Рейтинг@Mail.ru

Дифференциация звуков и букв Ж – Ш: "Путешествие в цирк"

Разделы: Логопедия


Цели:

  • Упражнение в сравнении, различении и правильном произношении звуков [ж], [ш] в слогах, словах, фразах, связном тексте.
  • Повторение характеристик этих звуков. Упражнение в звуковом анализе и синтезе слов.
  • Развитие умений правильно писать сочетания жи - ши в словах.
  • Развитие фонематического восприятия. Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, словесно-логического мышления.
  • Развитие общей и артикуляционной моторики. Развитие диалогической речи: умения слушать партнера, реагировать на высказывание сверстника, соблюдать в беседе очередность.
  • Ускорение общеречевого развития путем уточнения, расширения и активизации словаря. Развитие мышечной силы, усиление работы важнейших органов - легких, сердца.
  • Воспитание внимательности, самоконтроля.
  • Воспитание интереса к занятию.
  • Воспитание дружбы, щедрости.

Методы: словесный (рассказ, беседа), наглядный, практический, сравнение и анализ.

Оборудование: ТСО (проигрыватель, магнитофон), изображение героев, слоговые таблицы, каучуковые шарики, веера, маски животных, бочка, тележка, корзина, мягкие игрушки - мышки, мешок, цветные стеклышки, знак "Пешеходный переход".

Ход занятия

I. Организационный момент.

Звучит фрагмент песни "Куда уехал цирк?" (муз. В. Быстрякова, сл. В. Левина).

- Вы хотите побывать в цирке?

Психогимнастика.

- Изобразите выступления артистов цирка (жонглера, силача, клоуна, канатоходца).

II. Сообщение темы и целей.

- Сегодня мы приглашены на цирковое представление. Вместе с артистами научимся правильно произносить звуки [ж] и [ш] в слогах, словах и предложениях. За правильно выполненное задание они будут дарить разноцветные камушки.

III. Артикуляционная гимнастика.

- Рассаживайтесь поудобнее.

- Представление началось! На арене цирка жонглёр - тюлень. Он считает себя самым ловким. А действительно ли он так ловок? Давайте проверим.

1. "Наказать непослушный язык".

Цель: Учить расслаблять мышцы языка.

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя - пя - пя.

2. "Приклей конфетку".

Цель: Учить удерживать язык вверху.

Положить широкий язык на нижнюю губу. Представить, что на кончике языка конфета, приклеить ее к небу за верхними резцами.

3. "Кто дальше загонит мяч".

Цель: Вырабатывать плавную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

IV. Сравнение артикуляции звуков.

- На арене выступает клоун Нибумбум.

- Он прост правильно произносить звуки [ж] и [ш].

Сравните эти звуки при произношении.

ГУБЫ округлены и слегка вытянуты вперед.
ЗУБЫ сближены.
ЯЗЫК широкая передняя часть поднята к небу в виде чашечки, образуя с ним щель.
ГОЛОС звонкий ж / глухой ш
ВОЗДУХ воздушная струя теплая.

- И во второй руке у клоуна вопрос.

Дайте характеристику этим звукам:

Гласный - согласный. Докажи.

Звонкий - глухой. Докажи.

Твердый - мягкий. Назови.

V. Работа со слогами.

Внимание! На арене дрессировщик Хрюша со своим питомцем удавом. Удав не только шипит, а научился читать слоги. Читаем слоги с ним.

ша - ша - ша

шо - шо - шо

шу - шу - шу

ши - ши - ши

 

жа - жа - жа

жо - жо - жо

жу - жу - жу

жи - жи - жи

- Кто изображен на картинках?

Соотнесите картинки со слоговыми таблицами. Как шипит гусь? Как жужжит жук? Чья песенка звонкая? Чья глухая?

Гусь     ша - ша - ша
Жук     жа - жа - жа

Прочитайте, как разговаривают между собой гусь и жук.

ша - ша - ша - жа - жа - жа

шо - шо - шо - жо - жо - жо

шу - шу - шу - жу - жу - жу

ши - ши - ши - жи - жи - жи

здороваются

удивляются

сердятся

мирятся

VI. Разминка (с мячиком из каучука).

Обезьяна предлагает поиграть с мячиками.

- Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю.
- "Здравствуй, мой любимый мячик" -
Скажет утром каждый пальчик.
- По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
- Взад, вперед его качу:
Вправо, влево - как хочу.
- Танцевать умеет танец
На мяче мой каждой палец.
- Поиграю я в футбол
И забью в ладошку гол.
- Сверху левой, снизу правой -
Я его катаю браво.
- Поверну, а ты проверь -
Сверху правая теперь!

VII. Дифференциация букв ж - ш.

- А вот и клоун Алле-Оп. У него пальцы похожи на веера. Он совсем запутался в следующем задании.

- Прочитайте слово про себя, покажите букву, которая пропущена. Один из учащихся читает вслух слово.

Ж - Ш

ка . а

ко . а

лу . а

лу . ок

ме . ок

но . ик

Ж - Ш

е . ата

ма . ина

пи . ама

сне . ок

дру . ок

пету . ок

Индивидуальная работа: выполнение задания на карточках

VIII. Физкультминутка.

- Хотите подружиться со Слоненком?

- Встречайте его и сделайте вместе с ним зарядку. (музыка).

На лужайке на ромашке развести руки в стороны
Жук летал в цветной рубашке. взмахи руками
Жу - жу - жу, жу - жу - жу,
Я с ромашками дружу. хлопки
Тихо по ветру качаюсь, руки вверх, покачивание
Низко - низко наклоняюсь. наклон вперед
- Я нашла себе жука имитация
На большой ромашке,
Не хочу держать в руках -
Пусть лежит в кармашке.
Ой, упал, упал мой жук, наклон
Нос испачкал пылью. показ на нос
Улетел, улетел зеленый жук,
Улетел на крыльях. взмахи руками

IX. Составление слов при помощи слога [жи].

- На арену цирка выезжает косолапый Мишка.

Как он умеет педали вертеть! Помогите ему проехать по лабиринту, составляя слова из слогов.

- Вспомните, как пишутся сочетания жи - ши?

- Поздравьте Мишку с успешным выступлением.

X. Изменение слов по образцу.

- Встречайте зебру.

- Где в городе вы могли ее видеть? (на проезжей части дороги - указатель перехода для пешеходов).

- Почему пешеходную дорожку называют зеброй? (свое название эта разметка получила за сходство с окраской животного).

- Зебра предлагает вам правильно изменить слова по образцу, чтобы на конце слов было сочетание жи или ши.

Сказать - скажи

решить - :

положить - :

держать - :

махать - :

связать - :

написать - :

дружить - :

- Вы со всеми ребятами дружите?

- Как вы относитесь к жадным детям?

- Прочитайте отрывок из стихотворения Я. Акима "Жадина".

Жадину я ни о чем

Не прошу.

В гости я жадину

Не приглашу.

Не выйдет из жадины

Друга хорошего.

Даже приятелем

Не назовешь его.

- Почему не выйдет из жадины друга хорошего?

XI. Инсценирование стихотворения С.Е. Ефимовского "День рождения у кошки".

- Сколько артистов выступали перед вами. А теперь ваша очередь стать артистами.

Дети надевают маски, берут необходимые атрибуты (корзину, тележку, мешок, бочку) и инсценируют сказку.

Автор.

Ждет гостей сегодня кошка
И волнуется немножко:

Кошка.

"Что ж так долго не идут?"

Автор.

Ну а гости тут как тут.
Друг за дружкой по дорожке
Все спешат поздравить кошку.

Белка.

Белка в тележке
Везет орешки.

Зайка.

В корзине у зайки -
Морковь для хозяйки.

Медведь.

Катит медвежонок
Меду бочонок.

Петушок.

Тащит петушок
Проса мешок.

Кот.

А кот Тимофей
Принес двух мышей.

Автор.

Всем подаркам кошка рада,
С одного ж не сводит взгляда.

Кошка.

Догадайтесь поскорей:
Чей подарок мне милей?

- Молодцы. Распределите слова в 2 столбика:

I столбик - с буквой ш II столбик - с буквой ж
кошка

спешат

орешки

петушок

мешок

мышей

ждет

немножко

за дружкой

по дорожке

тележка

медвежонок

XII. Итог занятия.

- Заключительное выступление - маг Топтыгин. Он проверит вашу память.

- Дайте характеристику звуку [ж]. (согласный, звонкий, твердый).

- Как пишутся сочетания жи - ши?

- Сосчитайте, сколько у вас цветных камушков. Закройте глаза. Знаменитый маг превращает камушки в шары. Музыка. Награждение.

- Вам понравилось в нашем цирке?