Вход в Личный кабинет

Математика. 3-й класс. "Умножение и деление двузначного числа на однозначное и умножение однозначного числа на двузначное"

Разделы: Преподавание математики, Преподавание в начальной школе, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,09 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: закрепление пройденного.

Цель урока: закреплять случаи умножения и деления двузначного числа на однозначное и умножение однозначного числа на двузначное.

Задачи урока:

  • Общеобразовательные: закрепление знаний табличных и внетабличных случаев умножения и деления; закрепление математической терминологии (название компонентов и результатов арифметических действий); закрепление умений решать текстовые задачи; совершенствование вычислительных навыков в пределах 100.
  • Развивающие: развитие речи учеников посредством использования алгоритмов умножения и деления двузначного числа на однозначное число и умножение однозначного числа на двузначное и при доказательстве правильности выбранного решения задачи; развитие памяти, внимания, логики;; совершенствование навыков самостоятельной работы.
  • Воспитывающие: совершенствование работы в парах; воспитание доброжелательного отношения к одноклассникам, взаимопомощи; воспитание усидчивости.

Диагностические цели: проверка умения работать с ПК; диагностика освоения алгоритма умножения и деления двузначного числа на однозначное число.

Основные термины: однозначное, двузначное, разрядное число, названия компонентов и результатов арифметический действий, компьютер, числовое выражение, числовое равенство.

Оборудование:

  • Для учителя: тетрадь с печатной основой, чистые листочки, компьютер, интерактивная доска.
  • Для учащихся: алфавит с числами, тетрадь рабочая, тетрадь с печатной основой, пенал с учебными принадлежностями, сигнальные кружки.

План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Устный счет – 11 мин.
  3. Работа в тетрадях – 10 мин.
  4. Физкультминутка – 1 мин.
  5. Закрепление пройденного – 9 мин.
  6. Самостоятельная работа – 10 мин.
  7. Итог урока – 2 мин.
  8. Рефлексия – 1 мин.

Ход урока

I. Организационный момент.

(слайд 1)

Ждет нас сегодня работа важная:
Что мы знаем – будем закреплять,
Что забыли – будем вспоминать.
В математике любая работа
Не обходится без устного счета.

II. Устный счет.

(слайды 3–5)

У.: Перед вами лежит алфавит. Я буду читать примеры разными способами, а их ответы соответствуют букве алфавита. Узнайте мое слово. Работайте в паре.

(Дети фиксируют ответ и соответствующую букву на листке)

  1. Вычислите произведение 3 и 4. (12 – к)
  2. Первый множитель 8, второй -2. Вычислите произведение. (16 – 0)
  3. Уменьшаемое 20, вычитаемое 6. Чему равна разность? (14 – м)
  4. 7 увеличить на 10. (17 – п)
  5. Первое слагаемое 13, второе – 17.Вычислите сумму (30 - ь)
  6. 4 умножить на 8. (32 – ю)
  7. Какое число в 2 раза больше 10? (20 –т)
  8. Делимое 42, делитель 7.Чему равно частное? (6 – е)
  9. 26 уменьшите на 8. (18 – р)

У.: Какое слово у вас получилось?

Д.: Компьютер. (слайд 6)

У.: Что такое компьютер? Как бы объяснили?

Д.: Компьютер- это электронный прибор.

У.: В современном толковом словаре Ефремовой можно прочитать следующую информацию: (Запись на интерактивной доске)

«Компьютер – электронное устройство, предназначенное для автоматической обработки информации посредством выполнения заданий, чётко определённых последовательностью операций; персональное средство связи, общения, передач и снимков и других изображений через сеть Интернет; ЭВМ».

У.: Кто сможет расшифровать последние 3 буквы?

Д.: Электронная вычислительная машина.

У.: Где в повседневной жизни вы встречаетесь с компьютером?

Д.: Дома, на работе в офисах, в школе….

У.: Сегодня наша жизнь не обходится без компьютера. Вот и нам на уроке он пригодится. А сейчас посмотрите на числа.

(12, 16, 14, 17, 30, 32, 20, 6, 18)

У.: Какое число лишнее?

Д.: Число 6, так как оно однозначное число, а остальные числа двузначные.

Д.: Число 17, так как оно нечетное число.

У.: Назовите числа с общим делителем 4.

Д.: Числа 12, 20, 16, 32 с общим делителем 4.

У.: Кто согласен с ответом? (дети используют сигнальные карточки)

У.: Докажите свой ответ.

Д.: 12 : 4 =3 20: 4 = 5 16 : 4 = 4 32 : 4= 8

У.: Назовите числа с общим делителем 3.

Д.: Числа 6, 12, 18, 30 с общим делителем 3.

У.: Кто согласен с ответом? (дети показывают сигнальные карточки)

У.: Числа 12, 16, 18, 32 представьте в виде суммы разрядных слагаемых.

Д.: Число 12 заменю суммой разрядных слагаемых 10 и 2

Число 16 заменю суммой разрядных слагаемых 10 и 6.

Число 18 заменю суммой разрядных слагаемых 10 и 8.

Число 32 заменю суммой разрядных слагаемых 30 и 2.

(Дети записывают сумму разрядных слагаемых на доске)

III. Работа в тетради.

У.: Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

У.: Найдите наименьшее двузначное число из этих чисел.

Д.: Это число12.

У.: Назовите однозначное число.

Д.: Число 6.

У.: Запишите произведение 12 и 6 в тетрадь. Вычислите его значение.

У.: Кто сможет рассказать алгоритм решения?

(у доски работает ученик с подробным объяснением)

Д.: Число 12 заменю суммой разрядных слагаемых 10 и 2, каждое слагаемое умножу на 2 и полученные результаты сложу.

У.: Проверим.

Д.: 12 х 6 = 72

У.: У кого другой ответ? (дети используют сигнальные карточки)

У.: Из этого же ряда найдите наибольшее двузначное число.

Д.: Число 32.

У.: Разделите его на 2. Кто помнит алгоритм деления?

(у доски работает ученик с подробным объяснением)

Д.: Делимое заменю суммой удобных слагаемых 20 и 12. Каждое слагаемое разделю на 2 и полученные результаты сложу. 20 : 2 получится 10 и 12 разделить на 2 равно 6. К 10 прибавить 6 равно 16.

Сообщение темы и целей урока

У.: Кто догадался, что мы будем закреплять на уроке?

Д.: Умножение и деление двузначных чисел на однозначное число.

У.: Сегодня на уроке мы закрепим наши знания.

Решение примеров с подробным объяснением.

У.: Следующий пример у доски решает ... Первый множитель26, второй множитель 3. Вычислите произведение.

Д.: 26 х 3. Число 26 заменю суммой разрядных слагаемых 20 и 6. 20 умножу на 3 получится 60, 6 умножу на 3 получу 18. К 60 прибавить 18 равно 78. Значит 26 х 3 рано 78.

У.: У кого другой ответ? (дети используют сигнальные карточки)

У.: Решаем следующий пример. 5 умножить на 17? Как удобнее решить его? Какое свойство умножения будем использовать?

Д.: Переместительное свойство.

У.: Сформулируйте это свойство?

Д.: От перестановки множителей произведение не меняется.

У.: Решите этот пример самостоятельно.

Проверим.

Д.: 5 х 17 = 85

У.: У кого другой ответ? (дети используют сигнальные карточки)

У.: Докажите.

Д.: Число 17 заменю суммой разрядных слагаемых10 и 7. Сначала 10 умножу на 5, затем 7 умножу на 5. К 50 прибавлю 35, получится 85. Значит 5 х 17 равно 85.

У.: Мы вспомнили умножение, а сейчас решаем примеры на деление.

Алгоритм мы уже повторили.

У доски решает ... с подробным объяснение. Делимое 65, делитель 5. Вычислите частное.

Д.: Чтобы 65 разделить на 5 нужно делимое заменить суммой удобных слагаемых 50 и 15, и каждое слагаемое разделить на 5, полученные результаты сложить. 50 : 5 = 10 и 15 : 5 =3, к 10 + 3 = 13.

У.: Запишите пример 56 : 4 и решите его самостоятельно.

У.: Проверяем.

Д.: 56 разделить на 4 равно 14.

У.: Кто согласен с ответом? (дети используют сигнальные карточки)

У.: Объясните, как вы вычислили результат.

Д.: Число 56 заменил суммой удобных слагаемых 40 и 16. Каждое слагаемое разделил на 4, у меня получился ответ 14.

У.: Потрудились мы на славу. Пришло время отдохнуть.

IV. Физкультминутка.

V. Работа над задачами, изученных видов.

У.: Откройте тетрадь с печатной основой на странице 28. Найдите номер 70. Внимательно прочитайте задание. Первый вариант подбирает решение к задаче №1, второй вариант к задаче №3. Решение и ответ запишите в тетрадь.

На выполнение этого задания отводится 3 минуты.

У.: Проверяем решение задач.

Сначала прочитайте условие задач.

У.: Что интересного заметили?

Д.: В задачах использованы одинаковые числа.

У.: Что обозначает число 45?

Д.: 45 книг было на полках.

У.: Сколько полок было?

Д.: 3 полки.

У.: А чем отличаются задачи?

Д.: В первой задаче 8 книг взяли с верхней полки, а в другой - 8 книг поставили на нижнюю полкУ.:

У.: А как вы думаете, ответ у задач будет одинаковым?

Д.: Ответы будут разными.

У.: Почему?

Д.: В задачах разные вопросы.

У.: Какое числовое выражение выбрали для решения №1 задачи?

Д.: Для решения этой задачи подходит четвертое числовое выражение.

У.: Кто выбрал другое числовое выражение для решения этой задачи? (дети используют сигнальные карточки)

У.: Докажите свой выбор.

Д.: Первым действием делением я узнал, сколько книг на одной полке, вторым действием вычитанием я узнал, сколько книг осталось на верхней полке.

У.: Сколько книг осталось на верхней полке?

Д.: 7 книг осталось на верхней полке.

У.: Докажите свой ответ.

Д.: Число 45 разделить на три равно 15, и из 15 вычесть 8 равно 7.

У.: Послушаем решение задачи № 3. Кто желает ответить?

Д.: Для решения этой задачи я выбрал второе числовое выражение.

У.: Кто выбрал другое числовое выражение для решения этой задачи? (дети используют сигнальные карточки)

У.: Докажите свой выбор.

Д.: Сначала я узнал, сколько книг было на каждой полке, а потом прибавил еще 8.

У.: А почему вы прибавили 8?

Д.: В условии сказано, что на нижнюю полку поставили 8 книг, значит, там стало на 8 больше. На больше - действие сложение.

У.: Какой ответ вы записали?

Д.: Ответ: 23 книги стало на нижней полке.

У.: Докажите.

Д.: Число 45 разделить на три равно 15, к 15 прибавить 8 равно 23.

У.: И с этим заданием вы справились. У нас осталось выполнить последнее задание на этом уроке.

VI. Самостоятельная работа.

Работа с компьютером. (Дети работают за компьютером).

«Школьный наставник. Математика. Коррекция».

Учебный раздел: «Устное умножение и деление»

Учебные элементы:

I вариант «Умножение на однозначное число до 100» Т - 4,

II вариант «Деление на однозначное число до 100» Т - 2.

Режим тестирования: самоконтроль обратная связь с поощрением.

I вариант   II вариант
24 · 3 =72   78 : 2 = 39
4 · 23 =92   84 : 6 = 14
17 · 5 =85   87 : 3 = 29
4 · 17 =68   93 : 3 = 31
3 · 23 =69   78 : 6 = 13
22 · 4 =88   86 : 2 = 43
21 · 3 =63   95 : 5 = 19
4 · 24 =96   88 : 8 = 11
3 · 18 =54   96 : 4 = 24
22 · 3 =66   99 : 3 = 33

Мониторинг учащихся.

У.: После окончания работы заполните табличку,

которая лежит на компьютерном столе.

Фамилия, имя______________________________
Всего примеров:
Верно:
Ошибки:
Оценка:

VII. Итог урока.

У.: Что вспомнили на уроке?

Д.: Умножение и деление двузначных чисел на однозначное число.

У.: Что понравилось?

Д.: Интересно было отгадать слово.

Понравилось работать на интерактивной доске.

Понравилось работать на компьютере.

У.: Что было не понятно, трудно?

Д.: Трудно было подобрать числовое выражение к задаче.

VIII. Рефлексия.

(слайд 8)

У.: С какой картинкой вы ассоциируете свои успехи на уроке?