Урок-открытие по творчеству М. Цветаевой "Если душа родилась крылатой…": жизнь и творчество М. Цветаевой

Разделы: Литература


Цели урока:

1) заинтересовать учащихся личностью М. И. Цветаевой;

2) увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и прославление человека, и убийственная ирония, и страстная любовь;

3) показать трагичность мироощущения поэта; прививать ученикам глубокое уважение к истории и культуре своей страны.

Использование ИКТ и цель использования: использовался ЦОР диск ЭБНП “Литература”

Цель использования: повышение эффективности проведения урока, повышение мотивации.

Оборудование, материалы, программное обеспечение:

  • компьютер, программа Microsoft Power Point;
  • компакт-диск ЭБНП “Литература”;
  • презентация для сопровождения урока;
  • видеопроектор, экран, телевизор, магнитофон.

Оформление:

В центре экран, на столе цветы, гроздья рябины, свечи, выставка книг о Цветаевой, сборники ее стихотворений, грамзаписи, ноты песен и романсов.

Слева высказывания Марины Цветаевой на доске.

Справа, на доске, портрет Цветаевой.

Учащиеся класса разделены на три группы; задание к уроку получено заранее.

1 группа – ведущие (готовят к уроку сообщения о жизни М. Цветаевой. (4-5человек).

2 группа – чтецы (учат к уроку наизусть стихи М.Цветаевой, готовят краткий анализ лирических произведений).

3 группа – “музыканты” (готовят музыкальное сопровождение урока)

Приложение: Записи на доске (высказывания М. Цветаевой)

“Трудолюбие, отрешенность, простота, отсутствие карьеризма – от отца”.

“Мятежность, страстность, романтика, героика, Германия, одиночество – от матери”.

“Ни у кого ничего не заимствовать, не подвергаться влияниям, быть самой собой”.

“Сережу люблю навсегда, навеки”.

“Если Бог сделает чудо – оставит Вас живым, я пойду за Вами как собака”.

“Его доверие могло быть обманутым, мое к нему - никогда”.

“Не принадлежу ни к какому классу, ни к какой партии, ни к какой литературной группировке”.

“По заказу идеологов писать не могу. Заказ времени – приказ совести”.

Ход урока

2, 3, 4 слайд

На экране появляется портрет Марины Цветаевой. Звучит романс “Мне нравится” в исполнении А.Пугачевой.

Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас урок-открытие, открытие для себя творчества великой русской поэтессы Серебряного века Марины Цветаевой.

“Мне нравится, что вы больны не мной.
Мне нравится, что я больна не вами…”.

Этот романс на стихи М.Цветаевой станет музыкально- поэтическим эпиграфом нашего урока.

Попробуем сегодня на нашем уроке “заболеть” поэзией Марины Цветаевой.

Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. С чего начать? Где закончить? Ведь то, о чем мы будем говорить сегодня – это душа. “Душа – есть все - всюду - вечно” - говорила поэтесса.

Войти в художественный мир Цветаевой трудно, подчас невозможно, не понимая ее первооснов. Сегодня мы попадем под обаяние ее слова, впечатлений от прочитанных стихов, встреч, человеческих связей, всего того, что называется жизнью, жизнью удивительного человека, трудной и одновременно счастливой судьбы. К ,сожалению, многие из наших соотечественников не знают творчества поэтессы, т.е. не “Больны” им, поэтому наша задача сегодня- открыть для себя творчество поэтессы, такое необыкновенное, но душевное.

1 ученик: 5, 6, 7, 8 слайд/

М.И. Цветаева родилась в 1892 году 26 сентября. В пору ее рождения, на излете осени и в преддверии зимы, костром горят ягоды рябины. Именно рябина станет символом цветаевской судьбы, горькой, надломленной, трагичной:

Чтец 1:

Жаркой кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.

Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.

Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

Слайд 8

Отец Марины Цветаевой, Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, искусствовед и филолог, впоследствии стал директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств.

Мать, Мария Александровна Мейн, происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой, художницей, переводчицей, восхищавшей Антона Рубинштейна. Она была человеком мятежным и страстным, свою пылкую романтическую натуру выплескивала в звуках.Мария Александровна открыла глаза детям на никогда не изменяющее человеку вечное чудо-природу, одарила их многими радостями детства, дала им в руки лучшие в мире книги, сама читала вслух Жуковского, Пушкина, Лермонтова, романтические произведения на немецком и француском языках, учила музыке. “После такой матери мне оставалось одно- стать поэтом”, - говорила Марина.

Чтец 2:

Ты, чьи сны еще непробудны,
Чьи движенья еще тихи,
В переулок сходи Трехпрудный,
Если любишь мои стихи.

О, как солнечно и как звездно
Начат жизненный первый том,
Умоляю - пока не поздно,
Приходи посмотреть наш дом!

Будет скоро тот мир погублен,
Погляди на него тайком,
Пока тополь еще не срублен
И не продан еще наш дом.

Этот тополь! Под ним ютятся
Наши детские вечера.
Этот тополь среди акаций
Цвета пепла и серебра.

Этот мир невозвратно-чудный
Ты застанешь еще, спеши!

В переулок сходи Трехпрудный,
В эту душу моей души.

Слайд: сестры.

Слайд 9

Сестра Анастасия, младшая. Была человеком необычайно тонким, в ней нашла Марина родственную душу. У них были схожие голоса, они в два голоса читали Маринины стихи. Но Анастасия была мягче, а Марина жесткая, гордая, своенравная

Чтец 3:

Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты…
- В купели морской крещена – и в полёте
Своём – непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьётся моё своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти? –
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – весёлая пена -
Высокая пена морская!

10, 11 слайд

2 ученик:

Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У неё появилась глубокая страсть – книги и стихи. Простое и хотя бы приблизительное перечисление того, что прочла Цветаева к 18 годам, показалось бы неправдоподобным по количеству и разнообразию. Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Лев Толстой, Немецкие и французские романтики, Гюго, Ламартин, Ницше, Жан-Поль Рихтер, пьесы Гейне, Гёте, книги, связанные с Наполеоном.

Чтец 4:

Что же мне делать, слепцу и пасынку,
В мире, где каждый и отч и зряч,
Где по анафемам, как по насыпям,
Страсти! – Где насморкам
Назван – плач.
Что же мне делать, певцу и первенцу,
В мире, где наичернейший – сер!
Где вдохновенья хранят, как в термосе!
С этой безмерностью
В мире мер?!

И эта страстность – на всю жизнь. Сама же она называла это качество “безмерностью в мире мер”. Как раздражало это её качество многих и многих, как не хотели простить ей непохожести, безудержности, самого высокого градуса горения жизни!

Юная Цветаева пишет стихи как на русском языке, так и на немецком и французском.

Ни у кого ничего не заимствовать, не подражать, не подвергаться влияниям, “быть самой собой” - такою Цветаева вышла из детства и такою осталась навсегда.

3 ученик: 12, 13, 14 слайд

В 1910 году тайком от родителей она выпустила свой первый поэтический сборник, “Вечерний альбом”,ей только что исполнилось 18 лет. Любовь заполняет эту книгу, дышит ею, любовь к маме, сестре, к жизни, такой прекрасной и безоблачной (как недолго это будет длиться!) к подругам по гимназии. Валерий Брюсов, которому Цветаева отослала свой сборник с просьбой “просмотреть его”, дал довольно суровый отзыв, хотя и назвал его “хорошей школой”. Этот достаточно пренебрежительный отзыв сыграл, однако, свою роль: он утвердил в Цветаевой уверенность в том, что ее долг - невзирая ни на что. Оставаться самою собой, быть предельно искренней. А живший в Москве поэт и критик Максимилиан Волошин еще более решительно одобрил вышедший сборник. В Волошине Марина Цветаева нашла друга на всю жизнь.

Чтец 3:

Пусть я лишь стих в твоем альбоме,
Едва поющий, как родник,
(Ты стал мне лучшею из книг;
А их немало в старом доме!)
Пусть я лишь стебель, в светлый миг
Тобой, жалеющим, не смятый;
(Ты для меня цветник богатый,
Благоухающий цветник!)
Пусть так. Но вот в полуистоме
Ты над страничкою поник….
Ты вспомнишь все….
Ты сдержишь крик….
- Пусть я лишь стих в твоем альбоме!
(Надпись в альбом”)

1 ученик: 15, 16, 17 слайд

В мае 1911 года по приглашению М. Волошина Марина с Анастасией приезжают в Крым, в Коктебель. Здесь на волошинских дачах собиралась большая аристократическая компания. Здесь 5 мая и решилась судьба Марины. Бродя по окрестностям Коктебеля в поисках красивых камешков, она встретила высокого юношу с большими голубыми глазами . Марина загадывает, если незнакомец найдет сердолик (розовый крупный камень), то она выйдет за него замуж. Юноша нашел и подарил его. (фрагмент видеофильма “Настанет свой черед”). В январе 1912 года в Москве, в церкви они обвенчались. Марина стала женой Сергея Эфрона. Эфрон подарит любимой кольцо, на внутренней стороне которого выгравирована дата свадьбы и имя Марина.

Чтец 6:

Я с вызовом ношу его кольцо!
- Да, в Вечности – жена, не на бумаге! –
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз.
Мучительно великолепны брови
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей
Его глаза – прекрасно – бесполезны! -
Под крыльями раскинутых бровей –
Две бездны
В его лице я рыцарству верна,
- Всем Вам, кто жил и умирал без страху! –
Такие – в роковые времена –
Слагают стансы – и идут на плаху.
(“Я с вызовом ношу его кольцо”)

Звучит романс “Я тебя отвоюю”(И.Крутой, М.Цветаева)

Чтец 4:

В стихах Марины Цветаевой “ощущается стремление к сжатой, краткой и выразительной манере, где всё ясно, точно и стремительно в ритме”, но вместе с тем глубоко лирично.

Вы, идущие мимо меня
К не моим и сомнительным чарам, -
Если б знали вы, сколько огня,
Сколько жизни растраченной даром, -
И какой героический пыл
На случайную тень и на шорох…
И как сердце мне испепелил
Этот даром истраченный порох.
О, летящие в ночь поезда,
Уносящие сон на вокзале…
Впрочем, знаю я, что и тогда.
Не узнали бы вы – если б знали, -
Почему мои речи резки
В вечном дыме моей папиросы, -
Сколько тёмной и грозной тоски
В голове моей светловолосой.
(…Вы, идущие мимо меня…)

2 ученик: 18, 19, 20 слайд

При содействии Сергея вышли два сборника стихов 1912-1913 годы “Волшебный фонарь”, “Из двух книг”. Так из девочки, пишущей стихи, Марина стала поэтом, знающим себе цену, идущим своим путем.

Чтец 5 читает стихотворение “Моим стихам, написанным так рано…”.

2 ученик:

В октябре 1912 года у Марины и Сергея родилась дочь, ее назвали Ариадной (Алей), в честь героини греческой легенды о Минотавре. 1912-1916 годы самые счастливые в жизни Марины. Безграничная радость, беспредельное счастье, сказочность жизни, полная свобода от всего внешнего, плененность друг другом: “Милый, милый, мы как боги: целый мир для нас…”. Марина стала красавицей, кудри легли кольцами, глаза стали широкими, вокруг них легла темная тень, она похудела… Именно тогда с гениальной легкостью писались, лились рекой стихи: “Моим стихам….”, “Уж сколько их…”, “Под лаской….”, “Мне нравится…” и другие. Поэтические шедевры посвящались любимому Сереже, дочери Але, сестре Асе, Пушкину, Ахматовой, Блоку, Мандельштаму, героям 1812 года. Стихи, посвященные Але, обжигают любовью, нежностью. (Cлайд)

Чтец 6 читает стихотворение “Ты будешь невинной, тонкой…”.

3 ученик: 20 слайд

В стихах Марины появляются новые темы, новые ритмы, ее волнуют вопросы о жизни и смерти, о предназначении человека. Ее стихи мелодичны, задушевны, чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, кинорежиссеры и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы и песни. Так, кинорежиссер Эльдар Рязанов обратился к стихам Марины Цветаевой и в содружестве с композитором Андреем Петровым создал “романсы: Под лаской плюшевого пледа…”, “Мне нравится…”, “У зеркала…”. (звучит романс “Под лаской плюшевого пледа…”, фрагмент видеофильма “Жестокий романс”).

4 ученик: 21 слайд

1917 год. Февральская, а затем Октябрьская революции, Гражданская война перекроили семейный быт россиян. Марина чутьем художника уловила грядущие перемены: “Будет скоро тот мир погублен, погляди на него тайком, пока тополь еще не срублен, и не продан еще наш дом…”. Сама Марина лишь не- надолго увлеклась революцией, а затем отошла от нее навсегда “И проходят цвета пепла и песка революционные войска, нету лиц у них и нет имен, песен нет….”. Осуждает братоубийственную Гражданскую войну, жалеет погибших, ведь перед смертью все равны: “Все рядком лежат – не развесть межей, поглядеть: солдат! Где свой? Где чужой? Белым был – красным стал: кровь обагрила. Красным был – белым стал: смерть побелила…”.

5 ученик:

Сергей Эфрон в рядах белой армии уезжает на Дон, чтобы воевать против революционного правительства. Марина воскликнет: “Если бог сделает чудо – оставит Вас живым, я пойду за Вами как собака”. Она с двумя детьми (в 1917 году родилась Ирина), осталась в Москве. Как и миллионы граждан вынуждена жить среди голода и нищеты, холода и смерти. Не было денег. Все, что можно было продать, было продано. Все, что можно было сжечь, чтобы не замерзнуть, сожжено. Она отдала дочерей в приют, чтобы спасти от голода, но голод был и там. Ирина, младшая, умерла. Старшую Марина забрала, она стала другом, помощником, слушателем, собеседницей, разделила все заботы и хлопоты.

Чтец 1 читает стихотворение “Не знаю, где ты и где я…”.

6 ученик:

В течение четырех лет Марина ничего не знала о муже. Так и жила, каждый день ожидая развязки.

Сергей Эфрон вместе с остатками белой армии эмигрировал за границу. Только 1 июля 1921 года Марина получила письмо: “Мой милый друг, Мариночка! Узнал, что вы живы. Обезумел от радости. Наша встреча была величайшим чудом, еще большим чудом будет наша встреча грядущая”. Марина записала в дневнике: “С сегодняшнего дня – жизнь… Я верю в чудо, Сережа”. Но встретились они только через год, в июне 1922 года, в Германии. За этот год Марина написала более ста стихотворений и поэм.

(1922-1939 годы. Берлин. Прага. Париж. По этим дорогам прошла вся судьба Марины: “Расстояния: версты, мили… нас расставили, рассадили. Не рассорили – рассорили. Не расстроили – растеряли. По трущобам земных широт рассовали нас как сирот”. Так напишет она Борису Пастернаку.

В Германии, которую любила с детства, теперь она была только беженкой.

Чехию, в которой прожила три с половиной года, полюбила навсегда. “Родиной всех, кто без страны”, - называла ее Цветаева. Чехия не просто приютила, помогла, но и накормила бездомных русских. В Праге она жила в большом доме с окном на весь город и на все небо. Любила бродить по улицам, набережной. Позже она воскликнет: “Как я хочу в Прагу, хочу той себя, несчастной счастливой”. Это был светлый счастливый период жизни. Издаются сборники “Разлука”, “Психея”, “Ремесло”, “Царь-девица”, “К Блоку”, “После России”.

1 ученик: 23, 24 слайд

1 февраля 1925 года родился сын Георгий (Мур – ее идол и прокурор), а в октябре 1925 года она покидает Чехию: “Не довспоминавшие, не допонявшие, точно с праздника уведены. Наша улица – уже не наша. Сколько раз по ней – уже не мы”.

Семья переезжает в Париж, обещали заработок, там были друзья, воспоминания о свадебном путешествии, о том, тогдашнем Сереже. Но надежды, связанные с переездом, не оправдались. Четырнадцать лет семья кочует по убогим кварталам рабочих предместий. На лучшее не было денег.

Именно тогда в 30-е годы она чувствует особую тягу к истинно русскому. Остро ощущает одиночество и сиротство на чужбине, ненужность и невостребованность.

25 слайд

2 ученик:

Поэтесса обращается к своим поэтическим кумирам: Пушкину она посвящает цикл стихотворений “Стихи Пушкину” 1931, Владимиру Маяковскому “Выстрел в самую душу” 1930, Б. Пастернаку “Русской ржи от меня поклон” 1934, Анне Ахматовой “Одну с тобой мы землю топчем…” и другие. В них она выражает свои мысли и чувства.

Сергей Эфрон, осознав свою вину перед Россией, стал сотрудничать с НКВД. Французская полиция заподозрила его. Под чужим именем он вынужден в сентябре 1937 года вернуться в СССР. Дочь Аля уехала еще раньше, в марте. (“Лучше умереть на Родине, чем жить на чужбине”). “О, страшная тяжесть свершенных дел, и плащ его красен и конь его бел”, - воскликнет Марина. На одном из допросов Марина скажет: “Не принадлежу ни к какому классу, ни к какой партии, ни к какой литературной группировке”. Она продолжает безгранично верить Сергею Эфрону: “Его доверие могло быть обмануто, мое к нему – никогда”. С этого дня эмиграция отвернулась от Цветаевой окончательно. Она постоянно думает о Родине: “До Эйфелевой – рукой подать. Подавай и лезь. Но каждый из нас такое зрел, зрит, говорю и днесь, что скучным и некрасивым нам кажется ваш Париж. Россия, моя Россия, зачем так ярко горишь?”. Ее волнуют проблемы долга и чести, правды и совести. “Обман всегда низок, истина высока. Правда высока, совесть высока”. Она осознает: “Здесь, в Париже, я не нужна. Печатают, но не читают. В России – невозможно: печатать не будут, но, может быть, будут читать в рукописях. Ведь все, что написала о России и для России”.

Вокруг Цветаевой всё теснее смыкалась глухая стена одиночества.

Чтец 3:

И не спасут ни стансы, ни созвездья,
А это называется – возмездье.
За то, что каждый раз,
Стан разгибая над строкой упорной,
Искала я над лбом своим просторным
Звёзд только, а не глаз…
(“И не спасут ни стансы, ни созвездья…”)

3 ученик 26 слайд

В оценках событий и людей Марина Цветаева исходила из высшей правды. Она до конца пыталась быть честной и объективной, сочувствовала слабым и страдающим, презирала всё то, что противоречило общечеловеческим представлениям о правде. Цикл стихов “Лебединый стан” - о белом движении, о несправедливости судьбы.

“Что это было?” - спрашивала М. Цветаева.

Была братоубийственная и самоубийственная война… было незнание, непонимание нами народа…” - говорил Сергей Эфрон.

27 слайд

4 ученик: Находясь 17 лет в эмиграции, Марина Цветаева постоянно думала о Родине. В 1934 году она написала удивительное стихотворение “Тоска по Родине…”.

Тоска по Родине! Давно
Разоблачённая морока!
Мне совершенно всё равно -
Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошёлкою базарной
В дом, и не знающий, что – мой,
Как госпиталь или казарма…

В этом стихотворении речь идёт о героине, которая как будто покорилась судьбе. Но это внешнее впечатление. Подчинённость не коснулась её внутренней сути. Куст “Рябины красной” всколыхнул всё её существо и восстановил в душе образ любимой Родины.

5 ученик 27, 28 слайд

Летом 1939 года Марина вместе с Георгием вернулась на Родину. Но надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Было жестокое время беспощадного террора. Сергей Яковлевич Эфрон (октябрь 1939) и Аля (август 1939) были обвинены в измене Родине и арестованы, арестована сестра Анастасия. У Марины не было постоянной работы, не было постоянно жилья, Мура не принимали в школу (не было прописки). Ночами выстаивала длинные очереди под стенами тюрем. “Как билась в своем плену от скрученности и скрюченности, и к имени моему – Марина – добавьте – мученица”.

Встреча с читающей Россией не состоялась. Этой Москве она была не нужна: “Поэт из далека заводит речь, поэта далеко заводит речь. Есть в мире лишние, добавочные, не вписанные в окаем, не числящиеся в вашем справочнике, им свалочная яма – дом”.

6 ученик: 29, 30, 31 слайд

Началась война. Марину с сыном выслали в Елабугу (20 августа 1941 года). Город Елабуга - последнее земное пристанище неукротимой души поэта.

Из воспоминаний М.И. Цветаевой

“… Я постепенно утрачиваю чувство реальности: меня – всё меньше и меньше… Никто не видит, не знает, что я год ищу глазами – крюк… Я год примеряю смерть. Всё уродливо и страшно… Я не хочу умереть. Я хочу не быть…”

7 ученик:

31 августа 1941 года в полном одиночестве, в состоянии депрессии она ушла из жизни.

Из воспоминаний М.И. Цветаевой

“Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь – что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик”.

5 ученик:

Сын ничего не смог передать. Свидетельство о смерти было выдано сыну 1 сентября. В графе “Род занятий умершей” написано – “эвакуированная”. Повезли прямо из больничного морга в казённом гробу, повезли по пыльной дороге туда вверх, в гору, где темнели сосны. Кто провожал её в последний путь? Кто шёл за гробом? Не всё ли равно!... Гроб: точка стечения всех человеческих одиночеств, одиночество последнее и крайнее… Могила затерялась. “Нет в мире виноватых”, - сказал когда-то Шекспир. Но может быть тот великий, который скажет когда-нибудь, что все виноваты, будет не менее прав.

4 ученик:

Сергея Яковлевича расстреляли 16 октября 1941 года. Дочь Ариадна была арестована и 17 лет провела в лагерях и тюрьмах.Она была талантливой переводчицей. После ссылки посвятила оставшиеся годы жизни собиранию архивов матери, писала воспоминания, но не успела закончить книгу воспоминаний. Умерла в 1975 году.

Сын Георгий в Ташкенте закончил школу, поступил в институт философии, литературы и искусства в Москве. В начале 1944 года призван в армию, а 7 июля погиб в первом бою (19-ти летним). (Он был похож на Марину Цветаеву, его звали Марин Цветаев).

Чтец 4: Стихотворение, посвящённое Марине Цветаевой:

В Москве, в переулке старинном,
Росла я, не зная тогда,
Что здесь восходила Марина –
Российского неба звезда.
А после, в гремящей траншее,
Когда колыхала земля,
Не знала, что смуглую шею
Тугая стянула петля.
Не знала, что вновь из тумана
Взойдёт – и уже навсегда –
Сгоревшая жутко и странно
Российского неба звезда. (Ю. Друнина)

Звучит песня на стихи Цветаевой “Уж сколько их упало в эту бездну”.

32-42 слайд

Заключительное слово (учитель):

Огромно наследие Цветаевой :стихи, 17 поэм, размышления, воспоминания, лирические эссе, философские этюды, стихотворные драмы. Марина Цветаева – поэт “предельной правды чувств”. Она со всей своей “не просто сложившейся судьбой, со всей яркостью и неповторимостью самобытного дарования по праву вошла в русскую поэзию…”. (Всеволод Рождественский)

Поэзия М. И. Цветаевой остаётся современной. После более чем полувекового молчания настало время её стихов. Читая строки её произведений, вникая в разнообразные и переменчивые чувства лирической героини, мы восстанавливаем облик Марины Цветаевой, её духовный мир, её боль, её Россию.

Подводя итог урока, хочу задать вам вопросы:

1. Вы впустили в свое сердце М Цветаеву?

2. Какие моменты из жизни Цветаевой вас особенно потрясли?

3. Какой предстала перед вами поэтесса? (Задание выполняется группами:

а) на основании услышанного и увиденного;

б) по текстам стихотворений, которые читали ребята;

в) на основании высказываний М. Цветаевой, записанных на доске.

Ребята, мы лишь приоткрыли дверь в богатейший мир наследства поэта. Надеюсь, у вас возникло желание обратиться к ее поэзии, перелистать сборники ее стихов, выучить понравившиеся строки.

Домашнее задание: (на выбор)

1. Составить хронологическую таблицу о жизни и творчестве поэтессы.

2. Выучить понравившееся стихотворение.

3. Написать сочинение-эссе: “Для меня творчество М. Цветаевой – это…”.

Хочу закончить наш урок еще одним открытием - завещанием М. Цветаевой:

Где судьба бы вам жить не велела.
В шумном свете иль в сельской тиши,
Расточайте без счета и смело
Все сокровища вашей души:
Спасибо Вам и Сердцем и рукой,
За то, что Вы меня так любите!!!