Методические рекомендации для проведения уроков АФК в костюме "Гравистат" у школьников с детским церебральным параличом

Разделы: Коррекционная педагогика


Нарушение функций опорно-двигательного аппарата у детей является серьезным заболеванием, которое встречается довольно часто. Диапазон степени двигательных нарушений очень широкий. Подавляющее большинство таких больных становятся инвалидами уже с детства. Реабилитация детей с ДЦП - это не только медицинская задача, но и во многом педагогическая и социальная. Важно не только восстановить утраченные двигательные функции, не только повысить функциональное состояние ребенка, но и научить его сидеть, ходить, обслуживать себя, т. е адаптировать к окружающей среде.

 Метод динамической проприоцептивной коррекции с использованием рну "Гравистат" предложен профессором К. А. Семеновой в 1993 году. С  2000 года успешно используется в  школе-центр "Динамика" для  детей с   синдромом ДЦП  и  нарушением ОДА, накоплен большой положительный опыт.

Сущность метода заключается в воздействии на мозговые структуры функциональной системы антигравитации (ФСА) потока скорригированной проприоцептивной импульсации, возникающей при выполнении ребёнком произвольных движений в устройстве "Гравистат". [Семенова. К. А. Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией детского церебрального паралича].

Рефлекторно-нагрузочное устройство " Гравистат" представляет собой систему установочно-базовых элементов и эластичных тяг, выполненных из различных вариантов ткани. Тяги задают регулируемую компрессионную нагрузку, направленную вдоль длинной оси тела, и корригируют положение отдельных двигательных сегментов туловища и нижних конечностей.

Правильно подобранная осевая нагрузка и функциональная коррекция положения двигательных сегментов тела ротационными ("вращающими") тягами приводят к возникновению потока нормализованной импульсации, направленного от рецепторов суставно - мышечно-связочного аппарата в центральную нервную систему. Под воздействием этого потока происходят преобразования деятельности функциональной системы антигравитации и других анализаторных систем мозга, что является основой для развития физиологических движений, эмоций и воли, в определенной степени - интеллекта и речи детей.

"Гравистат" это костюм-тренажер для тренировки мышц в циклическом режиме, который обеспечивает:

- дозированную компрессионную нагрузку, направленную вдоль длинной оси тела;
- коррекцию положения отдельных сегментов локомоторного аппарата;

- снижение тонуса грудных мышц и устранения их рефлекторного влияния на мышцы тазового и плечевого пояса;

- тренировку ослабленных мышц в оптимальном режиме.

В нашей школе накоплен большой опыт проведения занятий в рну "Гравистат", существенно отличающийся от занятий в стационарах, реабилитационных центрах. Уроки по двигательной коррекции у нас проводятся 4-5 раз в неделю по 35-50 минут, согласно расписанию и состоят из подготовительной, основной, заключительной частей урока. Уроки по физической реабилитации носят коррекционно-оздоровительный характер. Большое внимание уделяется выработке правильного положения головы, туловища, согласованного движения верхних и нижних конечностей при ходьбе, обучение навыкам самообслуживания. Так как у нас нет достаточно времени для проведения укладок, сеансов массажа перед использованием рну "Гравистат", мы используем комплекс корригирующей гимнастики.

Занятия в костюме начинают с минимальной нагрузки, которую постепенно увеличивают от урока к уроку, в зависимости от состояния ученика. Длительность занятий увеличивается постепенно от 10-15 минут в начале курса до 50-90 минут в конце (включая перерывы на отдых). Курс занятий в костюме "Гравистат" состоит из ежедневных занятий в течении 4 недель.

Применение РНУ " Гравистат" окажет своё максимальное воздействие, если перед его надеванием выполнить некоторые упражнения ЛФК (подготовительная часть урока). Упражнения направлены на одно из ведущих звеньев патологического стереотипа - большую грудную мышцу и те группы мышц, которые при своём сокращении могут стимулировать её последующее напряжение.

- Исходное положение до надевания костюма. Лёжа на спине, руки вдоль туловища. На счет 1-2 медленный, продолжительный, полный вдох, руки вверх, потянуться. На счет 3-4 медленный, продолжительный, полный выдох, и.п.

- И.п. лёжа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, локти прижаты к туловищу. 1-2 вдох, руки в упоре, прогнуться в грудопоясничном отделе;

3-4 и.п., выдох (рот трубочкой).

- И.п.- то же, прогнуться, повороты головы вправо-влево с фиксацией взгляда на противоположной пятке.

- Из исходного положения, лёжа на животе, руки в упоре: плавный переход в положение на четвереньки, на колени, в положение стоя.

- И.п. стоя спиной к гимнастической стенке, хват руками на линии плеч, руки согнуты. Прогнуться в грудном отделе, таз, поясничный отдел, задняя поверхность бедер, голень плотно прижаты к стенке. Подбородок параллельно полу, плечи разведены наружу, лопатки соединяются вместе.

- И.п. стоя спиной к гимнастической стенке, хват руками на линии тазобедренного сустава. (Следить, чтобы затылок, спина, таз, голени были плотно прижаты к стенке, подбородок параллельно полу). Шаг ноги вперёд, перенос центра тяжести на "переднюю" ногу, прогнуться. Плечи разведены, лопатки вместе, живот подтянут, опора на всю стопу, подбородок параллельно полу. То же другой ногой. Обратить внимание на выпрямление ног в коленных суставах.

- И.п. стоя лицом к гимнастической стенке вплотную, хват руками на линии плеч, руки согнуты. Попеременно отведение прямой ноги назад. Следить, чтобы отведение ноги выполнялось не "блоком", а усилием ягодичных мышц.

- И.п. стоя лицом к гимнастической стенке, хват руками на линии груди, руки согнуты в локтях. Прогнуться в поясничном отделе, поворот туловища вправо (влево), одновременно выпрямляя руку правую (левую), потянуться за рукой.

- И.п. стоя спиной к гимнастической стенке, затылок, лопатки, таз, задняя поверхность бёдер, голени, пятки плотно прижаты к стенке.
На счет 1-2 потянуться макушкой вверх, вдох; 3-4 выдох, и.п.

Занятия в костюме "Гравистат" направлены на решение следующих основных задач:

- нормализация тонуса мышц, коррекция позо-тонических рефлексов;

- коррекция порочных установок ОДА (конечностей, отделов позвоночного столба и др.);

- увеличение подвижности в суставах;

- тренировка ослабленных мышц в оптимальном режиме;

- формирование вестибулярных и антигравитационных реакций, статодинамической устойчивости (равновесия и ориентировки в  пространстве);

- улучшение мышечно-суставного чувства;

- улучшение общей опорности конечностей и их отдельных сегментов;

- улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.

В процессе занятий в рну " Гравистат" следует обучать:

  • правильной вертикальной установке головы и туловища по отношению к опорной поверхности;
  • перемещению центра тяжести верхней части тела на опорную ногу
  • перемещению неопорной ноги;
  • правильной постановке стопы в конце фазы переноса ноги;
  • возможности сохранить позу при опоре на каждую ногу;
  • равному распределению массы тела на обе стопы;
  • направлению движения и ритму.

Сначала обучают ребёнка ходьбе с поддержкой, используют параллельные брусья, канадские палочки.

Упражнения, применяемые в рну "Гравистат" для тренировки самостоятельной ходьбы:

1. Стоя спиной к шведской стенке, прижиматься затылком, лопатками, тазом, задней поверхностью бёдер и голени; тянуться макушкой вверх.

2. Стоя на вестибулоплатформе, не отрывая стоп от опоры, перенос центра тяжести с одной ноги на другую.

3. Стоя лицом; боком; спиной к шведской стенке, ноги на ширине плеч, перенос центра тяжести на правую, левую ногу.

4. Стоя правым боком к шведской стенке, отведение левой ноги назад с одновременной внутренней ротацией туловища и махом левой руки вперёд. То же другим боком.

5. Стоя спиной у шведской стенки, ноги на ширине плеч, ребёнок самостоятельно переносит массу тела с одной ноги на другую, производя при этом короткий шаг вперёд, руки хватом сверху на уровне таза. Упражнение способствует выработке чувства опоры и правильного перемещения туловища.

6. Тренировка в положении двойной опоры - на пятку передней и носок задней ноги. Ребёнок делает качательные движения, ставя на опоры полностью то одну, то другую ногу.

7. Ходьба в медленном темпе на тренажере - беговой дорожке.

8. Подъём и спуск по ступеням различной высоты и ширины.

9. Подъём и спуск по лестнице: приставными шагами, лицом вперёд.

10. Ходьба на тренажерах: - степпере. После того как ребёнок научиться самостоятельно ходить, применяют упражнения, направленные на совершенствование ходьбы:

а) Отработка длины шага. Перешагивание через предметы различной высоты, ширины, объёма.

б) Отработка правильной постановки стопы. Ходьба по следовой дорожке, по специальной разметке.

в) Ходьба в разном ритме.

г) Спуск по лестнице спиной вперёд.

е) Ходьба по пандусу лицом, спиной вперёд, приставными шагами левым, правым боком.

ж) Ходьба с поворотами.

з) Ходьба со сменой направления движения и остановками по заданию.

Занятия в  костюме проводятся по общим принципам:

1.  Формирование правильной схемы тела, навыков прямостояния, сохранения равновесия.

2. Выработка естественной схемы движения конечностей при обучении  ходьбе.

3. Обучение синхронным движениям рук и ног при ходьбе.

4.  Обучение методам безопасного падения.

5. Обучение правильному перемещению стоп при ходьбе в лечебном костюме  

6.  Перекат с пятки на носок

7. Дыхательные упражнения.

Степень выраженности положительного эффекта занятий в ЛК "Гравистат" зависит от степени тяжести заболевания, мотивации к становлению движений, наличия функциональных или органических контрактур в суставах конечностей (особенно тазобедренных и голеностопных), патологических синергий.

В результате проведённой работы за долгие годы отмечалась положительная динамика у учащихся со спастической диплегией, с гиперкинетической формой ДЦП. У учащихся, прошедших несколько курсов занятий в костюме "Гравистат" значительно улучшилась походка, нормализовалась осанка, увеличились показатели, стоя и сидя, повысился эмоциональный тонус.

Содержание занятий в костюме "Гравистат" направлено на формирование школьников с церебральным параличом комплекса необходимых двигательных умений и навыков, развития физических качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем, развитие психических функций.

Список использованной литературы.

1. Семенова, К.А. Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией детского церебрального паралича. М. Антидор. 1999. - 384 с.