Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения

Разделы: Начальная школа


Под творческой работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью творчески выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений и личностных качеств.

Необходимо детей научить учиться, то есть развивать их познавательные и творческие силы и способности, спорить и доказывать. Таким образом, будет идти развитие совместной творческой деятельности.

Творчество и творческая деятельность определяет ценность человека, стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Главное в идеях творчества – не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести “таинственному цветку” в душе ребенка.

Творчество доступно детям, более того, оно оживляет познавательный процесс, активизирует личность и формирует ее.

В творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребенка.

Уроки литературного чтения обладают богатыми возможностями творческого обогащения.

Практика организации творческой работы на уроках литературного чтения в начальной школе позволила сформулировать условия, способствующие ее эффективности:

– наличие системы в использовании заданий для организации творческой работы;
– разработка планирование заданий творческой работы, как по форме, так и по содержанию;
– соответствия уровня сложности заданий уровню учебных возможностей учащихся;
– последовательное усложнение содержания задач творческой учебной деятельности учащихся;
– стимулирование учащихся к выбору заданий высокого уровня сложности;
– разумное сочетание творческой работы с другими формами и методами обучения.

Развитие умения учиться у младшего школьника является одной из архиважных задач обучения в начальной школе. Это умение включает в себя следующие составляющие:

– умение выходить за пределы собственных возможностей, за границы данной ситуации:

  1. Самостоятельно изобрести, сотворить недостающие для решения средства и способы, то есть перевести учебную задачу в творческую;
  2. Самостоятельно найти недостающие условия в любом “хранилище информации” (в учебнике, справочнике, книге);
  3. Запросить недостающие данные у учителя, поставившего эту задачу.

С этой целью на уроках литературного чтения практикую разнообразные виды творческих работ.

1. Творческие задания практического действия при работе с текстом на уроках литературного чтения.

  • Работа с иллюстрацией к тексту.

Кроме немногих, все картины к художественным произведениям в учебниках по литературному чтению сюжетного характера. Их цель иллюстративная.

Лучше всего, если учитель будет идти от текста к иллюстрации и предложит ученикам, максимально опираясь на текст, устанавливать степень соответствия и несоответствия данной картинки содержанию того эпизода или места в тексте, к которому она относится.

Мною был опробован и показал неплохие результаты следующий прием детского иллюстрирования прочитанных текстов.

На одном из уроков я рассказала о том, как создаются художниками иллюстрации к произведениям. Сначала художник внимательно прочитывает весь текст и старается ярко представить себе все, что в нем изображено писателем. Художник задумывается над каждым действующим лицом и пытается разобраться в нем и его поступках. Потом живописец устанавливает, какой эпизод в произведении наиболее важен в смысловом отношении. Он рисует в своем воображении живую картину этого эпизода, а потом переносит ее на бумагу.

Свой рассказ я конкретизировала определенной, заранее отобранной иллюстрацией к знакомому детям тексту из учебника.

После этого предлагаю ученикам устно нарисовать иллюстрацию к выбранному отрывку из текста. Далее дети создают индивидуальные иллюстрации, рисованные на бумаге. Детям эта творческая работа очень нравится, и они ее с удовольствием выполняют. (Приложение №1)

  • Рецензирование детьми созданных рисунков.

Это наиболее трудный, но интересный вид творческой работы с детскими иллюстрациями. Делаю это так:

    • каждый ученик после разбора текста углубляется в создание своей иллюстрации;
    • школьники обмениваются рисунками;
    • получивший рисунок рассматривает его и, перечитывая текст, пытается найти этот эпизод, к которому он относится. Установив, к какому месту создана иллюстрация, ученик подписывает ее словами текста;
    • сопоставляя содержание иллюстрации с содержанием данного эпизода, ученик пишет рецензию, где указывает, соответствует или нет данный рисунок тексту, отмечает качество выполненной работы. Все свои замечания он подкрепляет ссылками на текст. Рецензия подписывается учеником. (Приложение №1)
  • Составление диафильмов по произведению.

Интересную работу мы проводили по созданию своих диафильмов на основе прочитанного произведения.

Делаем так:

– по материалу прочитанного произведения попробуйте составить свой диафильм, продумайте содержание отдельных кадров;
– какие строки из текста вы соотнесете с ними;
– определите количество кадров.

Бумагу заготавливают заранее. Рисование диафильмов на 7 минут. Готовые диафильмы вывешиваются на стенд творческих работ в классе.

  • Лепка и аппликация.

Этот вид детского творчества используется чаще в 1-х и 2-х классах, когда дети не воспринимают еще критически результатов своих изображений и видят в них больше, чем дано. Дети могут слепить грибок, птичку, лодочку, зайчика, собачку, то есть отдельный предмет общей картины, а затем объединить в общую творческую работу.

  • Метод моделирования.

Это введение системы “заменителей” (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и модели обложки книги.

Таким образом, моделирование позволяет:

– включить каждого ученика в процесс познания литературы как искусства слова;
– дать возможность ученику работать в соответствии со своими возможностями;
– создать игровую ситуацию при овладении читательскими умениями;
– поддержать интерес к художественной литературе;
– обогащать духовный мир ребенка;
– осознанно воспринимать художественные произведения. (Приложение №1)

  • Книжки-самоделки.

Одно из самых интересных заданий для ребят– это работа с книжками – самоделками, каждая из которых изготовлялась детьми с творческой выдумкой и воображением. Есть книжки в форме елочки, грибка, домика, кораблика и т.д. Сами книжки дети изготовляли дома. Каждая книжка имеет свое название, которое представлял и защищал автор на конкурсе книжек в классе.

Например, у Юли Даниловой книжка “Котик вам расскажет” имеет силуэт котика. А у Данила Юдина “Веселый поезд”: странички – вагончики.

В этих книжках– самоделках дети записывают произведения только собственного сочинения. Это первые шаги в их творчестве, пусть не всегда удачные, но большинство ребят тянутся к такой работе, пытаются проявить себя.

2. Задания творческого характера речевой деятельности на уроках литературного чтения.

  • Составление вопросов и тестов по данному тексту.

Начиная с 1-го класса учу детей не только грамотно отвечать на вопросы, заданные учителем, но и составлять вопросы по данному тексту. Эта работа формирует умение выделять главное как в общем, так и в конкретном случае составлять вопросительные предложения, предполагающие подробные или конкретные ответы (да, нет).

Также детям очень нравится составлять по прочитанному произведению тест, где нужно выбрать из 3-х предложенных ответов один правильный. С большим удовольствием предлагают свои вопросы и тесты на уроках литературного чтения. (Приложение №2)

  • Творческое пересказывание.

Цель творческого пересказывания – вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать идею, пережить вместе с героем те чувства, которые заложены автором в произведении. Для творческого пересказывания отбираются произведения, позволяющие читателю поставить себя в положение литературного героя, понять его психологию, посмотреть глазами героя на тех людей и те события, о которых рассказывается в произведении. Творческий пересказ может вестись с изменением лица рассказчика или творческим дополнением к тексту автора. Почти всегда требуется работа по отбору материала или по добавлению к нему, т.к. пересказчику неизвестны какие-то факты или, наоборот, ему потребуется рассказать о переживаниях, которые не описаны автором.

Например, пересказывая рассказ Л.Н. Толстого “Прыжок” от лица сына капитана Бердияров Сережа опускает упоминания о поведение матросов, о том, какая участь ждет мальчика, когда он возьмет шляпу, и другие детали. Но Сережа подробно рассказал о том чувстве, которое вызвали у мальчика проделки обезьяны, описал состояние ужаса, пережитое мальчиком при взгляде на палубу, почему он повиновался отцовской команде.

Такие пересказы требуют от учеников работы воображения на основе представлений, полученных при чтении и анализе произведения и поможет полноценнее воспринять художественный текст, способствуют более углубленному пониманию читаемого, развивает творческие способности учащихся и вносят интерес и разнообразие.

  • Продолжение произведения (придумывание конца)

Прочитанное произведение иногда может послужить толчком к самостоятельному творчеству детей: они придумывают продолжение читаемого произведения, то есть свой конец. Это может быть и рассказ, и сказка, и даже стихотворение. Не всякое произведение, разумеется, можно продолжить. При этом для облегчения работы учащихся берутся такие произведения, которые более близки самим учащимся. (Приложение №2)

  • Творческое сочинение.

Для развития творческих способностей использую написание детьми сочинений. Творческое сочинение вводит учащихся в чтение и разбор литературного произведения особым путем: они должны попытаться разрешить задачу, близкую к той, которую разрешил писатель в своем произведении.

Значение творческого сочинения как формы вводных занятий:

– привлечение внимания учащихся к теме изучаемого литературного произведения;
– мобилизация всех знаний, связанных с данной темой;
– упражнения в самостоятельном построении сочинения.

Все это должно обострить интерес учащихся к чтению и разбору произведения, повысить их наблюдательность, привлечь их внимание к таким сторонам литературного произведения, которые раньше ими не замечались.

Сочинения дети пишут на отдельных листочках и по своему желанию могут их проиллюстрировать, придавая им оригинальную форму: листка, снежинки, цветка и т.д.

Все сочинения с согласия авторов мы читаем вслух и обсуждаем. Зачитываются полностью сочинения, отдельные предложения, удачно подобранные слова. Главное – отметить всех. Дети с огромным вниманием слушают сочинения своих одноклассников.

  • Словотворчество.

Очень важным средством развития творческих способностей является составление сказок, рассказов, мифов, басен, стихов. Дети сами придумывают сюжеты, главных героев. Лучшие произведения зачитываются и обсуждаются.

Со 2-го класса пробуем писать стихи. Сначала это были рифмовки, продолжение поэтических строчек. Но гораздо больше ребятам самим быть в роли поэтов. На уроках литературного чтения дети очень любят минутки поэзии, на которых читают собственные стихи.

Хочу привести некоторые стихотворения.

***

Снег летит ко мне в окошко.
Засыпая все дорожки.
К нам во двор пришла зима.
Будет долгая она!

(Таня Савина)

***

У меня есть кошка.
Она глядит в окошко.
И хочет поскорей
Найти себе друзей.

(Никонова Жанна)

***

Осень золотая!
Как ты хороша!
Красные листочки,
Желтая трава.

(Блинова Марина)

Такая работа способствует развитию творческого воображения, чувства слова.

У детей имеются тетради для творческих работ. В них они учатся сочинять стихи, загадки, сказки, басни, хокку и другое. Именно в этой работе дети шаг за шагом открывают себя, развивают творчество и все это помогает им полноценно воспринимать любое художественное произведение.

Каждая сказка, как жемчужина из шкатулки мудрости и красоты, предлагает массу ситуаций для обыгрывания и слова– творчества.

Вот некоторые темы, которые подсказала сказка.

Сказки Х-К. Андерсена (предметные: “Штопальная игла”, “Серебряная монета”)– “Умные вещи” (возможность вжиться в образ собственного портфеля, зубной щетки, тапочек, будильника и посмотреть их “глазами” на мир).

Будильник.

Однажды я просмотрел на своего хозяина. Надо же, он совсем не такой, как я. Он совсем не такой круглый, как я. И у него нет таких стрелок, как у меня. Интересно, кто его заводит?

(Попытаев Борис)

Прочитав сказку “Снежная королева” дети писали “Письмо Герде”

Вот некоторые из писем.

Герда, ты спасла Кая. И я поумнела от этой сказки. И если бы я потеряла Кая, то поступила, как ты. Дорогая Герда, твоя сказка самая добрая, которую я видела в моей жизни.

Аня Б.

Или:

Герда, я тебя понимаю, тебе задали много испытаний. Я очень рад, что ты осталась такой же доброй. Я очень рад, что в тебя не попал осколок. Ты стала еще мужественнее. Герда, ты сильнее всех.

Это пишу я, Антон.

При чтении “Синей птицы” М. Метерлинк была подсказана такая тема, как “Разговор стихий” (ощущения воды, воздуха, земли, огня).

Прочитав произведение А.Сент-Экзюпери “Маленький принц” дети писали “Письмо Маленькому принцу”. Вот один из примеров.

Дорогой Маленький принц, если ты очень любишь свою розу и ей не будет хватать воды, то я попрошу своего знакомого сантехника, и он сделает тебе на планете водопровод, и ты всегда сможешь поливать свою розу.

Настя П.

  • Отзыв-рецензия.

Одним из видов сочинений, позволяющих научить ребенка высказывать собственную позицию по отношению к прочитанному произведению, является отзыв о книге. В нем ученик может не только высказать оценку прочитанному, но и глубже усвоить смысл произведения.

Вариант структуры отзыва:

  1. Представление героя и выражение своего отношения к произведению.
  2. Краткое изложение сюжета произведения с эмоциональной оценкой событий.
  3. Характеристика героя и выражение своего отношения к нему.

В своей практике я организую письмо отзыва следующим образом. В классе вывешивается лист картона с большим конвертом внизу. На листках учащиеся помещают свои отзывы, составленные по определенному плану. Затем проверяю поданные отзывы, ученики их переписывают, затем листочки вывешиваются в уголок чтения. Отзывы читаются товарищам. После ознакомления с ними всех учащихся отзывы складываются в конверт, в на их месте вывешиваются новые отзывы.

Такая организация творческой работы активизирует внеклассное чтение. Дети должны будут проявить творческий подход к художественному произведению, показать направленность своих литературных интересов и уровень художественного вкуса. (Приложение №2)

  • Работа с читательским дневником.

Не позднее 3-го класса я приучаю учащихся к ведению записей о прочитанном. Образцы этой записи показываю на отдельных уроках. В особой тетради (Дневнике) ученики записывают фамилию автора и название книги, чтобы у него получился перечень книг, им прочитанных. Он может записать тут же имена главных действующих лиц, чтобы при надобности (например, для рассказывания в классе) легче было вспомнить содержание книги. Желательно, чтобы тут же были рисунки ученика в связи с прочитанным и соответствующие подписи под рисунками. Учащимся, более сильным, можно рекомендовать делать выписки понравившихся мест.

Вся описанная работа, несомненно, поднимет интерес учащихся к книге, развивает желание учиться.

  • Аннотация .

Аннотация в книге помещается на обороте титульного листа. Из нее можно узнать, о чем говорится в книге, так как в аннотации есть сжатое изложение содержания. Часто аннотация пишется так, чтобы заинтересовать читателя.

Для написания аннотации к книге я предлагаю детям следующую памятку.

Памятка

  1. Выбери книгу, которая тебе нравится.
  2. Постарайся заинтересовать будущих читателей этой книги.
  3. Начать аннотацию можно по-разному:
    В этой книге рассказывается о …
    Этот рассказ о …
    Писатель… рассказывает о …
    Главный герой этой книги– …
    Удивительные события происходят в …
    Любишь ли ты читать о …

(Приложение №2)

3. Творческие задания игрового действия на уроках литературного чтения.

  • Работа с кроссвордами.

Наиболее эффективным заданием творческой работы считаю составление кроссвордов по прочитанным произведениям. Их составление повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность, дает возможность полноценнее воспринимать художественное произведение.

Применяя кроссворды на уроках литературного чтения при повторении пройденного материала в доступной и интересной форме можно развивать навыки творческой работы, желание детей читать и перечитывать книги, а значит, самостоятельно открывать что-то новое, познавать мир. Кроссворды составляются на определенных листах, оформляются, иллюстрируются. Часть кроссвордов используются на уроках, часть на внеклассных уроках по чтению, а часть вывешивается в классном уголке для всего класса. (Приложение №3)

  • Составление викторин.

Составление викторин к прочитанному произведению способствует более внимательному и вдумчивому отношению к произведению.

Эта работа нравится детям, и они стремятся читать произведение как можно внимательнее, чтобы составить викторину посложнее, а ответить на вопросы своих товарищей без ошибок.

Это помогает даже слабым ученикам приподнять дух, поверить в свои силы, в то, что все у них получится, а также снять напряжение, которое иногда появляется на уроке, привлечь к работе всех детей. (Приложение №3)

  • Драматизация.

Этот вид задания творческого характера надо выделить как особо важное иллюстративное средство, притом же применяется во всех классах начальной школы.

При помощи драматизации образы произведения показываются в действии. Показ можно провести:

  1. Только с помощью слова, т.е. в форме чтения по ролям и коллективной декламации;
  2. Только средствами движения, т.е. в виде пантомимы;
  3. Соединением движения и слова, т.е. в форме разыгрывания сцен в классе, когда обстановка воображается, и на сцене, когда обстановка специально для этого создается.

Детям предлагается представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, предать их характер и настроение походкой, жестами, голосом.

Называю возможные формы драматизаций:

– пальчиковый театр;
– кукольный театр;
– костюмированные представления по известным произведениям;
– музыкальные инсценировки;
– спектакли по собственным сценариям.

Драматизация – это особая форма перевоплощения в изображаемый образ. Поэтому, надо изредка поощрять обычное стремление детей к костюмированию при драматизации.

  • Составление сказочных объявлений и телеграмм.

Есть компонент творчества, без которого немыслимо создание нового. Это творческое воображение. Воображение– основа любого творчества. Большое значение в активизации творческой активности имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в творческий процесс.

Одним из видов игры является составление сказочных объявлений и телеграмм.

Учитель стимулирует творчество детей. Так, учитель может спросить, какое объявление может дать Мальвина, ослик Иа-Иа, Медведь или Маша, доктор Айболит, дед Мазай, Дениска и его мама; кто дает данную телеграмму? Это чрезвычайно важная работа, несмотря на видимость шуточности, поскольку она требует от ребенка выявления определенной сюжетной линии литературного произведения. (“Ищу свой хвост”, “Учу детей грамоте”, “Лечу зверей и птиц”) или нравственной коллизии (“Жду гостей на свой день рождения”, “Меняю “Азбуку” на билет в кукольный театр” и т.д.).

Дети с большим удовольствием сами составляют сказочные объявления и телеграммы, оформляют их и предлагают своим одноклассникам. (Приложение №3)

4. Литературные игры творческого характера при работе с текстом на уроках литературного чтения.

Развивают творческое воображение и литературные игры, которые дают полноценнее воспринимать художественные произведения в дальнейшем.

Простое речевое творчество детей легко проявляется в игровой деятельности.

Привожу некоторые примеры таких игр, которые провожу на уроках литературного чтения со своими детьми.

а. “Древо мудрости!”

Сначала быстро, но внимательно читаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту. Затем завершите записку, прикрепите ее скрепкой к дереву. Дерево часто меняется – по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Эта работа может быть в парах, четверках, по рядам. Прежде чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.

  • “Общее стихотворение”.

Сочинять стихи можно всем вместе. Для этого у каждого должен быть лист бумаги и ручка. Каждый задумывает первую строчку своего стихотворения и по сигналу учителя передает ее соседу слева. Сосед должен понять и прочувствовать то, о чем хотел сказать участник игры, и попытаться продолжить стихотворение. И так до тех пор, пока листок с законченным стихотворением не вернется к автору. Автор корректирует стихотворение и зачитывает его. Конечно, оно несовершенно, но может стать основой для создания более глубокого и интересного произведения.

  • Я начну, а ты продолжи…” (проба поэтического пера)

Учителем или ребенком предлагается (произносится и записывается) начало поэтических строк придуманных самими. Ученики должны самостоятельно закончить, развернув дальнейший сюжет начатого. На выполнение игрового задания отводится определенное время. Можно разделить всех ребят на команды, предложив для выполнения разные стихотворные начала.

По окончании работы мини-поэтические тексты обсуждаются. Предлагается провести авторскую защиту своей творческой работы. Детей радует, увлекает такая работа, развивает их речевое творчество. Не случайно очень часто рождаются маленькие шедевры. Вот один из них.

Учитель.

Маленькая кнопочка.
Лежала в коробочке…

Аня Б.

Тут девочка пришла
И кнопочку нашла.

Марина Г.

Прошептала она:
– Ах, я одна. Ах, я одна.
Никому я не нужна.

Сережа Б.

Она вышла тихонько
И вдохнула легонько.

Юля Д. Попасть хотелось ей туда,

Куда звала ее душа.

(Приложение №4)

  • “Небылица за 10 минут”

Учитель пишет какую-нибудь фразу или несколько, затем загибает листок, чтобы не было видно написанного, и передает ученику. Теперь на чистом листе ученик пишет свою фразу. Тоже загибает лист и отдает его другому. Писать разрешается все, что угодно, но есть одна тонкость, которую нужно помнить: все эти фразы должны отвечать (по порядку) на такие вопросы:

  1. Кто это был (была)?
  2. Как выглядел (-а)?
  3. Куда пошел (шла)?
  4. Кого встретил (-а)?
  5. Что ему (ей) сказал?
  6. Что он (она) ответил (-а)?
  7. Что ему (ей) сделали?
  8. Какова была его (ее) реакция?
  9. Чем вся история закончилась?
  10. Вывод или мораль.

Когда записан ответ на последний вопрос, листок весь разворачивается и с выражением читается получившаяся небылица.

Таким образом, можно сочинять и сказку, и рассказ.

  • “Цифровой диктант”.

Дети сами составляют цифровые диктанты по прочитанному произведению и предлагают их в виде игры своим одноклассникам.

Записывают дети только две цифры:

0 – если утверждение неверное и 1– если оно верно.

Цифровой диктант может быть проведен в устной форме или может быть записан на доске. Это один из наиболее интересных способов активизировать внимание детей, полноценнее воспринимать художественное произведение.

Можно использовать любое количество предложений цифрового диктанта, но удобнее когда их число кратно трем.

Цифровые диктанты могут быть конкретному произведению или по произведениям, на общее развитие. (Приложение №4)

  • “Живые картинки”.

Один читает произведение, а другие мимикой лица, жестами, пантомимой реагируют на услышанное.

Или предлагается детям прочитать конкретный текст голосом героя-сладкоежки, ворчуна, по-медвежьи и т.д.

Все приемы задания творческого характера, о которых шла речь выше, помогают мне в своей педагогической практике существенно повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность учащихся, воображение, стимулирует развитие умения учиться, полноценнее воспринимать любое художественное произведение.