"Скоро в школу" (развивающее занятие для дошкольников)

Разделы: Школьная психологическая служба


Данное занятие проводится педагогом-психологом в рамках развивающих занятий с будущими первоклассниками. К подбору иллюстративного материала для занятий в рамках курса «Скоро в школу!!!» подключаются учащиеся старших классов.

Оборудование: проектор, экран или интерактивный программно-аппаратный комплекс, для детей – рабочие тетради «За три месяца до школы: задания по развитию познавательных способностей (5-6 лет)» Холодовой О.А.

Цели и задачи:

  • развитие познавательных мотивов (формирование стремления к новым знаниям и сведениям, желания освоить новые умения, совершенствовать то, что уже имеется);
  • развитие внимания, самоконтроля, основных мыслительных навыков (умение рассуждать, анализировать);
  • развитие речи;
  • формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребенка к себе и своим качествам;
  • формирование умения работать в группе.

Перечень используемых цифровых ресурсов и программных средств на занятии: при подготовке и проведении урока используются информационные и иллюстративные материалы сети Интернет; для подготовки материалов к уроку учителем используются Microsoft Power Point, Microsoft Word, Paint.

Отличительные особенности данного занятия: использование рабочих тетрадей «За три месяца до школы: задания по развитию познавательных способностей (5-6 лет)» Холодовой О. А.; включение упражнений из «Гимнастики мозга» (упражнения для учения целостным мозгом) Пола и Гейл Деннисон; подключение к подбору иллюстративного материала учащихся старших классов.

Деятельность учителя на уроке:

  • нацеливание на необходимость развития познавательных процессов;
  • активизация мыслительных процессов посредством включения упражнений из Гимнастики мозга;
  • создание определенного положительного эмоционального фона, без которого невозможно эффективное усвоение знаний (легкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции ребенка);
  • организация разговора с детьми о внимании, о мышлении и выполнение развивающих упражнений;
  • введение между этапами занятия упражнений «Гимнастики мозга», упражнений для профилактики нарушений зрения;
  • работа в альбомах или тетрадях (в качестве динамической паузы «Верно-неверно» после выполнения заданий при проверке правильности полученных ответов: если даётся правильный ответ – прохлопываем «мо-ло-дец» ладошками, держа руки над головой; при неправильном ответе – дети изображают самолёт, покачивая разведёнными в сторону руками, со звуком «у-у-у»);
  • подведение итогов, обсуждение занятия, ответы детей на вопросы «Что понравилось, какие упражнения вам хочется еще повторить? Что не понравилось? Какие задания показались сложными?»;
  • в конце урока дети опускают белые квадратики в прорези «Коробочки эмоций» (на крышке которой наклеены прямоугольники разных цветов – красного, желтого, черного, серого и т.п. – и в них сделаны прорези), отслеживается таким образом эмоциональное состояние детей после занятия.

Межпредметные связи: Показывается, насколько необходимо быть внимательными, для чего нужно уметь мыслить, как это будет влиять в будущем на успешность на уроках.

Основные умения и навыки, приобретаемые в ходе занятий всего курса «Скоро в школу!!!»

Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания, самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Выполнение заданий поможет будущему первокласснику развить не только память, внимание, восприятие, мышление, формировать правильную речь, совершенствовать графические навыки, но и обеспечит необходимым базовым уровнем знаний, умений и навыков, которые помогут ему в дальнейшем хорошо и легко учиться в школе.

В результате этих занятий дошкольники могут достигнуть значительных успехов в своем развитии, применить полученные умения в учебной работе.

Ход занятия

(Слайд 1) Приветствие. Приложение (презентация)

(Слайд 2) Начнем наше занятие с упражнения из «Гимнастики мозга» [1] – «Волшебный колпачок».

(Слайды 3–5) Задания на развитие внимания («Непохожий – непохожий?»)

(Слайд 6) Задание на развитие внимания («Найди различия»)

(Слайд 7) Упражнение из «Гимнастики мозга» [1] – «Перекресты»

(Слайд 8) Выполнение графического диктанта «Елочка». Раскрашиваем получившуюся елочку самостоятельно (тетрадь).

Работа в тетрадях «За три месяца до школы: задания по развитию познавательных способностей» [3].

(Слайд 9) Пальчиковая гимнастика «Ослик» [4].

Ослик хвостиком качал,
Чуть его не потерял.
Ты качай-качай-качай,
Но давай-ка не теряй.

Дети зажимают карандаш большим и указательным пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем перекладывают карандаш в левую руку. Выполняют тоже самое двумя руками. Повторяют, зажимая карандаш между указательным и средним пальцами.

(Слайды 10-11) Развитие мыслительных способностей («Закономерности»).

Рассмотрите рисунки [2]. Что было сначала, а что потом?

Вспоминаем ранее разученный стишок «Мы червячки, мы червячки …» (из м/ф «Про кота Васю и охотничью катавасию»).

Мы червячки, мы червячки,
Мы очень любим яблочки,
Мы тихо в яблочке сидим,
И все едим, едим, едим.

(Слайд 12) Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз» (упражнения для профилактики нарушений зрения).

Зажмурьте глаза, а потом откройте их (5 раз).

Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз (5 раз).

Вытяните вперед руку. Следите взглядом за кончиком пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте его обратно (5 раз).

(Слайд 13) Вопрос – ответ.В быстром темпе находим общее слово для ряда предложенных слов.

Туфли, ботинки, сапоги, босоножки.
Утюг, пылесос, магнитофон, холодильник.
Оля, Настя, Сережа, Юра.
Косынка, пилотка, тюбетейка, ушанка.
Тетрадь, ластик, линейка, карандаш.

(Слайд 14) Веселая минутка. Про сосиски

На столе стояла миска,
(Руки вытянуть вперед, сомкнув их в круг).
Под столом сидела киска.
(Присесть, ладошки к голове, как ушки у кошки).
Как сосиски пахнут в миске!
(Втянуть носом запах «сосисок»).
Не достать сосиски киске!
(Развести руки в стороны, пожать плечами).
Потянула скатерть киска.
(Руки вверх, имитируем движения стягивания скатерти).
Бац! Накрыло киску миской.
(Присесть, голову накрыть руками).
А сосиски унес
(Руки на пояс).
Вислоухий старый пес.
(Шагаем на месте, весело рыча).

Динамическая пауза «Верно-неверно». После выполнения заданий в рабочей тетради при проверке правильности ответов: если даётся правильный ответ – прохлопываем «мо-ло-дец» ладошками, держа руки над головой; при неправильном ответе – дети изображают самолёт, покачивая разведёнными в сторону руками со звуком «у-у-у».

(Слайд 15) Рефлексия занятия. «Коробочка эмоций».

Вот и закончилось наше занятие. Что понравилось, какие упражнения вам хочется еще повторить?

Что не понравилось? Какие задания показались сложными? Спасибо!

В конце урока дети опускают белые квадратики в прорези «Коробочки эмоций» (на крышке которой наклеены прямоугольники разных цветов – красного, желтого, черного, серого и т.п. – и в них сделаны прорези), отслеживается таким образом их эмоциональное состояние после занятия.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

  1. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика мозга. Простые упражнения для учения целостным мозгом. ЧОУПП «Восхождение», 1998.
  2. Соколова Ю.А. Логика / Илл. Е.В, Нитылкиной. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 224 с., илл. – с. 88, 142-143.
  3. Холодова, О. А. За три месяца до школы: Задания по развитию познавательных способностей (5-6лет): рабочая тетрадь / О.А. Холодова. – РОСТ Издательство, 2012, «Юным умникам и умницам».
  4. Узорова, О.В. Игры с пальчиками/ О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.
  5. Источники картинок:
    • magicthread.ru/applikaciya-iz-nitok/applikaciya-iz-nitok-shablony-1.html
    • forum.materinstvo.ru/lofiversion/index.php/t815726-800.htm
    • www.intelkot.ru/item3295.html
    • forum.morsvinki.ru/viewtopic.php?p=349097
    • www.naison.tj/PRIKL_ISSK/foto_gal/priklad.shtml?40.htm
    • www.kv37.ru/product/974
    • www.ladyshopping.ru/catalog/leto_2011/obuv/bosonozhki/gianmarco_lorenzi__item_79763.html?pcat=305&cat=318
    • o6oi.ru/main.php/wallpapers/rare_albums/stationery/12.jpg.html?g2_imageViewsIndex=2
    • www.liveinternet.ru/users/870965/post14054872/