Родительское собрание "Влияние СМИ на развитие мировоззрения учащейся молодежи"

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями


ЦЕЛЬ: Выявить с родителями роль влияния СМИ на развитие мировоззрения учащейся молодежи.

Оборудование: проектор, экран.

При подготовке к родительскому собранию проведено анкетирование учащихся класса. Анализ ответов приведен в презентации, сопровождающей ход собрания.

Ход собрания

Живя в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них Для нас стало, довольно, обыденным смотреть последние новости по любимому телеканалу, узнавать счёт футбольного матча на спортивном сайте через Интернет, слушать прогноз погоды на день на волнах полюбившейся FM - радиостанции :

Средства массовой информации не только отражают происходящие в стране процессы, но и оказывают влияние на формирование мировоззрения у молодежи, принимают на себя распространение и создание соответствующих норм поведения, социальных ценностей и целей.

Немного истории

Тысячу лет назад человек владел четырьмя видами коммуникации - устной речью, музыкой, живописью и письменностью. Затем, нарастая по темпам, происходят процессы "размножения" средств коммуникации. В XV веке появляется печатная книга, в XVII - газеты и журналы. В XIX веке начинается новый революционный этап - изобретены фотография, радио, телефон, кино, грамзапись. В XX веке темпы "размножения" нарастают лавинообразно: широко распространяются телевидение, магнитозапись, видео, компьютерные системы, оперативная полиграфия (ксерокс и т. д.), космическая связь. Причем, в настоящие время на первое место вышли электронные средства массовой коммуникации, значительно потеснив письменные. Можно, нажав кнопку сидя перед телевизором, заказать товар, высказать мнение (да, нет, не знаю), получить на экране информацию о ценах товаров, расписаниях транспорта.

Что заставляет обратиться к СМИ?

потребности у молодого человека, заставляющие его обращаться к средствам массовой информации. Это:

  • потребность в информационной связи с окружающим миром и, соответственно, в постоянном притоке информации,
  • потребность в развлечениях и, в некоторой мере похожая на неё, но не совпадающая полностью с ней,
  • потребность в отвлечении (уходе от повседневных дел и обыденности окружающей жизни).

Удовлетворение потребности в развлечении помогает иногда эмоционально разрядиться, преодолеть психоэмоциональную напряженность

При реализации потребности в отвлечении молодой человек может смотреть телепрограммы, слушать радиопередачи или читать газеты, которые не вызывают у него интереса, а помогают уйти, психологически изолироваться от окружающей обстановки (например, в очереди, в длительных поездках, в ситуациях психоэмоциональной напряженности и т.д.).

Потребность в постоянной информационной связи и постоянном притоке информации из различных средств массовой коммуникации необходима человеку для реализации следующих целей:

  • ориентировки в современной ситуации и социальной среде, а в более широком плане - социализации в обществе (усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу);
  • развития общего кругозора, по сути, заменяющего процесс систематического обучения и получения общего образования, повышающего интеллектуальный уровень личности в целом;
  • решения повседневных практических проблем (где купить необходимое, куда поехать отдыхать, как починить автомобиль, как ухаживать за садовыми растениями и т.п.).
  • повышения профессионального уровня (за счет специализированных периодических изданий и других средств массовой коммуникации).

Какое характер влияние оказывают СМИ ?

Положительное

Говоря о влиянии, надо в первую очередь отметить их информационную и просветительскую роли, благодаря которым не только " раздвигаются стены квартир до границ планеты"

В последнее время набирает силу тенденция превращения средств массовой информации в сферу самореализации личности. К давно существующей переписке зрителей с газетами и журналами, добавились передачи радио и телевидения с прямым участием слушателей и зрителей. Развитие электронных систем породило совершенно новый вид коммуникации и самореализации - участие человека во взаимодействии с определенными интересующими его по тем или иным причинам партнерами, которое позволяет ему найти единомышленников и выразить себя в общении с ними.

Негативное влияние.

1. Широко известны данные о насыщенности средств массовой информации актами агрессии, насилия, жестокости. Криминальная хроника занимает одно из ведущих мест в тематике современного телевидения. По проценту отведенного на это эфирного времени - второе место после рекламы. Бесконечный показ или описание трупов, перестрелок, ограблений и т.д. Уже перестает казаться чем-то чрезвычайным и воспринимается просто как зрелище или увлекательное чтение.

2. Зависимость развивается настолько, что наносит существенный ущерб даже физическому здоровью (малоподвижный образ жизни, полнота, нарушение сна).

3. Они формируют слушателя, зрителя, то есть потребителя (сегодня, например, даже словарь подростка, юноши формируется зачастую как словарь потребителя).

В наше время завершает существование и развитие один тип человека и складываются условия для образования иного типа, с другой психикой и телесностью, духовностью и системой эстетических ценностей. Современная молодежь, которой предстоит жить в эпоху новых технологий, - это не только потребители, делающие выбор среди предметов потребления, но и участники политического, социального и культурного сообщества, Станет ли он активным субъектом культуры, зависит от многих дополнительных условий: подготовленности молодого человека к взаимодействию со средствами массовой информации; включенности средств массовой информации в его реальную жизнедеятельность, от влияния семьи.

Анкета

Я хочу вам представить результаты анкетирования проведенные в классе. Вопросы вы видите на экране. Давайте проанализируем ответы детей. (анализ)

НОВЫЙ РОБИНЗОН ИЛИ ЧТО ВОЗЬМЁТ С СОБОЙ НА НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ СОВРЕМЕННЫЙ РЕБЁНОК.

(провели психологический эксперимент.)

Методика "РОБИНЗОН" представляла собой игровую ситуацию.

Ребёнок, воображая себя на необитаемом острове с замечательными деревьями и добрыми зверями, может заказать по рации, которая работает в определённое время, что-либо себе из следующего списка:

*сладости, *книги, *компьютер, *телевизор, *друга, подругу, *игры, *маму, *папу.

НО "По рации, которая заработает через час поле твоего приезда на остров, потом через неделю , через месяц, последний раз через год.

Ты можешь заказать из списка всё, что ты хочешь, но только что-то одно.

Попобуйте предугадать ответы детей - что возьмет с собой ребенок на необитаемый остров, если ему будет позволено сделать только один выбор

1 через день

2 через неделю

3 через месяц

4 через год

5 последний раз.

(ответы детей представлены в виде всплывающих картинок по очередности выбора)

Заключение.

Средства массовых коммуникаций несут, возможности как блага подключения к ценностям мира, так и зла - замыкания в себе, явное ослабление непосредственных контактов. Роль СМИ может быть сведена к простой манипуляцией, если личность не готова к критической оценке информации.

Используемая литература и интернет ресурсы.

  1. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты // Г.В. Грачев - М.: Изд-во РАГС, 1998
  2. Зазнобина Л. С. Медиаобразование в школе, / Л. С. Зазнобина - 1, 1999: Как же выжить в мире СМИ.
  3. Мудрик А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании / А. Мудрик // Новые ценности образования: Забота - поддержка - консультирование М.: Инноватор, 1996. Вып.6.
  4. 4.Кан-Калик В.А. Граматика общения / В.А.Кан-Калик. - М., 1995