Формирование пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников

Разделы: Коррекционная педагогика


Ежегодно увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Эти проблемы приводят к отставанию в школьном обучении. Несформированность оптико-пространственных представлений отражается на подготовке к школьному обучению. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения грамотой, дети с ОНР плохо запоминают буквы, путают их на письме и во время чтения.

На современном этапе эта проблема актуализировалась рядом причин. Несформированность оптико-пространственных представлений приводит к тому, что:

  • дети путают похожие в написании буквы;
  • пропускают или дописывают лишние элементы у букв;
  • пишут буквы "в другую сторону", наблюдается "зеркальное письмо"

По статистике у 40 % первоклассников наблюдаются разные виды дисграфии, что затрудняет процесс обучения и усвоения программы.

В ходе многолетней работы по подготовке детей к школе и обучению их грамоте наблюдалось, что несформированность оптико-пространственных представлений приводит к затруднению запоминания образа букв: детям тяжело правильно писать буквы, делается много ошибок при написании слов, наблюдается "зеркальное письмо"

Это подтолкнуло педагога к изучению специальной литературы, которое подтвердило наблюдаемые закономерности. У детей с несформированным оптико-пространственным представлением в процессе обучения наблюдаются различные виды дисграфии. Поскольку формирование оптико-пространственных представлений предшествует процессу обучения грамоте, то и обучение чтению и письму проходит эффективнее, если предварительная работа спланирована и проведена правильно.

Развитие пространственного мышления формируют объемный мир ребенка и помогает ему ориентироваться в этом мире. Это не просто: лево - право, далеко - близко и т.д. Это и форма предмета, и расстояние до него, и его величина, и еще много пространственных образов.

Основные этапы работы по формированию пространственных представлений

1. Ориентировка на собственном теле, дифференцирование правых и левых его частей.

Эта работа начинается с выделения ведущей правой руки. Рекомендуются следующие виды заданий:

- Показать, какой рукой надо кушать, писать, рисовать, здороваться. Сказать, как называется эта рука. Показать левую руку. Если дети не могут назвать левую руку, логопед называет ее сам, а дети повторяют. У некоторых детей (левшей) ответы будут обратные. Обратить на это внимание и отметить, что названия рук при этом остаются общепринятыми.

После усвоения речевых обозначений правой и левой руки можно перейти к дифференциации других частей тела: правой и левой ноги, правого и левого глаза, уха, брови. Учащихся следует упражнять до появления уверенной ориентировки их в схеме собственного тела. Затем ученикам предлагаются более трудные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо.

2. Ориентировка в окружающем пространстве.

Формирование ориентировки в окружающем пространстве основывается на имеющихся у учащихся представлений о правой и левой стороне тела, а также на речевых обозначениях правой и левой руки. Эта работа проводится в следующей последовательности:

а) Определение пространственного расположения предметов по отношению к себе.

Сначала логопед дает задание определить пространственные соотношения предметов, находящихся сбоку от ребенка:

- перечисли предметы, находящиеся справа и слева;

- положить предмет справа или слева от себя;

- повернуть голову вправо или влево;

- наклонить голову к правому плечу или к левому.

б) Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и изображениями.

Сначала логопед уточняет расположение двух предметов. Затем он предлагает взять правой рукой, например, тетрадь и положить ее около левой руки. Задать вопрос: "Где находится книга, справа или слева от тетради?" Далее детям предлагается задание по инструкции логопеда: положить ручку справа от тетради; положить карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге - справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради - слева или справа.

в) Определение объектов и предметов в пространстве.

- Стоя в колонне по одному, назвать стоящего впереди, стоящего сзади; стоя в шеренге, назвать стоящего справа, стоящего слева.

- Расположить по инструкции соответствующие картинки слева и справа от заданного предмета.

- Сидя за столом, определить его правый и левый края.

- Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой; определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на руку соседа.

г) Знакомство со схемой тела стоящего напротив.

- Вызванный ученик, стоя спиной к классу, поднимает правую руку. Остальные, сидя на своих местах, поднимают свою правую руку и убеждаются в том, что вызванный ученик правильно выполняет инструкцию.

- Не опуская поднятой руки, ученик поворачивается лицом к товарищам. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своей, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих друг против друга.

д) Определение правых и левых сторон живых и неживых объектов, находящихся напротив.

- Стоя попарно, лицом друг к другу, по команде логопеда один из каждой пары определяет сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т.д., затем роли меняются.

е) Определение направлений в пространстве.

- Определить след правой и левой ноги (по рисунку).

- Определить на рисунке "Семья на прогулке", с какой стороны относительно других находится каждый из членов семьи.

ж) Графическое воспроизведение направлений.

Предварительно детей просят показать рукой в воздухе направления: сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо.

- Расположить карточку со стрелкой, ориентируясь на заданные направления.

- Обозначить на строке четыре точки. Поставить знак "+": от первой точки - снизу, от второй - сверху, от третьей - слева, от четвертой - справа.

- Обозначить на строке четыре точки. От одной из них провести стрелку вниз, от другой - вверх, от третьей - вправо, от четвертой - влево.

- Графические диктанты.

Качественно проведенная работа по формированию пространственного мышления, предупреждает дисграфию у младших школьников, развивает зрительную память, активизирует познавательную деятельность, повышает речевой уровень детей.