Эффективные приемы подготовки к ГИА

Разделы: Общепедагогические технологии


Хочу поделиться некоторыми приемами работы, которые считаю эффективными для подготовки к ГИА. В данном случае применяю их на уроках обществознания и истории, но при желании можно использовать и на уроках по другим дисциплинам, наполнив другим содержанием.

Итак, что нужно знать и уметь для успешной сдачи экзамена? Уметь выбирать нужную информацию из текста, раскрывать (в том числе на примерах) его отдельные положения, уметь соотносить сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса, применять имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций, высказывать и обосновывать собственное мнение, знать и применять термины и понятия курса. Для достижения этих целей можно применять следующие приёмы.

  1. Вставить пропущенные слова в текст. Эта работа позволяет проверить, как ученики знают термины и понятия. Такой прием позволяет очень быстро проверить ответы и сразу же поставить отметки.
  2. Прием сопоставления помогает выявить усвоение материала и активизировать такие процессы как сравнение, обобщение, анализ. Такой прием можно использовать не только с терминами и понятиями, но и с небольшими текстами. Прием сопоставления способствует и развитию речи, т.к. обязательно нужно объяснить свою точку зрения.
  3. почти на каждом уроке, если позволяет тема, решаем правовые задачи. Такие задания помогают развитию речи, дети учатся анализировать, делать выводы. Часто прошу ребят самим составить задачи на определенные правовые нормы.
  4. Применяю приём выбора информации из текста (определения, термины). Такой вид работы позволяет ученикам активизировать внимание, различные виды памяти.
  5. Очень эффективным является прием утверждений. Только ясно представляя предмет разговора можно правильно ответить на вопросы. Такой прием активизирует мыслительные процессы.
  6. Непосредственная работа с текстом. Разделить текст на смысловые блоки, составить план, ответить на вопросы по тексту – эти задания позволяют активизировать, способствуют развитию речи, умению высказать свою точку зрения и доказать свою правоту.

Вот такие приемы использую в своей работе и считаю их эффективными.

Примеры заданий на названные приемы.

1. Заполните пропуски в тексте:

На заре человечества наши предки могли выжить, только объединившись в 1)… . Для того, чтобы облегчить свою жизнь, они стали создавать 2)… . Совместная 3)… требовала 4)… . В результате стали развиваться 5)… человека, его 6)… и 7)… . В отличие от животных 8)… человека носит 9)… характер.

2. Сопоставьте:

Права

  1. Право на свободу творчества
  2. Право избирать и быть избранным
  3. Право на жизнь
  4. Право пользования учреждениями культуры
  5. Право быть собственником

Группы

А) Гражданские.
Б) Политические.
В) Экономические.
Г) Культурные.
Д) Социальные.

3. Гражданский кодекс РФ. Извлечения

Статья 21.

  • 1. Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
  • 2. В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

Статья 27.

  • 1. Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.
  • Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия — по решению суда.

Вопросы по тексту:

  1. Что такое дееспособность?

  2. Кто участвует в процедуре эмансипации?

4. Согласны ли вы с утверждением?

  • Граждане РФ обязаны получать образование на русском языке.
  • Совершеннолетние граждане РФ имеют право на выбор образовательного учреждения.
  • В эпоху Просвещения была создана теория естественных прав человека.
  • Демократия означает “народовластие”.
  • Человеку достаточно иметь только права и не иметь обязанностей.
  • Всеобщая Декларация прав человека принята  10 декабря 1948 года.

5. Язык, культура, нравственность, весь духовный капитал, которым мы живем, и который составляет наше существо, берется из сложившихся жизненных отношений между людьми. Социальная, общественная жизнь не есть, следовательно, какая-то чисто внешняя форма человеческой жизни. Она есть необходимое выражение единства всех людей, составляющая основу человеческой жизни во всех ее областях. Человек живет в обществе не потому, что так жить удобнее, а потому, что лишь в качестве члена общества может состояться как человек, подобно тому, как лист может быть только листом целого дерева.

Это внутреннее органическое единство может выступать в форме семьи, в форме религиозной жизни, наконец, в форме общности судьбы и жизни всякого множества людей. Эта общность образует жизненное содержание самой личности. Общность – это духовное питание, которым внутренне живет личность, ее богатство, ее личное достояние.
Для поверхностного восприятия, общество состоит из живых людей, населяющих землю в настоящее время. Но за наружным, временным аспектом настоящего в общественной жизни таится ее вечный фундамент и источник сил – единство настоящего с прошлым и будущим. В каждое мгновение наша жизнь определена силами и средствами, накопленными в прошлом, и вместе с тем устремлена в будущее, выступает как творчество того, чего еще нет.

Перед вами два варианта плана данного текста. Какой из них верный? Почему?

План.

I.

  • Социальная сущность человека.
  • Внутреннее органическое единство людей.
  • Уровни восприятия личности.

II.

  • Духовный капитал человека.
  • Общность как содержание личности.
  • Жизнь – единство настоящего с прошлым и будущим.