Образовательное событие как форма совместной познавательной творческой деятельности

Разделы: Внеклассная работа


Модернизация образования обусловила поиск эффективных путей не просто обучение школьников, но и в организации дополнительного образования и внеурочной деятельности.

Одной из традиционных и широко используемых форм внеклассной деятельности является работа в кружке или клубе. А целью настоящей публикации является возможность познакомить читателей с другой  формой внеклассной деятельности, такой как образовательное событие.

С  2008 года  наша  школа приступила к реализации проекта «Подростковая школа Развивающего обучения». Одной из задач проекта в содержании и организации дополнительного образования и внеурочной деятельности является разработка системы образовательных событий, которые обеспечивают:

  • расширение предметного содержания;
  • мотивацию на учебную деятельность;
  • создание условий для самореализации учащихся и для презентации продуктов их проектной и творческой деятельности;
  • развитие организаторских способностей через привлечение учащихся к различным формам деятельности;
  • развитие коммуникативных навыков через работу в разновозрастных группах;
  • воспитание уважительного отношения к традициям.

Принципиально важным для нас в подростковом возрасте является не только развернуть разные этапы реализации детской инициативы, но и осмыслить совместно выстроенное событие. Однако, чтобы задуманное реализовалось, на первых  порах, на наш взгляд с детьми должен работать учитель-куратор.

Основная концепция – создание единого образовательно-воспитательного пространства без возрастных ограничений и без деления форм деятельности на учебную и воспитательную.

Основной принцип, на который опирается образовательное событие  – «От сотрудничества – к содружеству, от содружества к сотворчеству и соуправлению».

Основная форма реализации – игра.

Проекты осуществляются в три этапа:

Этап 1 – подготовительная работа
Этап 2 – содержательная часть
Этап 3 – рефлексия

В школе существует проектная группа, в которую входят 5 учителей и небольшая группа инициативных, творчески мыслящих подростков 8-10 классов. Благодаря работе этой разновозрастной группы, были задуманы, разработаны и проведены в течение двух лет образовательные события:

  • «День Царскосельского лицея»
  • «Университет»
  • «Ломоносовский марш»
  • «История города – история моей школы» к сорокалетию школы
  • «Город мастеров»
  • «О, спорт! Ты – мир!» к Всемирному дню здоровья
  • День английского языка

Несколько слов об этих проектах.

«День Царскосельского лицея»

Почему мы выбрали эту тему? Школа работает в системе Развивающего обучения, а её основные принципы перекликаются с основными идеями, закрепленными в уставе императорского лицея, а именно: «Основное правило доброй методы или способа учения, – подчеркивалось в уставе лицея, состоит в том, чтобы не затемнять ума детей пространными изъяснениями, а возбуждать собственно их действие». Именно эти строки из Устава были взяты на вооружение при подготовке Дня Царскосельского лицея. День 19 октября был прожит по расписанию лицеистов.

Образовательное событие «Университет»

Хотелось найти такую форму, которая была бы культурной и повышала бы статус обучения в сознании учащихся. А поскольку мы живем вблизи города Томска, города первого университета в Сибири, то «Университет»  как образ жизни определил наш выбор.
Какие мы видели перед собой задачи?

  • Создать условия для выбора каждым учащимся какого-либо факультета таким образом, чтобы можно было наблюдать процесс первичного самоопреления ребенка в предметном поле
  • Представить ряд дисциплин в игровой, театрализованной форме, которая привлечет своим содержанием ребят
  • Продумать такую форму проведения занятий (семинар, лекция, коллоквиум, экскурсия, фестиваль, зачет и т.п.), чтобы выявить, какие типы взаимодействия взрослого с учащимися в школе еще не использованы или не осмыслены в достаточной мере
  • Учителям и классным руководителям, не ведущим занятия, определить свою позицию и роль в образовательном событии.

«Ломоносовский марш»

В нашей школе приоритетным является гражданско-патриотическое воспитание: есть тематические уроки, классные часы, спецкурсы, дружим с городским краеведческим музеем, с центральной городской библиотекой, готовим самостоятельно информационные часы, участвуем в различных акциях. При разработке «Ломоносовского марша» ключевой  для нас стала фраза: «Отечество Сибирью прорастать будет»!

Образовательное событие «О, спорт! Ты – мир!» предполагало интеллектуальную познавательную и практическую части.
1 частьподразумевало организацию экспозиции «Из истории Олимпийских игр»,  разработку и проведение тематических уроков со слайдовым сопровождением в младшей, средней и старшей школе силами учащихся создание тематических стендов «В здоровом теле – здоровый дух!» (рубрики: «Олимпийская мода», «Рецепты здоровья и красоты», «Советы из древней Греции», «Здоровое питание – это важно», «О суевериях олимпийцев», «Олимпийские виды спорта в картинках» и т.д.). Выпуск информационных листков об олимпийских видах спорта, организацию мини-экскурсию, выпуск тематических памяток.
Практическая часть включала в себя спортивные состязания по олимпийским видам спорта, показательные выступления.
Все перечисленные образовательные события были содержательны, познавательны, интересны и, главное, вызвали у ребят желание придумать и организовать какое-нибудь образовательное событие самостоятельно и участвовать в нем: ведь предыдущие были подготовлены в основном силами педагогов школы с привлечением внешних партнеров.

Чтобы определить тему последнего образовательного события, мы решили провести исследование: была опрошена группа старшеклассников(50 чел.). Исследования показали, что 67% опрошенных (33 чел.) предлагают провести День английского языка.

Подготовительная работа (Этап 1) занимала 2 недели.                                                                       
Во-первых, был очерчен круг содержательных вопросов, на которые дети хотят получить ответы, например:

  • почему в Англии правит не король, а королева;
  • почему в Британской империи комплекс норм поведения, нравственных ориентиров, социально-психологических ценностей и психологических установок по сей день покоятся на иерархических ценностях;
  • почему в литературных источниках часто встречается понятие «традиционный британский снобизм»;
  • творчество  ливерпульской группы  “Beatles”.

Во-вторых, требовалось подготовить оформление школы в тематике образовательного события.

Необходимо было:

  • разработать урок английского языка для всех параллелей классов;
  • разработать «английский минимум» для учителей предметников, библиотекаря, работников столовой, персонала, не владеющих языком;
  • подготовить тематическую слайдовую презентацию;
  • подготовить национальное меню;
  • обеспечить музыкальное сопровождение образовательного события в национальном ключе;
  • организовать праздничный концерт на английском языке с участием, как учащихся, так и учителей школы;
  • разработать тематическую викторину для получения пригласительного билета на праздничный концерт в качестве зрителя;

Этап 2. Собственно образовательное событие

5 марта школа была украшена флагами и географическими картами старой и новой Англии, постерами с видами Лондона, изготовленными ребятами и их родителями и даже в семье директора школы. В вестибюле разместили галерею портретов замечательных британских поэтов и писателей. К портретам прилагалось жизнеописание, составленное на языке британского королевства. Таблички на учебных кабинетах, лабораториях, актовом и спортивном залах, в библиотеке, на двери кабинетов директора, завучей, медицинского работника – также на английском языке, на него же были переведены правила поведения в школе, выставленные в фойе.

Первым уроком во всех без исключения классах стал урок английского. Старшие ученики провели в младших классах занимательные лекции и презентации. Уроки английского языка в старшем и среднем звене прошли в форме диспутов. Урок в каждом классе завершался викториной. Те, кто лучше всех ответил на вопросы викторины, получили приглашение на концерт (по 3 человека из класса). А на переменах звучали песни на английском языке.

В течение всего Дня звучала английская речь. Всем педагогам пришлось выучить английскую классную лексику: на английском языке учителя химии, биологии, математики, начальных классов, рисования, физкультуры, истории, здоровались с учениками, просили открыть учебники, вызывали к доске: «английский минимум» усвоил даже охранник: хотел почувствовать ощущения «братства», повара от изучения языка уклонились, зато освоили английскую кухню: в меню были гренки, чай с молоком, овсяная каша и , конечно, пудинг.

Таким образом, в образовательном событии участвовала вся школа: ученики от мала до велика, их родители, педагоги и даже члены семей педагогов. В индивидуальном порядке или группами они изучали предмет, а после делились друг с другом полученными знаниями.

День английского языка завершился большим праздничным концертом. Ребята в нарядных национальных костюмах танцевали ирландский танец, зрителям очень понравились постановки сцен из «Красной шапочки» и «Ромео и Джульетты», исполненные на английском языке. На концерте читали стихи, пели песни – и это все тоже на английском. Свои творческие способности продемонстрировали не только ученики, но и педагоги.

Этап 3. Рефлексия

Учебные занятия согласно расписанию проводились с 8.00 до 12.00 часов, и в 13.00 день закончился единомоментной рефлексией. И учащимся и педагогам было предложено выразить свое отношение к событию жетонами двух цветов (да, нет). Отвечали на вопросы:

1. Понравилось?
2. Не понравилось?
3. Стоит ли проводить такие мероприятия?

Полученные результаты позволили утверждать, что:

  • событие состоялось;
  • цель была достигнута;
  • день прошёл в едином образовательном пространстве;
  • технология организации образовательного события подтвердила свое право на существование.

В заключение отметим, что  это стало возможным благодаря желанию искать и находить новые формы работы, инициативе и творческой мысли, благодаря сотрудничеству и содружеству педагогов, учащихся и их родителей.

Преимущества этого метода очевидны и, поэтому, отвечая на вопрос, нужны ли образовательные события в нашей школе и будем ли мы продолжать работу в этом направлении, мы говорим однозначно «да», потому что

  • есть гарантия в получении новых знаний, не предусмотренных программой;
  • приобретается опыт совместной деятельности учащихся и педагогов;
  • это прекрасный способ мотивации для развития познавательного интереса;
  • ребенок получает навыки осознанного выбора, партнерских отношений, межличностных коммуникаций;
  • ребенок учится самовыражению, самоопределению, самореализации и рефлексии;
  • каждый ребенок включён в деятельность, которая имеет культурологическое содержание и которая ему по душе.

И, наконец, образовательные события способствуют воспитанию уважительного отношения к истории страны и культурным традициям.
Таким образом, образовательное событие – прекрасный способ, интересно организовать школьную интеллектуальную жизнь.