Развитие социальной одаренности детей и молодежи в условиях детских и молодежных общественных объединений и организаций

Разделы: Внеклассная работа


…если мы знаем, как из слабости возникает сила,
из недостатков – способности, то мы держим 
в своих руках ключ к проблеме детской одаренности.

Л.С. Выготский

В современных условиях серьезных качественных изменений системы образования и воспитания и все большего смещения приоритетов в сторону поддержки и развития внутреннего потенциала личности детей и подростков наибольшую актуальность приобретает проблема развития детской и подростковой одаренности. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

Обозначенная проблема требует поиска таких педагогических условий, которые способствовали бы ее эффективному решению. Существующий социальный заказ государства на развитие одаренных детей и подростков привел к возникновению и действию в стране общероссийского общественного движения «Одаренные дети – Будущее России», а также государственной программы «Дети России».

В современной науке существуют десятки трактовок понятия детской одаренности, многие из них крайне противоречивы. Поэтому приходится довольствовать «усредненным» понятием, по которому одаренность – это индивидуальное сочетание способностей, которое позволяет человеку в совершенстве за сравнительно короткое время овладеть навыками и умениями, необходимыми для успешного выполнения деятельности [№ 4, С.17].

Одарённый ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Тогда социальную одаренность личности можно рассматривать как ярко проявляющуюся способность человека проявить свои лидерские, коммуникативные, творческие и иные качества в социальной среде, в которой действует личность и которую личность преобразует [№7, С.12].

Цель работы: представить практический опыт развития социальной одаренности детей и молодежи в детской общественной организации.

Задачи:

  • Рассмотреть ДОО как фактор успешной  социальной одаренности детей и молодежи
  • Определить организационно-педагогические условия процесса, социальной одаренности подростков в детской общественной организации.

Предмет  исследования – социальная одаренность подростков.

Объект  исследования– детская общественная организация  как особый институт социальной одаренности.

Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ педагогической литературы, анализ нормативной базы ДОО, беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование, изучение педагогического опыта, обобщение.

Современные исследователи, развивая отечественные традиции Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др., предложили комплекс разнообразных методик по развитию детской одаренности (Н.С. Лейтес, A.M. Матюшкин, В.С.Юркевич, Дьяченко О.М. и др.). Они обосновали решение широкого спектра научно-практических задач диагностики, прогнозирования развития интеллектуально-творческого потенциала личности, воспитания и обучения одаренных детей и подростков в образовательном процессе.

Анализ данных работ стал теоретической основой моей работы в области социальной одаренности детей и молодежи.

Гипотеза – социальная одаренность подростков в системе ДОО будет эффективной, если обеспечиваются следующие условия: 

– позитивная коммуникация в совместной деятельности;
– общественно значимая социальная активность; 
– эмоциональная комфортность; 
– креативная среда;
обеспечивающие определение траектории развития одаренности подростков в ДОО;
– формирование развивающей среды, стимулирующей реализацию потенциала одаренных подростков.

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Современное общество нуждается в личностях, способных увлечь за собой, организовать совместную деятельность, понимать других людей. Такие качества рассматриваются как основные составляющие социальных способностей. Очень многое зависит и от семьи, и от школы, задача  которой состоит в том,  чтобы  поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы они были реализованы.

Высокий уровень развития социальных способностей определяется как социальная одаренность, представляющая собой умение устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми [№ 2, С. 416].

Существенную роль в организации системной работы с одаренными детьми играют общественные объединения и ассоциации. Они дополняют школьные  структуры, поскольку отражают более широкий спектр мнений по проблемам образования одаренных детей. Социальная одаренность предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими. Социальная одаренность  выявляет особенности, которые позволяют быть лидером, проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности. Наибольшую степень  социальной одаренности, социально-профессинального самоопределения, гражданского становления личности  школьники получают именно в работе ДОО. 

Детская общественная Организация  «Школьная Ассоциация городов» (далее ШАГ) – добровольная, неполитическая, нерелигиозная, самоуправляемая организация, объединяющая детей, подростков, их родителей, учителей и других специалистов образовательного учреждения. Дата образования – 30 апреля 1999 года.     

В своей деятельности ДОО «ШАГ» прошел долгий путь  становления, развития, совершенствования (Приложение 1). ДОО сегодня рассматривается нами как современная педагогическая технология, способствующая социальной одаренности, освоению ею опыта социальных отношений в решении возрастных задач, ее социальному взрослению, формированию организаторских, лидерских качеств.  

Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности (Приложение 2).

Синонимом «лидерской или социальной одаренности» является понятие «организаторские способности». Социальная одаренность  характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими.  Лидерская одаренность предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, но наряду  с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях у людей с этим типом одаренности  наблюдается  яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям [№3, С.55].

Посредством детских общественных организаций подростки получают  реальную возможность овладеть социальными отношениями между людьми. Важную роль играют детские и молодежные общественные организации, в которых самоорганизация и самоопределение дают возможность естественного вхождения в систему открытых гражданских отношений. Условия, которые создаются для ребенка в ДОО, а именно попробовать себя в различных социальных ролях,  дают ему возможность  в выстраивании индивидуальной образовательной траектории, расширении знаний выпускников о возможностях реализации себя в различных социальных и профессиональных сферах.

Различные виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального  взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то  же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.
В сообществе сверстников, где взаимодействие строятся на равных и статус надо заслужить и уметь поддержать, подросток вырабатывает необходимые взрослому коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. Создание групповой принадлежности, солидарности дает подростку чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия, устойчивости, формирует чувство ответственности за себя и других.      Работа в ДОО – это сотрудничество с детьми, ответственность за которую несут взрослые. Что нам нужно от детей? Чтобы они могли активно, сознательно, творчески сотрудничать с людьми и обществом в целом. Не подчиняться, не подчинять, не приспосабливаться, и не ломать всех вокруг себя, а сотрудничать. И кого больше всех мы ценим в нашей жизни? Людей, с которыми легко и интересно работать вместе. Сотрудничество – одно слово, но оно содержит в себе, если вдуматься, все высокие нравственные качества. Только в сотрудничестве и можно воспитать человека для человека.

Достоинство деятельности ДОО «ШАГ» видны на примере личностного  роста выпускницы 2010 года Тороповой Юлии (Приложение 3).
Привлекательной стороной деятельности любой организации является признание заслуг членов организации, их личностных достижений всем сообществом.

Условия гражданского становления, социальной адаптации и социальной одаренной  личности в ДОО «ШАГ» позволили не только выпустить в жизнь социально активных членов общества, но создать жизнеспособную, деятельную организацию, которой в этом году исполняется 12 лет. На празднике, посвященном 10-летнему юбилею организации, совпавшем со 100-летием детского движения России, в рамках Республиканского этапа Всероссийской акции «Костры детства», в котором принимали участие гости из других ДОО Республики Коми, был отмечен большой вклад ДОО «ШАГ» в дело становления детского движения в Республике Коми (Приложение 4). Деятельность ДОО «ШАГ» направлена на реализацию государственной молодежной политики, поэтому она широко сотрудничает с различными социальными институтами, является членом Международного союза детских общественных объединений СПО-ФДО (Приложение 5).

Таким образом, сегодня большую социальную значимость приобретает задача создания условий для развития  социальной одаренности личности через детские общественные организации.    

Заключение

В работе определены организационно-педагогические условия процесса  социальной одаренности подростков в детской общественной организации. Таким образом, реализация определенных нами организационно-педагогических условий социальной одаренности у подростка в детской общественной организации дала положительные результаты. В своей основе результаты подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:

1.  При наличии творческих форм совместной деятельности, где каждый ребенок может проявить себя, почувствовать свою значимость в общем успехе, формируется коллективная установка на поддержку творческих условий каждого. И, конечно, выпускники образовательных учреждений,  в которых  работают ДОО, отличаются от выпускников образовательных учреждений, где нет органов ученического самоуправления и ДОО (Приложение 6).  Именно в совместной творческой деятельности в ДОО подростки, будущие выпускники, получают социальный опыт, опыт управления, проектирования.    Кроме того, создание творческой атмосферы, направленной на стимуляцию образного мышления, способствует развитию индивидуальных способностей детей, уменьшает количество стрессовых ситуаций, помогает развивать межличностные отношения. Особенно большое значение этот фактор имеет при обеспечении благоприятной психологической атмосферы в нашей школе.

2. Содействуя процессу личностного творческого роста, ДОО помогает самораскрытию, самореализации и самовыражению человеческого и творческого потенциала подростка.

Список литературы:

1. Матюшкин А.М. Творческая одаренность // Общественные движения и социальная активность молодежи/Материалы Всесоюзной конференции «Человек в системе общенаучных отношений». М., 1991.
2. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М., 2000.
3. Лейтес Н.С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия», Москва – Воронеж; 1997 г.
4. «Одаренный ребенок» /под ред. О.М. Дьяченко – М; 1997 г.
5. «Психология одаренности детей и подростков»/под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С.Лейтеса, Т.М. Марюгина – М; 2000 г.
6. «Психология одаренности: от теории к практике»/под ред. Д.В. Ушакова – М; 2000 г.
7. Юркевич В.С. «Одаренный ребенок» – М; 1996 г.