Урок-дискуссия "Вот как человек был наказан за …"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • На примере ранних романтических рассказов М. Горького (в частности на основе рассказа "Старуха Изергиль") ответить на вопрос, какие нравственные качества делают человека человеком, а за какие человек был наказан.
  • Познакомиться с особенностями дискуссии.
  • Выработать умение отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: Портрет М. Горького, рисунки учащихся к рассказу "Старуха Изергиль", определения нравственности, романтизма, гордости, гордыни на листах формата А 4

Ход урока

1. Организационный момент. Запись числа и темы урока. Цели урока.

2. Вступительное слово учителя.

    - Что такое дискуссия? (Правила дискуссии).

    Творчество молодого М. Горького проникнуто грозовым дыханием эпохи (революции). В горьковской романтике отразилась вера в будущую победу. Было очевидно, что ранние рассказы носят романтические черты.

3. Словарная работа.

    - Давайте вспомним, что такое романтизм?

    Романтизм - особый тип творчества, художественное направление, характерным признаком которого является отображение жизни вне реальных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной действительностью, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.

    - Что такое нравственность? Как вы понимаете это слово?

    Нравственность - правила определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.

    - Что такое гордость?

    Гордость - чувство собственного достоинства, самоуважения.

    - Что такое гордыня?

    Гордыня - непомерная гордость, эгоизм.

4. Дискуссия.

Класс делится на три группы. Дискуссию ведут только две группы, а третья внимательно слушает и подводит итоги по предложенным вопросам.

Задания группы №1

Отстоять точку зрения по вопросам, используя рассказ М.Горького "Старуха Изергиль":

  1. Красивые и гордые, как говорит Старуха Изергиль, всегда сильные и смелые.
  2. Гордость совместима с уступчивостью, твердость с добротой, требовательность со снисходительностью.
  3. Можно, любя, оставаться свободным и независимым.

Задания группы №2

Отстоять точку зрения по вопросам, используя рассказ М.Горького "Старуха Изергиль":

  1. Красивые и гордые не могут быть всегда сильными и смелыми.
  2. Гордость несовместима с уступчивостью, твердость с добротой, а требовательность со снисходительностью.
  3. Нельзя, любя, оставаться свободным и независимым.

Задания группы №3

Выслушав точку зрения учащихся 1 и 2 групп, используя рассказ М.Горького "Старуха Изергиль", подвести итоги дискуссии по вопросам:

  1. Как вы считаете, каким должен быть человек, и как ему жить среди людей?
  2. Дайте оценку гордости как человеческому качеству.
  3. За что был наказан Ларра?
  4. Почему Старуха Изергиль в конце жизни осталась одна "на краю чужого гнезда?"

(На каждый вопрос ученикам дается время на подготовку).

Итог дискуссии. Заслушиваются мнения и ответы по предложенным вопросам 1 и 2 групп. Затем третья группа подводит итог дискуссии.

Итоги урока.

- Ребята, давайте вернемся к теме нашего урока: "Вот как человек был наказан за:". Почему наш урок имел такое название?

- За что и кто был наказан?

В заключение необходимо сказать, что проблемы рассказа, поставленные Горьким, глубоко волнуют и сейчас.

Выставление оценок и запись домашнего задания.

Прочитать пьесу Горького "На дне".

Рефлексия.

- Представьте, что у меня в ладони горит огонь, передайте это тепло своему соседу со слов "Я горжусь, что:". Я начну, а вы продолжите.

(Учитель говорит ученице: "Я горжусь, что у меня есть такая ученица!")

- И закончим мы наш урок стихотворением Л. Татьяничевой "Гордые".

Гордым легче.
Гордые не плачут.
Ни от ран,
Ни от душевной боли.
На чужих дорогах не маячат,
О любви, как нищие, не молят.
Широко расправлены их плечи,
Не гнетет их зависти короста:
Это правда -
Гордым в жизни легче;
Только гордым сделаться -
Не просто.