км, сделать запись в тетради (карта мира)

Москва   Африка
56° С.Ш.   23° С.Ш.
56 – 23 = 33° * 111 ≈3663 км

А на пути возникает проблема:
Ну почему такова наша тема?
Мы все в Евразии с вами живем,
Но Африку раньше других узнаем

Карты смешались в этих конвертах.
Разные, но одного континента.
Надо сложить, обозначить названье.
Кто выполнить хочет это заданье?

(Раздать конверты с разрезанными картами Африки: физической, политической, комплексной))

Пусть разберутся с мозаикой этой,
А мы познакомимся с книгою, дети.
Книгой, которую Африка гордо
Нам открывает – «книга рекордов»

«Книга рекордов»

Найдите в учебнике нужные строчки,
Чтобы заполнить эти листочки

Африка – самый … материк
Африка – самый жаркий материк
Африка – континент преобладания равнин
Африка – континент контрастных ПК
В Африке находятся:

  • величайшая пустыня мира
  • крупный массив экваториальных лесов
  • самая длинная река Земли
  • самая полноводная река восточного полушария
  • самые крупные млекопитающие суши

Вот на доске этой маленькой дан
Из перепутанных пунктов план.
Слушайте новый вопрос: для чего
Нам упорядочить надо его?

(Пункты плана в произвольном порядке прикреплены кнопками к пробковому стенду. Поменять их местами и расставить в соответствии с планом изучения материка – задача учеников. Затем этот стенд до конца года не меняется и помогает при изучении каждого материка)

Кто по-порядку все пункты расставит?
Может, Алеша? А может, Виталик?
Я вызываю группу ребят
Пункты расставить в логический ряд.

Путевой лист, задание 3

Проверка мозаики

  1. название карты
  2. по охвату территории
  3. по масштабу
  4. по содержанию

Проверка плана

Все молодцы, поработали славно.
Пока хорошо идет в Африку плаванье.

Ну а сейчас у меня предложенье –
Поговорить о ее положении.
Чтобы был точным этот рассказ,
Ищем в учебнике нужный абзац
Вы по порядку все расскажите
С помощью карты слова докажите.

Путевой лист, задание 4

Учебник стр. 110-111

Надо, чтобы вы сейчас по своим вопросам
Отвечали правильно – это очень просто.
Если вызвали тебя, то бери указку,
Покажи на карте все верно, без подсказки.

Проверка задания 4

Кто внимательно все слушал
И в окошко не смотрел,
Тот понять параграф новый
Быстро, правильно успел
А проверкою для вас
Будет упражнение
Видно, выполним его
За одно мгновение
Кто руку первый поднимает,
Тот нам его и прочитает.

Путевой лист, задание 5

(Если класс слабый, это задание не умещается в рамках урока. Его можно задать в качестве домашнего, а на следующем уроке проварить)

Проверка задания 5

К карте обращаемся с вами каждый день,
И учить названия нам опять не лень.
Покажу я вам сейчас острова, заливы,
Тот, кто знает их уже – человек счастливый
Чтобы трудностей название у вас не вызывало,
Я заливы и проливы все зарифмовала.
Вы сидите – не скучайте, хором дружно отвечайте.

На физическую карту Африки я заранее вешаю цифры, чтобы учащимся удобно было сопоставить стенную карту с картой атласа

  1. В этом море пираты
    Ходили когда-то,
    А сейчас многих стран корабли.
    Расположено море
    Не на просторе,
    А в тисках подступившей земли.
    Море чудное, море древнее
    Под названием Средиземное.

  2. Не русский, английский
    И не татарский,
    Этот пролив навсегда Гибралтарский.

  3. На карте ищет ученик
    Огромный в Африке пролив.
    Все океаны он прошел,
    А вот залива не нашел.
    Скользит указка по стене.
    А может, кто подскажет мне?
    Проехал остров Пиренейский,
    А не нашел залив Гвинейский.

  4. Чутко горы спят,
    Южный крест полез на небо,
    Спустились вниз в долину облака
    Осторожней, друг,
    Ведь никто из нас здесь не был
    На острове большом Мадагаскар.

  5. Отделил пролив широкий
    Остров от материка.
    Вы названье назовете,
    Только рифмы нет пока. Мозамбикский

  6. Есть, ребята, полуостров
    В Африке здесь – край земли.
    А названье – догадались?
    Полуостров Сомали.

  7. Есть город Баден-Баден,
    есть город просто Аден
    залив не Баден-Баденский
    залив, запомним – Аденский.

  8. Соединяет он залив и море
    Он узенький – 5 км шириною.
    Пролив с названьем не советским
    Зовется он Баб-эль-Мандебским.

  9. Море здесь соленое,
    Море здесь прекрасное,
    Вовсе не зеленое,
    Это море Красное.

  10. Что отделяет Африку от Азии,
    Соединив соседние моря,
    В стране Египет, в веке 19-ом,
    Построен он, наверное, не зря.
    Вопрос-то, в сущности, простецкий
    Канал с названием Суэцкий.

    Кто не все запомнил – пусть не огорчается,
    Ведь знакомство с Африкой только начинается.

Практическая работа

Атлас стр. 26 к/к стр. 4

Знаньям своим примененья найдете
В новой практической, дети, работе.
Контурных карт открываем страницы,
Атлас нам тоже сейчас пригодится.
Чтоб отвести от вас двоек угрозу,
Перехожу я, ребята на прозу.

Практическая работа

  1. подписать названия крайних точек Африки, в условные знаки – их координаты.
  2. подписать названия океанов, морей, омывающих Африку, а так же острова, полуострова, заливы, проливы.

Спасибо, ребята, вам за урок,
Пусть все эти знания будут вам впрок.

Д./З. § 24.