Урок внеклассного чтения в 8-м классе по рассказу Т.Крюковой "Единожды солгавший"

Разделы: Литература


Тип урока: урок внеклассного чтения, комбинированный урок (психологическая справка о типичных вариантах завершения конфликтов, анкеты для учеников и родителей).

Задачи урока:

  1. Познакомить ребят с творчеством современной детской писательницы Тамары Крюковой, её рассказом “Единожды солгавший”.
  2. Формировать средствами литературы способность понимать себя и своих родителей, любить жизнь во всех её проявлениях.
  3. Воспитывать читательский вкус.
  4. Чтение и идейно-художественный анализ рассказа. Работа над анализом образа главного героя с точки зрения оценки его поведения и переживаний.
  5. Выяснить основные проблемы рассказа.
  6. Дать понятие о конфликте и способах выхода из него.
  7. Осуществить личностно-ориентированный подход в изучении художественного произведения.

Оборудование:

  1. Текст рассказа Т.Крюковой на каждой парте.
  2. Видеозаписи с рассказами учащихся на тему “Как я поссорился с мамой”.
  3. Плакаты с эпиграфами к уроку, взятыми из рассказов Т.Крюковой.
  4. Анкеты для подростков.

Оформление:

  1. Фотовыставка “Моя семья”, оформленная в виде дерева с висящими на ней яблоками, на которых фотографии детей и их родителей (в центре доски). <Рисунок 4>, <Рисунок 5>
  2. Портреты главных героев рассказа, сделанные учащимися (на левой половине доски). <Рисунок 1>, <Рисунок 2>, <Рисунок 3>
  3. Информационный плакат – справка о типичных вариантах завершения конфликтов (на правой стороне доски). <Приложение 1>

Предварительная подготовка к уроку:

  1. Чтение рассказов Т.Крюковой.
  2. Работа над иллюстрациями к повести, создание портретов главных героев.
  3. Ответы на вопросы анкеты для учащихся. <Приложение 2>
  4. Оформление фотовыставки “Моя семья”.
  5. Написание сочинения “Как я поссорился с мамой”.
  6. Создание видеофильма “Как я поссорился с мамой”. <Приложение 3>
  7. Вопросы для осмысления прочитанных рассказов (напечатаны для каждого ученика на карточках):

Какие темы и проблемы обозначены в рассказе.

Охарактеризуйте героев рассказов Тамары Крюковой по плану:

  • характер;
  • взаимоотношения с одноклассниками;
  • интересы.

Ход урока

Эпиграфы к уроку.

А это уже совсем глупо, отравлять себе жизнь обидой из-за такого низкого человека...

С.П.Семёнова

Последнее дело стесняться своих родителей.

Сергей

1. Вступительное слово учителя.

Тамара Крюкова – автор книг “Дом вверх дном”, “Хрустальный ключ”, “Ловушка для героя”, “Гений поневоле”, “Костя + Ника” и многих других.

Находясь в зарубежной командировке, она вместе с семьёй пережила военный переворот. Маленького сына эвакуировали, и в Россию полетели письма с фантастическими историями. А теперь её захватывающие и вместе с тем умные книги с удовольствием читают и дети, и взрослые.

Удивительный феномен творчества Т.Крюковой заключается в том, что в её произведениях всё идеально выверено с точки зрения психологии действия героев, сложные человеческие проблемы решаются на фоне захватывающего сюжета.

2. Анализ идейно-художественного своеобразия рассказа “Единожды солгавший”.

Знакомство с героями (сообщения делаются учениками).

– Ребята, вы все прочитали рассказ Т.Крюковой “Единожды солгавший”. Назовите, пожалуйста, главных героев этого произведения! (Лена Семёнова, Инна, Саша Панков, Серёжа, Светлана Павловна (мама Лены).

– Что вы узнали об этих героях? Дайте им характеристики.

Лена Семёнова – нелегко сходилась с людьми, умела быть благодарной. С малознакомыми становилась скованной, косноязычной, вечно терялась, могла покраснеть. Отличалась скромностью, не умела задавать прямые вопросы, даже если умирала от любопытства, не умела лгать.

Иннаподруга Лены, общительная, разбитная, завистливая, болтливая, любит посплетничать, взяла шефство над новенькой одноклассницей.

Саша Панков прозвище у этого героя Пан. Он высокий, симпатичный. Вёл себя раскованно. Один из лучших учеников школы, толково отвечает на вопросы учителей, за ним “бегают” все девочки.

Сергей друг Пана, незаметный человек, помог Лене собрать рассыпавшиеся монеты, а потом поддержал героиню в трудную минуту.

Светлана Павловна мама Лены Семёновой. Любит читать, контролирует свою дочь, считает, что Лене рано ходить на ночные дискотеки. Понимает Лену, хотя девочке кажется, что мама её предаёт.

Светлана Павловна хорошо чувствует состояние дочери, можно сказать, что видит её насквозь.

Беседа по содержанию рассказа.

  1. Зачем Лена пошла в буфет?
  2. Как Саша Панков относился к новой девочке? Чем была Лена для Пана? (“Она была лишь частицей безликой массы, фоном, на котором они с другом Сергеем пересчитывали свои не слишком богатые ресурсы, прикидывая, что купить”).
  3. Почему Лена не смогла сказать, что её отец не банкир? (“Лена хотела выпалить: “Нет”, но, увидев интерес в его глазах, лишь неопределённо улыбнулась, что вполне могло сойти за положительный ответ, и, в то же время, не было ложью”).
  4. Кто предлагает Лене свою булку в столовой? Почему? (Сергей поддерживает смутившуюся Лену, забывшую о подруге, говорит, что нечестно отдавать завтрак Инне).
  5. Почему Лена шла домой, не чувствуя земли под ногами? (“Свершилось! Лена шла не чувствуя земли под ногами. Всё было как в сказке, где она играла роль Золушки, которую выбрал прекрасный принц. Саша Панков пригласил её на дискотеку”).
  6. Почему мама Светлана Павловна неохотно отпускает дочь на дискотеку? (“А не рановато тебе ходить по таким местам?” “В обычных дискотеках тоже всякой грязи хватает: и выпивка, и наркотики”.
  7. Как мама разговаривает с дочерью, как ведёт себя, пытаясь узнать правду о дискотеке? А Лена?
  8. Зачем Лене много денег для дискотеки? (Для Панкова, у которого сейчас нет денег).
  9. Почему мама не дала девушке денег? (У мамы свои представления о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной; нескромно навязываться).
  10. Как Лена расценила поступок мамы? (“Лена растерянно стояла посреди комнаты. Как мама могла предать её в самый важный момент жизни? Как она могла быть жестокой! Неужели она сама не влюблялась?”)
  11. Почему после ссоры с мамой Лена расплакалась и убежала? (“...бегством можно спастись от глубокой боли, которую причинил ей самый близкий человек. Прежде мама всегда понимала её и они никогда не ссорились. Лена не ожидала, что мама оказалась такой мелочной. За какие-то копейки она готова была разрушить её отношения с Сашей”. “Обида на мать подкатила с новой силой...”.
  12. Чего ждала Лена, когда вернулась домой вечером? Как повела себя мама? (Некоторое время она (Лена) сидела нахохлившись, в напряжённом ожидании, что появится мама и устроит допрос...”. “К удивлению Лены, Светлана Павловна за вечер ни словом не обмолвилась о происшедшем...”).
  13. Как стали относиться к девочке после свидания с Панковым?
  14. Где Лена взяла деньги для дальнейших свиданий с Панковым? (Продала у перехода двухтомник Байрона с золотым обрезом и иллюстрациями, переложенными пергаментом”).
  15. Кто выдал Лену? Как её стали обзывали одноклассницы? (“Мешочница”, “трепачка”).
  16. Что оказалось важным для Пана? (Не она сама, а то, где работает её отец!)
  17. О ком в минуты стыда вспоминает девочка? Что она чувствует? (“Ему нужны были только деньги. А она ещё осуждала маму!.. Жизнь кончилась... Она никогда не сможет пережить стыда и унижения... Саша грубо растоптал её любовь”.
  18. Кто из ребят не разделяет мнение Панкова? (“Зачем вы так! Козёл ты, Пан! – укоризненно
  19. Кто поддерживает героиню в трудную минуту? Какую важную мысль высказывает мама? (...Чем скорее ты перестанешь смотреть на мир в мрачном свете, тем быстрее увидишь, что есть много людей, способных оценит себя саму”). И эпиграф, написанный на доске.
  20. Как Лена рассталась с Паном? (“Ты слишком дёшево стоишь... Я не люблю дешёвых вещей”).
  21. Кто оценил Лену по достоинству и оказался настоящим другом?
  22. Чему научил Лену Серёжа? (“Глупо стесняться своих родителей”). Это 2-ой эпиграф, размещённый на доске.
  23. Почему девочка так и не призналась Серёже, что её родители богаты? Сделала ли героиня правильные выводы из этой истории? (Нет, не все выводы сделала! Ложь не спасает, а губит человека. Её отношения с Серёжей обречены, если будут строиться на обмане и недоговорённости”.

Выявление проблем, затронутых в тексте. Пополнение “Копилки проблем и аргументов” для сдачи ЕГЭ.

  • Проблема поколений. Взаимоотношения подростков и их родителей.
  • Какие ценности можно считать истинными, какие ложными?
  • Честь и достоинство как высшие ценности человека.
  • Нужно верить в себя и оставаться самим собой.
  • Проблема межличностных отношений.

3. Ребята, готовясь к уроку, вы написали сочинения “Как я поссорился с мамой”, а потом мы вместе сняли небольшой видеофильм на эту тему. Сейчас нам предстоит оценить то, что получилось.

Просмотр видеосюжетов “Как я поссорился с мамой”. <Приложение 3>

4. Психологическая справка о проблемах подросткового возраста. Типичные варианты завершения конфликтов.

<Приложение 2> [1]

Проблемы, о которых рассказали ребята, очень часто возникают именно в подростковом возрасте. Подростку свойственна повышенная критичность. Если, будучи ребёнком, он на многие события и явления в своей семье не обращал внимания или был снисходителен в своих оценках, то, став подростком, он начинает переоценивать давно знакомое и привычное – взаимоотношения родителей, особенности их личности и поведения, происходящие в мире события. Оценивает всё заново и выносит свои собственные суждения, нередко очень прямолинейные, категоричные и бескомпромиссные. И возникает конфликт, т.е. разногласия между членами семьи. В конфликте нет ничего страшного, если он обладает созидательной, а не разрушительной силой. Семья, к примеру, тактично и вместе с тем принципиально осудила неблаговидный поступок своего взрослеющего ребёнка. Он – пусть даже без сопротивления – внял её требованиям. Такое разрешение противоречий сплачивает семью, усиливает взаимопонимание.

5. Постановка проблемной ситуации.

Теперь, ребята, давайте попытаемся определить тип конфликта, возникшего между героями рассказа “Единожды солгавший”.

Между мамой и дочкой конфликт проходит несколько этапов своего развития:

“А” – “жёсткий тип решения конфликтов и споров” (со стороны Светланы Павловны и Лены, которая некоторое время негативно относится к матери);

“Д” – “уходящий” (мама не выходит вечером к дочери читать мораль”);

“В” – компромиссный стиль достигается, когда мама и дочка стремятся понять друг друга.

Мы должны стремиться к компромиссам в разрешении конфликтов. Наши родители – это наши друзья, союзники. Это наша опора. Тот тыл, который необходим человеку в любом возрасте.

6. Знакомство ребят с результатами анкеты “Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации”.<Приложение 2>[1]

7. Экскурсия по дереву жизни. Фотовыставка “Моя семья”. <Рисунок 4>, <Рисунок 5>

Нельзя смотреть на жизнь и на человека упрощённо. И для вас пришла пора жить в семье в роли равноправных её членов. А это значит, пришла пора отдавать тепло, внимание тем, кто вам дорог, тем, кто нуждается в вашем внимании и заботе. Древо жизни, которое мы с вами создали, помогает нам почувствовать, что мы не одни в этом мире.

8. Вывод учителя о проделанной работе. Подведение итогов урока.

Итак, ребята, мы сегодня с вами обсудили рассказ Тамары Крюковой “Единожды солгавший”. Герои произведения – подростки, чем-то похожие на вас. Они испытывают те же чувства, что и вы. У них возникают те же проблемы, что и у вас. Но герои не отчаиваются, находят решение проблем. Если видеть в жизни только плохие стороны, копить обиды, то недопонимание усиливается. Мы все стремимся к счастью, и когда мы счастливы, то как здорово жить на земле! Но нужно уметь быть счастливыми в мире под солнцем рядом с другими людьми. А это так непросто... Но дорогу осилит идущий, дорогу осилит тот, кто чувствует поддержку своей семьи, друзей. Для взросления и становления характера нужно размышлять, нужно научиться разбираться в людях, в самих себе. И я надеюсь, что сегодняшний урок дал вам возможность посмотреть на свои проблемы иначе, узнать себя лучше.

9. Домашнее задание. Ответьте письменно на вопрос: “Какие ошибки в поведении героев рассказа Т.Крюковой вам хотелось бы исправить?”

<Рисунок 4>, <Рисунок 5>.

Фотовыставка “Моя семья”, оформленная в виде дерева с висящими на ней яблоками, на которых фотографии детей и их родителей (в центре доски).

Список литературы.

  1. Е.М.Аджиева, Л.А.Байкова и др. 50 сценариев классных часов/ М.: Центр “Педагогический поиск”, 2000 – 159 с.