"Северные напевы". Знакомство с культурой и бытом хантыйского народа

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Программное содержание:

познакомить детей с культурой и бытом народом ханты, особенностями хантыйского костюма, его орнаментом, расширить представление о родном крае, продолжать знакомить с малой родиной, в котором живут дети, приобщить дошкольников к глубинному наследию югорских народов с целью реализации в дальнейшем преемственности поколений; воспитывать внимательное и ответственное отношение к народным традициям; формировать нравственные основы личности.

Материал: магнитофон с аудио записью песни “Звездочка моя ясная” в исполнении Б.Моисеева, ноутбук (для презентации), атрибуты для подвижных игр, бумажный чум, иллюстрации одежды, обуви, утвари, тайги, традиционная детская одежда: сак, кумыш, платье, пояс.

Предварительная работа:

На прогулке: обратить внимание на красоту нашей северной природы.

Поход в этнографический музей, расположенный в НГДУ “НСН”.

Ход занятия

Группа оформлена в стиле хантыйских узоров.

Сюрпризный момент: Вбегает Незнайка и кричит:

– Помогите там на улице какие-то странные девочки

Воспитатель:  Где они покажи нам их.

Незнайка завет странных девочек.

Входят девочки из другой группы переодетые в хантыек и исполняют хантыйский танец.(под песню “Звездочка моя ясная” в исполнении Б.Моисеева).

После танца девочки уходят.

Воспитатель:

Дорогой ты наш Незнайка эти странные девочки это ханты, коренные жители Югорской земли на которой мы живем. Садись вместе с детьми я сейчас всем вам покажу и расскажу про них, про их одежду, и конечно же про их праздники.

Воспитатель:

Живут ханты глубоко в тайге в стойбищах. Традиционный дом ханты – это чум– летнее и зимнее жилище, меняется лишь его покрытие. Летом оно из бересты, а зимой из оленьих шкур. Установка чума издревле была женской обязанностью.

За окном гнездо зиме
Ветер с ночью вьют.
– Спой мне бабушка про жизнь свою…
– Песня, внучка, как Обь длинна.
У людей зима, а мне всё весна.
Я про первую жизнь вспоминать хочу,
Как любила я наш весёлый чум…(слайд 4)

Ездят они на оленях, правда современные ханты ездят на БУРАНАХ. Вы наверно все видите они часто ездят в нашем поселке.

Лабаз – это небольшая избушка на высоких сваях (для того чтобы не забрались дикие звери), где хранятся снасти, одежда, утварь и мясо. Лабаз и место вокруг него считается священным, там нельзя находиться и тем более что-либо брать оттуда с наступлением сумерек. В лабазах, кроме всего прочего, хранятся идолы, а идол это медведь.(слайд 5).

Ребята, а хотите узнать во что они одеваются?

Давайте с вами посмотрим в ноутбук, я для вас приготовила фотографии, на которых представлены и зимняя и летняя одежда хантов. Костюм женский (платок, сак, сумочка, кисы) (слайды 6,7). Обувь зимняя – унты (слайд 8). Сумочка (слайд 10). Вся одежда (костюм, обувь и сумки шьют ханты сами из оленьих шкур) (слайд 9).

Незнайка: Скажите мне, пожалуйста, что за странные узоры на их одежде.

Воспитатель: Потерпи Незнайка, я сейчас вам все покажу и расскажу. Но сначала послушайте:

“Хантыйские узоры красивы и просты.
Вглядись, дружок, и скоро
Поймёшь их сердцем ты.
Узоров тех сплетенья
Похожи то на рыб,
То на рога оленьи,
То на речной изгиб”.

И действительно название этих узоров связаны с животными. Вот например “пасть большого коня”, крыло чайки (слайд 12 ), большие уши, оленьи рога (слайд 13).

Воспитатель: Незнайка, ты теперь понял, почему они выглядят так странно, и совсем не похожи на нас?

Незнайка: Да, я все понял.

Загадки:

  1. Сын Бога играет на инструменте, а женщина лымс-лымс танцует (ветер дует, деревья качаются)
  2. Волшебник на железе посреди чума сидит – угостить может. (огонь очага)
  3. Черный чум три месяца в тундре стоит, а румяный хозяин тундры за ледовым океаном кочует. (полярная ночь и солнце)
  4. С неба летит – пляшет. Всё, что есть в тундре, – прячет. А в чум попадёт – плачет. (Снег)

Незнайка: Ой ребята вы такие молодцы, все загадки отгадали. А я знаю хантыйские игры. Давайте с вами мы поиграем.

1. Игра “Северные олени”

Цель игры: Отрабатывать бег широким шагом, прыжки животных, ориентироваться в пространстве. Передавать повадки зверей в соответствии с музыкой.

Подготовительной работой к игре является рассматривание иллюстраций, фотографий, вспоминаем сказку Г.Х.Андерсена “Снежная королева”. На занятиях воспитатели с детьми лепят животных. Всё это способствует созданию интереса к игре об оленях, накоплению знаний об этих животных. Уточняем, кто является врагом оленей (дети называют медведей, волков). Сергей предложил изобразить рога оленей, подняв руки вверх и передвигаться длинными прыжками. Коллективно решили, что олени будут жить около юрт и кустов, а медведи на другой стороне в овраге, в берлоге. Условным сигналом для начала игры является удар в бубен. “Олени” убегают и прячутся возле юрт, медведи их догоняют.

2. Игра “Важенка и оленята”

Правила игры: Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика. В конце игры определяют лучшего игрока, который ни разу не был пойман.

На полу лежат несколько обручей. В каждом из них находиться важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце группы). На слова ведущего:

– Бродит в тундре важенка, с нею оленята. Топают по лужам оленята малые, терпеливо слушая наставленья мамины…

Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.

Воспитатель: А какие вы знаете хантыйские праздники (день оленевода)

Воспитатель: Правильно ребята. Вы все бываете на этом замечательном празднике. А что вам на нем больше всего нравиться?

Дети: гонки на оленях.

Воспитатель: Молодцы, а скажите вам было интересно на сегодняшнем занятии? (итог занятия)

На следующем занятии мы с вами попробуем украсить платье с хантыйскими узорами.