Внеклассное мероприятие. Игра-викторина "Произведения Николая Николаевича Носова"

Разделы: Литература, Начальная школа, Внеклассная работа


ЦЕЛИ: закрепить полученные знания о произведениях писателя на уроках литературного чтения; прививать любовь к чтению художественных произведений, учиться делать выводы после прочтения произведения; развивать умение работать в группе; воспитывать чувство товарищества; продолжить формирование адекватной реакции на ситуацию победы, проигрыша.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА:

  • Проинформировать детей о проведении игры-викторины.
  • Объявить домашнее задание (познакомиться с книгами Н. Носова).
  • Нарисовать иллюстрации к произведениям Н.Носова. Составить кроссворды.
  • Подготовить информацию о писателе (учитель, ученик).
  • На доске написать: «День, прожитый без книги, - потерянный день»
  • Выставка работ учащихся (иллюстрации к рассказам Н.Носова)

 ОБОРУДОВАНИЕ: портрет писателя Носова Н.Н, книги автора, рисунки детей, чистые листочки, ручки, карточки с ребусами, надпись на доске.

Ход занятия

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.

УЧИТЕЛЬ: Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о творчестве замечательного писателя Николая Николаевича Носова.

В развитие детской литературы Николай Носов внёс своеобразный и существенный вклад.

Добрые, точные и справедливые слова сказал о творчестве Н. Носова писатель В. Катаев: «…Он в совершенстве постиг психологию того чудесного, странного, милого человеческого существа, которое называется «мальчик»…Мальчики Носова несут в себе все черты настоящего человека: его принципиальность, взволнованность, одухотворённость, привычку изобретать, отсутствие умственной лени». Носов пишет веселые рассказы для детей дошкольного и школьного возраста. В его произведения живут и действуют сами ребята - непосредственные, живые, инициативные. Тон рассказов Носова – искренний, смех - добрый. Ребята, герои его рассказов, часто, по своей неопытности попадают в забавные положения.

Умение писать с юмором, «смешно» - дар довольно редкий. Писатель Николай Николаевич Носов (1908-1976) щедро наделён этим даром. «Весёлый талант», говорят о нём взрослые, а дети от души смеются, читая о похождениях Незнайки, о мальчишках-фантазёрах, о Бобике, который пришёл в гости к Барбосу.

Произведения Носова не просто смешат. Радуя и веселя, они заставляют о многом задуматься. И в маленьких рассказах, и в повестях, и в сказках читатель постигает такие нравственные понятия, как честность, долг, дружба, совесть.

Все вы знакомы с рассказами Носова. Давайте сейчас вспомним их.

Ответы детей. («Живая шляпа», «На горке», «Приключения Незнайки и его друзей», «Фантазеры» ...)

1. Разминка. Чтение рассказа «Леденец» по ролям (читают подготовленные учащиеся)

Обсуждение прочитанного.

- Кто главный герой рассказа?

- Понравился рассказ? Чем?

- Чему нас учат рассказы Носова?

- Какой совет ты дал бы главному герою рассказа?

2. ДЕЛЕНИЕ НА КОМАНДЫ (каждая команда придумывает себе название, выбирает капитана).

 За каждый правильный ответ на вопрос команда будет получать один балл.

3. ВОПРОСЫ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ (по очереди кидаю мячик каждой из команд, в случае не правильного ответа, возможность ответить переходит к другой команде)

а) Как называется книга, герои которой маленькие весёлые человечки? (Приключения Незнайки и его друзей)

б) Как называется город, где жили весёлые коротышки? (Цветочный)

в) Как называлась речка, на которой стоял Цветочный город? (Огурцовой)

г) Кто был главным героем в этом городе? (Незнайка)

д) Как звали механиков из Цветочного города? (Винтик и Шпунтик)

е) Кто из героев Н Носова варил кашу? (Мишка)

ё) Кто пришёл к Барбосу в гости? (Бобик)

ж) Кто оказался «живой шляпой»? (Котёнок Васька)

з) Какое название детской игры является названием книги Н.Носова? (Прятки)

и) Кто главный герой рассказа «Когда мы смеёмся». (воробей Афонька)

к) Что съели Костя и Шурик вместо пряника?

л) Кто напугал мальчиков в рассказе «Тук- тук» (ворона)

4.ВСЕ ЛИ НАЗВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИНАДЛЕЖАТ Н.НОСОВУ

- «Дружок» (Да) - «Русалочка» (Нет) - «Как Незнайкины друзья Винтик и Шпунтик сделали пылесос» (Да) - «Фантазёры» (Да) - «Дюймовочка» (Нет)

- «Бобик в гостях у Барбоса» (Да) - «Витя Малеев в школе и дома» (Да)

- «Три охотника» (Да)

- «Стойкий оловянный солдатик» (Нет)

- «Огурцы» (Да)

5.УЗНАЙ ИМЯ ЧЕЛОВЕЧКА (написать на доске)

ВЕТЦИК - Цветик

КЮБИТ - Тюбик

НАЙКАЗ - Знайка

НИВТИК - Винтик

ПУШТИНК - Шпунтик

КАГУНЬ - Гунька

ЧИКНОП - Пончик

ЛЯГУС - Гусля

6.ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ РАЗГАДАТЬ РЕБУСЫ и кроссворды (у каждой команды есть чистый лист, команда выписывает разгаданные слова):

а) каждая команда получает по 2 ребуса (можно использовать любые ребусы, наиболее доступные для понимания учащихся 2 классов),

б) капитаны команд получают по одному кроссворду от команды противника (побеждает тот капитан, который выполнил задание быстро и без ошибок).

7. КТО И КОМУ ТАК ГОВОРИТ?

«-О, - говорит, хорошая горка получилась! Сейчас скачусь. » (Котька Чижов «На горке.»)

« -Значит, это на меня с солнца что-то свалилось,

- Наверно, от солнца оторвался кусок и ударил меня по голове». (Незнайка)

« -Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!» (Бобка «Заплатка»)

« -Вот и лечи такого больного! Его лечишь, лечишь, а он выпрыгнет в окошко и убежит. Куда это годится!» (Доктор Пилюлькин)

« -Что ты! Разве шляпы бывают живые?» (Вадик « Живая шляпа»)

«- Вкусная штука! Я очень люблю мороженое» (Мишутка «Фантазеры»)

« -Полетите вы с крыши на чердак» (Гунька)

8. Составить рассказ небылицу.

 Сегодня, ребята, вы попробуете себя в роли писателей. Для каждой команды предлагается определенный одинаковый набор фраз. С опорой на него нужно придумать небольшой юмористический рассказ-небылицу.

Жили – были Егорка и Андрейка. И пошли они как- то раз на спор, кто кого переврет. - говорит Егорка. «Да ты выдумываешь»- отвечает Андрейка. «А вот я, как-то раз». - «Ловко придумал»- позавидовал Егорка. Ему хотелось соврать получше Андрейки..

Зачитываются придуманные небылицы, выбирается наиболее удачная.

Молодцы, ребята! Трудно ли быть писателями? (Ответы детей)

10. Повторение правил пользования книгой.

 Брать книгу только чистыми руками. Не загибать листов, пользоваться закладкой. Обернуть книгу. Если порвалась страничка, аккуратно подклеить…

11. Итог занятия. Награждение команды победителя.

12. Рефлексия.

-Какое задание понравилось вам больше всего?

- С каким настроением уходим с занятия?

Литература:

  1. Книги Н.Носова «Приключение Незнайки и его друзей», «Фантазеры»: Рассказы/ Рис. Семенова- Москва, Росмен, 1993/ Мишкина каша: Повести и рассказы/Худ. А. Босет, - Из-во Эксмо 2003
  2. При написании конспекта использован материал: Сайт Максимовой Ирины Вячеславовны http://iramaks.ucoz.ru