Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Технология формирования навыка чтения с листа у учащегося – пианиста ДМШ (начальный этап обучения)

Разделы: Преподавание музыки


Свободное и беглое чтение нот с листа - одна из необходимых предпосылок всестороннего развития учащихся, открывающая перед ними широкие возможности для ознакомления с музыкальной литературой, игрой в ансамблях, аккомпанирования певцам и инструменталистам. Владение навыком чтения с листа необходимо как для профессионального обучения музыке, так и для домашнего музицирования. Поэтому, одним из важнейших разделов работы в классе фортепиано является у учащихся предмет чтение с листа, крайне необходимый для дальнейшей практической работы.

Разработкой проблемы чтения нот с листа занимались многие виднейшие педагоги-пианисты и музыканты - Л.А. Баренбойм, Т.Л. Беркман, Ф.Д. Брянская, Р.А. Верхолаз, М.О. Лерман, Т.И. Смирнова, К.А. Цатурян, Г.М. Цыпин, Г.И. Шахов и другие. Но проблема чтения нот с листа по-прежнему остается актуальной, несмотря на достаточную разработанность этой темы в музыкальной педагогике.

Противоречие возникает между необходимостью формирования навыка чтения с листа - важного условия всестороннего развития музыканта и явно недостаточной разработанностью этого вопроса, применительно к начальному этапу занятий детей на фортепиано в существующих условиях ДМШ.

В связи с этим нами разработана технология (система методов и приемов, а также последовательность педагогических действий), направленная на формирование навыка чтения с листа у учащегося-пианиста ДМШ (начальный этап обучения).

Ведущие идеи данной педагогической технологии:

  • Всестороннее развитие учащихся, открывающее перед ними широкие возможности для ознакомления с музыкальной литературой, игрой в ансамблях, аккомпанирования певцам и инструменталистам.
  • Развитие самостоятельности и творческой активности учащегося-пианиста.
  • Развитие у детей интереса и любви к музыке.
  • Комплексное музыкальное воспитание и обучение учащегося-пианиста.
  • Идея развивающего обучения.

Предлагаемая технология базируется на следующих методах:

  1. Интенсивное обучение основам чтения с листа с опорой на активное развитие метроритмического чувства (внутренней ритмической пульсации) и графического восприятия нотной записи. (По методике Смирновой Т.И.).
  2. Освоение и закрепление музыкальной грамоты в наглядно-игровой форме.
  3. Приобретение навыка широкого зрительного охвата нотного текста с использованием элементарного приспособления - бегунка и карточек с музыкальными фразами.
  4. Применение метода сольфеджирования, способствующего связному и осмысленному исполнению текста. Должен переводиться на уровень внутреннего интонирования и фортепианного чтения с листа.
  5. Применение анализа музыкального произведения - создает наиболее благоприятные условия для взаимодействия музыкально-слуховых и слухо-двигательных представлений, т.к. учащийся старается услышать, представить характер музыки до воспроизведения её на инструменте.
  6. Подбор интересного разнообразного музыкального репертуара, соответствующего способностям и уровню подготовленности данного ученика.
  7. Использование различных форм и средств обучения: ансамблевое музицирование, домашняя работа, игровые формы; наглядные пособия, иллюстративно-игровой материал.

Рассмотрим их более подробно. Работа проходила следующим образом. Мы использовали методику интенсивного обучения основам чтения нот с листа Т.И.Смирновой. Необходимо было развить у учащихся метроритмическое чувство. Выполняя серию ритмических упражнений, мы формировали чувство внутренней ритмической пульсации. В нашу задачу входило - познакомить ребенка со сложными ритмическими фигурами, подготовить к исполнению современных и джазовых произведений. По вышеназванной методике, мы также обучали учащихся графическому восприятию нотной записи, т.е. умению видеть общий рисунок движения нот в их взаимосвязи. При этом мы широко применяли увлекательно-игровые формы работы - например, "Музыкальный паровозик" (по работе с ритмическими схемами), упражнение "Бусы" (запись нот, в виде ниточки бус), "Двойные бусы" (интервалы), "Снеговики" (трезвучия) и другие [8, с. 15].

Для успешного овладения навыком чтения с листа необходимо изучать теоретические понятия и постоянно расширять знания по теории музыки. Для этого мы подобрали иллюстративно-разрезной материал, который помог нам сделать увлекательным и интересным не только сам процесс обучения, но и формы контроля, получаемых учениками теоретических знаний. Это различные игры - например, игра "Узнай длительность" ("Паузу", "Определи динамику") и т.д., игра-тест, кроссворд-тест и другие [5, с. 12].

Применение эффективных наглядных методик особенно продуктивно в работе с детьми младшего школьного возраста (6-8 лет). Известно, что в силу особенностей возрастной психологии абстрактное мышление у детей этого возраста, как правило, еще развито слабо, и лучше всего они усваивают теоретические знания в наглядно-игровой форме. Мы сочетали игровые формы работы по разным темам теории музыки, учитывая уровень подготовки учащихся и их психологического восприятия.

Следующим этапом в обучении чтению с листа, было - приобретение широкого зрительного охвата нотного текста. Для начала, необходимо было развить зрительную память - научить читать на один такт вперед. Используя элементарное приспособление "бегунок", мы закрывали нотный текст сначала по полтакта, затем - по такту [5, с. 59]. Дальнейшая работа проводилась в интересной и увлекательной форме. Мы подготовили карточки с короткими музыкальными фразами из всевозможных классических произведений. Ученик должен был найти среди карточек, лежащих перед ним, звучащее произведение (которое исполняет педагог). Эта игра развивает способность концентрировать внимание, охватывать взглядом целиком весь отрывок и моментально сравнивать его с несколькими другими; игра также, расширяет музыкальный кругозор [10, с. 191].

Известно, что пение и сольфеджирование должны сопровождать игру в течение начального процесса обучения. Чем помогает сольфеджирование при обучении чтению с листа? Сольфеджирование - это звуковое наполнение "точек - нот", оживление их. На первых порах педагог играет, а ученик следит за текстом и сольфеджирует, привыкая к звучанию нотного текста. У него при этом задействована цепочка "вижу - слышу - пою". Важно, чтобы во в