Урок русского языка в малокомплектной школе (2-й, 4-й классы)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  1. Обобщить знания учащихся об особенностях падежей и склонений имён существительных.
  2. Формировать навыки определения падежей и склонений имён существительных.
  3. Закрепить умения делить слова на слоги и переносить по слогам.

Оборудование: учебники, тетради, простой и красный карандаш, линейка, ручка, картинки для словарной работы, карточки со стихотворениями, 3 человечка с разной мимикой, фишки у каждого ученика.

Ход урока

2 класс 4 класс
1. Орг. момент

- Встали ровненько, красиво. Здравствуйте, садитесь.

- У нас урок русского языка.

2. Сообщение темы и целей урока

- Вспомним стихотворение.

Я тетрадь свою открою (открываем тетради)
И наклонно положу (тетради кладут наклонно)
Я, друзья, от вас не скрою (берут ручки в руки)
Ручку я вот так держу (ставят руку на локоть)
Сяду прямо, не согнусь (отпускаем руку на тетрадь)
За работу я возьмусь.

- Записываем число и классная работа.

- Сегодня мы с вами продолжим работу над переносом слов. - Мы с вами повторим всё о падежах и склонениях имён существительных.
3. Минутка чистописания

- Сегодня мы вспомним начертание буквы С, как правильно соединять эту букву с другими буквами.

с са сд сб со си см сл ся се сн

снег след сугроб сосна леса

Завалила зима сугробами леса.

- В словах поставьте красные точки под гласными буквами.

- Разделите слова на слоги, где это возможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Назовите гласные буквы в словах, под которыми вы поставили красные точки.

- Какие слова разделили на слоги?

- Давайте прочитаем слова на 2-й строке.

- Какие 2 правила нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (безударная гласная и парная согласная в корне)

- Вспомним правило проверки слов с парными согласными в корне. (Звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй.)

- Я называю слово, а вы хором называете к нему проверочное:

  • снег - снега
  • след - следы
  • сугроб - сугробы

- Вспомним правило проверки слов с безударными гласными в корне. (Если буква гласная вызвала сомнение, ты её немедленно ставь под ударение.)

- Я называю слово, вы хором называете к нему проверочное:

  • сосна - сосны
  • леса - лес

- Запишите предложение. Подчеркните главные и второстепенные члены предложения, укажите части речи.

4. Словарная работа
Картинный диктант (картинки со словами: воробей, лисица, сорока, рабочий, посуда, девочка, капуста, тетрадь, машина, петух, одежда). Приложение 1. Автомобиль, комбайн, самолёт, библиотека, одиннадцать, дорога, жёлтый, коллектив, пассажир, хозяйство, агроном.
5. Закрепление пройденного
Самостоятельная работа по учебнику - ст. 60 упр.118 - Давайте вспомним сколько падежей в русском языке?

- Назовём падежи русского языка вместе с вопросами.

Игра "Во всех падежах".

Приложение 2.

- Давайте прочитаем стихотворение про кота и определим, в каких падежах стоит существительное кот.

- Итак, мы с вами повторили падежи имени существительного. А сейчас повторим склонения имён существительных. Посмотрите на иллюстрации и скажите, к каким склонениям они относятся. Почему? (карандаш, тетрадь, машина)

Приложение 3.

Эти знания вам пригодятся для выполнения следующего задания.

Физминутка Приложение 4.
Проверка упражнения.

- Прочитайте слова, которые переносить нельзя.

- Зачитайте слова, которые вы разделили чёрточка для переноса.

- Поставьте в этих словах красные точки под гласными буквами.

- Подчеркните слова из трёх слогов.

Самостоятельная работа - ст. 83 упр.184 с последующей проверкой.

- Зачитайте словосочетания, которые стоят в предложном падеже.

- В родительном падеже.

- В творительном падеже.

- Назовите существительные 1-го склонения, 2-го склонения.

6. Д/з
Ст. 59 упр. 116 Ст.87 упр. 192
7. Итог урока

- Что повторили сегодня на уроке?

- Какой вид работы понравился больше всего?

8. Рефлексия

- Ребята, на доске 3 человечка с разной мимикой. Оцените свою работу на уроке. Приложение 5.

Кому было на уроке всё понятно, со всеми заданиями справились уверенно, прикрепите свою фишку рядом с весёлым человечком.

Если затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, прикрепите свою фишку рядом со вторым человечком.

Кому на уроке работать было очень трудно, с заданием не справились, прикрепите свою фишку рядом с грустным человечком.

Выставление оценок.

- Молодцы, на уроке работали очень хорошо. Спасибо за урок.