Использование личностно-ориентированных и предметно ориентированных технологий при повторении раздела "Сложное предложение"

Разделы: Русский язык


«Личностно-ориентированные технологии воплощают гуманистические идеи в педагогике, психологии и методике. В данных технологиях ребёнок рассматривается как уникальная личность, которая стремится к максимальной реализации своих качеств, открыта для понимания смысла деятельности и восприятия нового опыта, способна осознавать жизненные явления и процессы и ответственно выбирать правильное решение в различных ситуациях» [1]. «Приоритетные задачи личностно ориентированных технологий… – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление». [2] Данные технологии связаны с «идеями М.М.Бахтина «о культуре как диалоге», идеей «внутренней речи» Л.С. Выготского и положениями «философской логики культуры» В.С. Библера». [3]

«Диалог как двусторонняя информационная связь – важнейшая составляющая процесса обучения». [4] Как отметил М.М. Бахтин: «Образование вне диалога превращается в искусственную мёртвую систему»[5].

«Предметно-ориентированные технологии – это технологии, обеспечивающие высокий уровень предметных знаний, умений и навыков, они являются составной частью так называемой «знаньевой» педагогики, альтернативой которой является личностно-ориентированная педагогика»[6]. Технология дифференцированного обучения позволяет сохранить мотивацию учащихся к усвоению учебного материала и снять перегрузки.

Соединение на уроках русского языка технологий учебного диалога и уровневой дифференциации повышают эффективность изучения учебного материала.

Как я это делаю? Приведу пример практического использования этих технологий на двух разных уроках по одной теме в 10 классе: «Сопутствующее повторение. Сложное предложение. Основные виды сложных предложений. Пунктуация в сложносочинённом предложении» Уроки проводились в классе социально-гуманитарного профиля в течение двух спаренных часов.

Цели уроков:

  1. повторение понятий «сложное предложение», «основные виды сложных предложений», повторение пунктуации в сложносочинённом предложении; попутное повторение: правописание словарных слов;
  2. совершенствование навыков работы со связным текстом;
  3. нравственное воспитание.

Оборудование: доска, учебник А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченквой «Русский язык Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11» (профильный уровень), презентация «Художник Верещагин и его картины», раздаточные материалы.

Урок 1 – технология учебного диалога.

Почему?

Диалогичность предполагает совместный поиск истины. Диалог – это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть услышанным; в нем главное не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. Диалог является способом предупреждения возникновения изоляции, одиночества личности, дает возможность утвердиться, возвыситься, развивает речь, мышление, раскрывает интеллектуальные возможности.

I. Организационный момент.

II. Вводное слово учителя.

1. Проведём лексическую работу: запишем слова «батальный», «баталист», поработаем над орфографией, выясним, опираясь материалы «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова, их лексические значения.

Батальный, -ая, -ое. Изображающий войну. Батальная живопись.

Баталист,-а,м. Художник, занимающийся батальной живописью (слова и их лексические значения выписываются на доске).

Как вы думаете, почему урок по теме «Сложное предложение, знаки препинания» мы начали именно с этих слов?

– Скорее всего, они будут связаны с текстом, на основе которого будет проводиться работа по повторению.

– Совершенно верно: тема высказывания нашего урока – «Василий Васильевич Верещагин – выдающийся русский художник- баталист».

2. Задание: прочитайте текст (демонстрируется презентация «Художник В.В. Верещагин и его картины», текст включён в презентацию).

Если вы придёте в Третьяковскую галерею, обязательно посетите зал художника Василия Васильевича Верещагина(1842-1904). Выдающийся русский художник- баталист, он внёс значительный вклад в развитие изобразительного искусства XIX- начала XX веков: на его картинах изображены события войны в Туркестане (1869- 1873), русско- турецкой войны (1877- 1878 годов), Отечественной войны 1812 года.
Академия художеств, отдавая должное трудам Верещагина, присвоила ему звание профессора, но художник отказался, считая должности и звания вредными для искусства.
В 1904 году художник отправился на театр русско- японской войны, где погиб в Порт- Артуре при взрыве броненосца «Петропавловск». Выдающийся критик В.Стасов писал, что Верещагин «принадлежит к числу самых значительных, самых драгоценных художников- историков нашего века»[7]

3. Проблемная беседа.

– Если бы вы посетили зал художника В.Верещагина в Третьяковской галерее, то какие картины привлекли бы ваше внимание? Почему?

– Прав ли был критик В.Стасов, назвав Василия Верещагина одним из «самых драгоценных художников- историков своего времени»?

*Выписать на доске: Третьяковская галерея, Отечественная война 1812 года, Порт-Артур.

– Ваши предложения по дальнейшей работе с прочитанным текстом?

– Определить тему и основную мысль, стиль речи и тип текста.

Работа по речеведению (письменно в тетради).

– Почему текст не деформирован, но в нём выделены определённые места?

– Требуется провести орфографические и пунктуационные разборы.

4. Запись текста «Художник В.В. Верещагин и его картины с орфографическими и пунктуационными разборами».

– Какие ещё задания, связанные с темой урока, вы бы предложили для выполнения?

– Найти сложные предложения, выделить их грамматические основы, составить схемы, определить виды сложных предложений.

Письменное выполнение заданий, комментирование.

5. Выводы.

– Чем завершим работу с данным текстом?

– Обобщим теоретические сведения о сложных предложениях.

– Как вы это сделаете?

– Зададим вопросы и получим на них ответы.

– Хорошо. Задайте вопросы по теме «Сложное предложение» своим одноклассникам и дайте на них ответы.

Вопросы:

– Что такое сложное предложение? Чем оно отличается от простого?

– Назовите основные виды сложных предложений.

– Какие виды союзных предложений вы знаете?

– Расскажите о сложносочинённых и сложноподчинённых предложениях.

Урок 2.

1. Подготовка к самостоятельной работе.

– Лексическая работа (работа со слайдом №10 презентации «Художник В.В.Верещагин и его картины). Приложение 1.

Апофеоз,-а, м. 1.Прославление, возвеличение кого- чего-н (книжн.). 2.Торжественная заключительная массовая сцена некоторых театральных представлений.

2. Демонстрация репродукции картины «Апофеоз войны» (Слайд №11 презентации).

3. Выразительное чтение текста учителем.

В конце XIX века живописцы всё чаще и чаще стали обращаться к теме бессмысленной жестокости «человеческой бойни». Василий Васильевич Верещагин был одним из первых, кто поднял голос против захватнических войн.
В 1871 году (время создания картины «Апофеоз войны») ещё не было ни удушающих газов, ни бомб, ни бактериологического, ни ядерного оружия, но в пустых глазницах черепов, обращённых с холста к зрителю, уже присутствовало предчувствие всего этого.
Картина изображает пирамиду человеческих черепов, сложенную в среднеазиатской долине на фоне разрушенного города и высохших садов; стаи голодных хищных птиц кружат над страшным свидетельством войны.
С большим мастерством передан раскалённый зноем воздух, а выразительный серовато-жёлтый колорит как нельзя лучше помогает ощутить гибель всего живого под лучами палящего солнца. В «Апофеозе войны» художник достигает значительного тонального единства, свидетельствующего о росте его мастерства в изображении пространства, воздуха и света.
«Апофеоз войны» – это суровое осуждение захватнических войн, которые несут смерть и разрушение. Первоначально она имела другое название: «Апофеоз Тамерлана». В Азии издавна существовал обычай отрубать голову врагу и приносить её «начальству» в качестве трофея (это «представление трофеев» увековечено Верещагиным в одноимённой картине). Что касается пирамид из отрубленных голов, то впервые их начали складывать при Тамерлане (1336-1405), в новейшее время традицию завоевателя продолжили среднеазиатские правители. Возможно, если бы Верещагин оставил бы за картиной её «историческое» название, она не вызвала бы такого резкого неприятия официальных кругов. Художник считал, что «европейские завоеватели ничуть не лучше азиатских, они такие же варвары». Когда Верещагин работал над картиной, разразилась франко-прусская война. И художник переменил название работы, придав ей антимилитаристское звучание. Он начертал на раме картины: «Посвящается всем великим завоевателям – прошедшим, настоящим и будущим». А в письме к критику В.Стасову художник написал: «Апофеоз войны» – столько же историческая картина, сколько сатира, сатира злая и нелицеприятная».

4. Беседа после прочтения текста.

– В каком лексическом значении употреблено слово «апофеоз» в названии картины В.В. Верещагина? Объясните смысл названия картины. Свою аргументацию подтвердите примерами из текста.

– Объясните смысл надписи, сделанной художников на раме картины.

– Прокомментируйте слова В.В. Верещагина из письма критику В. Стасову.

5. Практическая работа с текстом (карточки с дифференцированными заданиями).

Дифференцированные задания.

  • Первый вариант (для сильных учащихся): карточка с деформированным текстом.

Задания: озаглавить текст, определить тему и основную мысль текста, стиль и тип речи, записать текст, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.

В конце XIX века живописцы всё чаще и чаще стали обращат_ся к теме бес_мыслен_ой жестокост_ «человеческой бойни». Василий Васильевич Верещагин был одним из первых _ кто поднял голос против захватн_ч_ских войн_____________________________________________
В 1871 году ___время создания картины ___Ап_ф_оз войны__ ещ_ (не) было (ни,не) удушающих газов _ (ни,не) бомб_ (ни,не) б_кт_р_ологического (ни,не) ядерного оружия но в пустых глазницах черепов обращён_ых с холста к зрителю уже пр_сутствовало предчу_ствие всего этого_________________________________________
Картина изобр_жает п_рамиду человеческих черепов сложен_ую в средн_азиатской д_лине на фоне разрушен_ого города и высохших садов стаи голодных хищных птиц кружат над страшным св_детельством войны.__________________________________________________________
С большим мастерством передан раскалён_ый зноем воздух а выр_зительный серовато_ ж_лтый к_лорит как нельзя лучше пом_гает ощутить гибель всего живого под лучами п_лящего со_нца._________________________________________________________ В Ап_ф_озе войны художник дост_гает значительного т_нального единства св_детельствующего о росте его мастерства в изобр_жении_ пространства воздуха и света.
Апофеоз войны это суровое осуждение захватн_ческих войн которые несут смерть и разрушение.____________________ Первоначально она имела другое название Апофеоз Тамерлана. В Азии издавна существовал обычай отрубать голову врагу и приносить её «начальству» в качестве тр_фея это «представление тр_феев ув_ковечен_о Верещагиным в одноимён_ой картине. Что к_сается пирамид из отрублен_ых голов то впервые их начали складывать при Тамерлане (1336-1405) в новейшее время традицию завоевателя продолжили средн_азиатские правители.___________________ Возможно_ если бы Верещагин оставил (бы) за картиной её «историческое» название она (не) вызвала (бы) такого резкого непр_ятия оф_циальных кругов. Художник считал что «европейские завоеватели ничуть не лучше азиатских они такие (же) варвары». Когда Верещагин работал над картиной разр_зилась франко _ прусская война. И художник переменил название работы пр_дав ей ант_м_л_таристское звучание. Он начертал на раме картины Посвящается всем великим завоевателям прошедши настоящим и буду_щим. А в письме к критику В.Стасову художник написал Ап_ф_оз войны _ столько (же) историческая картина сколько сатира сатира злая и (не) лиц_приятная .

*Объясните пунктуацию в выделенном предложении.

*В предложениях, выделенных курсивом, указать грамматические основы, составить схемы.

  • Второй вариант (для средних учащихся): карточка с частично деформированным текстом.

Задание: озаглавить текст, определить тему и основную мысль текста, стиль и тип речи, записать текст, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.

В конце XIX века живописцы всё чаще и чаще стали обращат_ся к теме бес_мыслен_ой жестокост_ «человеческой бойни». Василий Васильевич Верещагин был одним из первых, кто поднял голос против захватн_ч_ских войн. ___________________________________________
В 1871 году (время создания картины «Апофеоз войны») ещё не было ни удушающих газов, ни бомб, ни бактериологического, ни ядерного оружия, но в пустых глазницах черепов, обращённых с холста к зрителю, уже присутствовало предчувствие всего этого.______________________________________________________
Картина изобр_жает п_рамиду человеческих черепов сложен_ую в средн_азиатской д_лине на фоне разрушен_ого города и высохших садов стаи голодных хищных птиц кружат над страшным св_детельством войны.
С большим мастерством передан раскалён_ый зноем воздух а выр_зительный серовато_ ж_лтый к_лорит как нельзя лучше пом_гает ощутить гибель всего живого под лучами п_лящего со_нца. В Ап_ф_озе войны художник дост_гает значительного т_нального единства св_детельствующего о росте его мастерства в изобр_жении_ пространства воздуха и света.
Апофеоз войны это суровое осуждение захватн_ческих войн которые несут смерть и разрушение. Первоначально она имела другое название Апофеоз Тамерлана. В Азии издавна существовал обычай отрубать голову врагу и приносить её «начальству» в качестве тр_фея это «представление тр_феев ув_ковечен_о Верещагиным в одноимён_ой картине. Что к_сается пирамид из отрублен_ых голов то впервые их начали складывать при Тамерлане (1336-1405) в новейшее время традицию завоевателя продолжили средн_азиатские правители. Возможно_ если бы Верещагин оставил (бы) за картиной её «историческое» название она (не) вызвала (бы) такого резкого непр_ятия оф_циальных кругов. Художник считал,что «европейские завоеватели ничуть не лучше азиатских, они такие же варвары».________________ Когда Верещагин работал над картиной разр_зилась франко _ прусская война. И художник переменил название работы пр_дав ей ант_м_л_таристское звучание. Он начертал на раме картины Посвящается всем великим завоевателям прошедши настоящим и буду_щим. А в письме к критику В.Стасову художник написал Ап_ф_оз войны _ столько (же) историческая картина сколько сатира сатира злая и (не) лиц_приятная .

*В предложениях, выделенных курсивом, провести пунктуационные разборы.

  • Третий вариант (для слабых учащихся): карточка с недеформированным текстом.

Задания: озаглавить текст, определить тему и основную мысль текста, стиль и тип речи, записать текст, объяснить орфографию и пунктуацию в выделенных предложениях.

В конце XIX века живописцы всё чаще и чаще стали обращаться к теме бессмысленной жестокости «человеческой бойни». Василий Васильевич Верещагин был одним из первых, кто поднял голос против захватнических войн.
В 1871 году (время создания картины «Апофеоз войны») ещё не было ни удушающих газов, ни бомб, ни бактериологического, ни ядерного оружия, но в пустых глазницах черепов, обращённых с холста к зрителю, уже присутствовало предчувствие всего этого.
Картина изображает пирамиду человеческих черепов, сложенную в среднеазиатской долине на фоне разрушенного города и высохших садов; стаи голодных хищных птиц кружат над страшным свидетельством войны._________________________________________________________
С большим мастерством передан раскалённый зноем воздух, а выразительный серовато- жёлтый колорит как нельзя лучше помогает ощутить гибель всего живого под лучами палящего солнца. В «Апофеозе войны» художник достигает значительного тонального единства, свидетельствующего о росте его мастерства в изображении пространства, воздуха и света.
«Апофеоз войны»- это суровое осуждение захватнических войн, которые несут смерть и разрушение._____________________ Первоначально она имела другое название: «Апофеоз Тамерлана». В Азии издавна существовал обычай отрубать голову врагу и приносить её «начальству» в качестве трофея (это «представление трофеев» увековечено Верещагиным в одноимённой картине). Что касается пирамид из отрубленных голов, то впервые их начали складывать при Тамерлане (1336-1405), в новейшее время традицию завоевателя продолжили среднеазиатские правители. Возможно, если бы Верещагин оставил бы за картиной её «историческое» название, она не вызвала бы такого резкого неприятия официальных кругов. Художник считал, что «европейские завоеватели ничуть не лучше азиатских, они такие же варвары». Когда Верещагин работал над картиной, разразилась франко- прусская война. И художник переменил название работы, придав ей антимилитаристское звучание. Он начертал на раме картины: «Посвящается всем великим завоевателям – прошедшим, настоящим и будущим». А в письме к критику В.Стасову художник написал: «Апофеоз войны»- столько же историческая картина, сколько сатира, сатира злая и нелицеприятная».

6. Подведение итогов урока.

– Что вспомнили на уроке?

– Какие вопросы темы вызвали затруднения? Почему?

7. Домашнее задание: написать эссе или сочинение-рассуждение «Внимая ужасам войны».

Литература:

1-2. Горбич О.И. «Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе. Лекция 4». – «Первое сентября. Русский язык», 2009, №20, с. 4.
3-4. Селевко Г.К. «Педагогические технологии авторских школ». – М: НИИ школьных технологий, 2005, с. 75.
5. 1-2 Горбич О.И. «Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе. Лекция 6». – «Первое сентября. Русский язык», 2009, №22 с. 3.
6. 1-2 Горбич О.И. «Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе. Лекция 2». – «Первое сентября. Русский язык», 2009, №18 с. 7.
7. Тексты цитируются по материалам сайта www.vereshagin.ru