Применение информационных технологий на уроках физики. Урок "Парообразование и конденсация". 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Сейчас, когда происходит постепенное снижение интереса большинства школьников к изучению физики, необходимо найти пути повышения эффективности знаний по данному предмету.

При подготовке к урокам, я ставлю себе цели: сформировать у учащихся устойчивый интерес к преподаваемому предмету, преподнести урок так, чтобы процесс постижения новых знаний захватил учеников и доставил удовольствие от проделанной работы.

Также считаю, что современный учитель должен сочетать в себе не только знание предмета, но и знание психологии ученика, социальную характеристику класса, а также должен обладать актерскими способностями.

Современная школа требует и современного подхода к организации урока: это применение информационных технологий, использование интернет- ресурсов, показ слайдов мультимедиа, создание презентаций.

Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение материала, поэтому я считаю, что уроки с использованием проблемного обучения для формирования представления о процессе научного познания играют важную роль в преподавании физики.

Один из таких уроков я представила на конкурс.

Цели урока:

  • Дидактические – создать условия для усвоения учебного материала, используя проблемное обучение.
  • Образовательные – формировать понятия о явлениях парообразования и конденсации.
  • Развивающие – формировать представление о процессе научного познания.
  • Воспитательные – прививать культуру умственного труда.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: компьютер, большой экран, проектор, презентации «Агрегатные состояния вещества», «Круговорот воды в природе», «Испарение и конденсация» , сосуд с горячей водой, плитки электрические.

Оборудование для учащихся: сосуды со спиртом, сосуды с водой, матовые стекла, стеклянные и металлические пластины, ватные палочки, пипетки.

План урока:

1. Организационный момент 1 мин.
2. Подготовка к усвоению нового материала, просмотр презентации. 6 мин.
3. Актуализация опорных знаний 3 мин.
4. Освоение нового материала 20 мин.
5. Закрепление знаний 10 мин.
6. Рефлексия 5 мин.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Подготовка к усвоению нового материала. Мотивация.

Послушайте стихотворение:

Вода появляется из ручейка, ручьи по пути собирает река.
Река полноводно течет на просторе, пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана, над ним формируются клубы тумана.
Они поднимаются выше, пока, не превращаются в облака.
А облака, проплывая над нами, дождем проливаются, сыплют снегами.
Весной соберется вода в ручейки, они потекут до ближайшей реки.

– Как называется такой процесс в природе?

– Верно, круговорот воды в природе. (Демонстрация презентации «Круговорот воды в природе». Приложение 1). Сегодня мы будем изучать явления, без которых этот процесс был бы невозможен, а значит, и облик нашей планеты был бы другим.

Тема нашего урока «Парообразование и испарение».

Начнем изучать эти явления с опыта. Подышите на прозрачное стеклышко.

– Что вы наблюдаете?

– Как и почему это происходит?

– Как называют происходящие явления?

– Правильно, вы наблюдаете образование пара и конденсата.

– Запишите тему сегодняшнего урока.

– Наблюдали ли вы эти явления в природе и в быту? Где? Примеры приведите.

– Действительно, мокрое белье сохнет, вода, разлитая на пол испаряется, лужи исчезают, пар на стенах в ванной оседает в виде капель воды, и др. Ваши примеры являются фактами, что мы наблюдаем парообразование, испарение и конденсацию в природе и быту. В течении урока мы объясним эти факты. Какова цель нашего урока?

– Изучить явления испарения, парообразования и конденсации.

III. Актуализация знаний.

(Демонстрация презентации «Агрегатные состояния вещества» Приложение 2). Вопросы:

– В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?

– Назовите три агрегатных состояния у воды.

– В чем сходство и отличие воды в этих состояниях?

– Одинаковы ли скорости движения молекул вещества, находящегося в любом агрегатном состоянии?

– Какой энергией обладают молекулы вследствие своего движения? Вследствие взаимодействия?

IV. Освоение нового материала.

На основе знаний о молекулярной природе тепловых явлений посмотрим модели явлений испарения и конденсации, с помощью которых объясним наблюдаемые явления в природе и быту. Демонстрация презентации « Испарение и конденсация». Приложение 3. Учащиеся смотрят презентацию, выполняют рисунки, отвечают на вопросы самостоятельно. Учащиеся должны сделать такие выводы:

  • Явление превращения жидкости в пар называется парообразованием
  • Парообразование, происходящее с поверхности жидкости, называется испарением.
  • Явление превращения пара в жидкость называется конденсацией.

При испарении жидкость покидают наиболее быстрые молекулы, поэтому средняя скорость остальных молекул жидкости становится меньше. Следовательно, и средняя кинетическая энергия остающихся в жидкости молекул уменьшается. Это означает, что внутренняя энергия испаряющейся жидкости уменьшается .Поэтому, если нет притока энергии к жидкости извне, испаряющаяся жидкость охлаждается. Конденсация пара сопровождается выделением энергии. Пример: человек после купания в пруду выходит на берег, ему холодно, потому что при испарении, жидкость охлаждается. Летним вечером, когда воздух становится холоднее, выпадает роса.

Далее, выясним, от каких причин зависит скорость испарения жидкостей( ученики работают в группах по 4 человека, выполняя экспериментальные задания и отвечая на вопросы).

Карточка с заданиями:

Задания Ответы
1. Когда быстрее высохнет белье, в холодную или жаркую погоду?
2. Капните с помощью пипетки воду на холодное и горячее стекло.
3. Где быстрее высохнет вода: в луже или в ведре?
4. Капните на стекла пипеткой воду, на одном стекле разотрите, где быстрее испарится?
5. Что быстрее испарится: подсолнечное масло или вода?
6. Капните на одно стекло масло, а на другое воду, сделайте вывод
7. Когда быстрее высохнет скошенная трава: в ветреную или безветренную погоду?
Зависит:
– От температуры
– От площади поверхности жидкости
– От рода жидкости
– От скорости ветра

После выполнения заданий представители групп делают вывод, что скорость зависит от каждого фактора.

V. Закрепление знаний учащихся.

Используя построенные модели явлений испарения и конденсации, решим следующие задачи:

– Выйдя в жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит?

– Что остынет быстрее при одинаковых условиях: жирный суп или чай?

– Нам часто приходится стирать и сушить белье. В какую погоду это лучше всего делать?

– Почему температура воды в открытых водоемах в летнюю пору почти всегда ниже температуры окружающего воздуха?

VI. Итог.

Вспомним основные этапы и их последовательность. Какой этап научного познания вам показался наиболее трудным? Наиболее важным? Наиболее интересным?

Основу метода научного познания заложил великий итальянский ученый Г. Галилей. Именно этим путем идут ученые, совершая свои открытия. И мы на этом уроке изучали новый материал соответственно циклу естественнонаучного познания. Достигли ли мы цели урока?