Большая психологическая игра "Спящий город"

Разделы: Школьная психологическая служба


Задачи игры: создать условия для конструктивного взаимодействия учащихся друг с другом, повысить уровень ориентации в мире профессий, способствовать развитию рефлексии.

Описание проблем или задач развития, на решение которых направлена данная игра:

  • Формирование у учащихся понимания важности проблемы профессионального самоопределения, осознанного выбора профессии.
  • Подведение учащихся к соотнесению знаний о себе со знаниями о мире профессий.
  • Формирование актуального "информационного поля" по профессиональному самоопределению.
  • Развитие навыков целеполагания и планирования деятельности.

Предполагаемый психологический результат: осознание профессионального самоопределения, становление самостоятельности выбора будущей профессии, получение опыта поиска общего решения путем коллективного обсуждения.

Описание сюжетной канвы, игровой результат, тип сюжета: данная игра представляет собой игру-проживание, в ходе которой участники учатся выстраивать свою деятельность и отношения, соотносясь с заданными условиями, правилами, своими интересами и интересами других людей.

Время на игру и на обсуждение: 1,5 часа.

Участники: учащиеся 9-11 классов

Возраст: 15 - 17 лет,

Размер группы: от 15 до 20 человек,

Ведущий: психолог, возможно присутствие классного руководителя

Возможное продолжение игры в деятельности психолога и педагогов (классного руководителя): в классе, во время классных часов

Подробный сценарий игры

№ этапа Время на проведение Содержание каждого этапа Задачи, решаемые на каждом этапе Материалы, необходимые для проведения каждого этапа
1 5 - 7 Приветствие. Все участники встают в два круга: внешний и внутренний лицом друг к другу

Ведущий: Приветствуя друг друга, сделайте комплимент, затем внешний круг смещается на одного участника по часовой стрелке. Приветствие повторяется. Когда все участники поприветствуют друг друга, ведущий предлагает всем сесть в общий круг.

Создание положительного настроя на игру.  
2 3 Ведущий: Сейчас вы находитесь в таком возрасте, когда остро встает вопрос о профессиональном самоопределении. Главное - понять, что мир профессий многообразен, и в нем нужно научиться ориентироваться. Не менее важно знать свои способности и возможности. Введение в тему.  
3 7 Ведущий: Предлагаю вам упражнение "Профессия на букву". Ваша задача- показать, что вы знаете немало профессий, начинающихся на эту букву.

Участники называют профессии и навыки, которые понадобятся для овладения данной профессии.

Создание положительного настроя на игру, пробуждение интереса.  Карточки с буквами.
4 5 Обсуждение.

- Легко ли было называть профессии и профессиональные качества?

- Что вызвало затруднение в выполнении задания?

Создание атмосферы доверия  
5 5 Ведущий. Для дальнейшей работы нам необходимо разделиться на пять команд. Сделаем это в следующей игре-разминке "Атомы и молекулы". Вы будете двигаться хаотично по классу, как атомы, затем по команде должны соединиться в группы по количеству, названному ведущим, Например, "три" или больше.

В ходе игры участники разбиваются на пять групп.

Ведущий предлагает им сесть за пять отдельных столов.

Положительный настрой, разрядка.  
6 35 Ведущий: Представьте себе, что в некотором городе, примерно таком, как наш, злые силы околдовали всех жителей, превратив их в вялых, безвольных, почти спящих существ. Чтобы разбудить людей, необходимо как-то зажечь в них искру жизни. Для этого необходимо предложить жителям простые и понятные, но при этом реалистичные программы улучшения их жизни. По условию игры, наша группа должна в течение 30 минут разработать программы по следующим направлениям: 1 - порядок и спокойствие в городе, снижение числа преступлений и правонарушений (юридические аспекты), 2 - более совершенное управление городом (городская власть), 3 - оживление экономической жизни, повышение благосостояния и занятости жителей (экономика в широком смысле), 4 - счастье жителей, помощь в решении семейных, личностных проблем, помощь в поиске смысла жизни (психологические аспекты), 5 - здоровье жителей, профилактика заболеваний, решение экологических проблем (медицинские аспекты).

Направления деятельности записываются на ватмане.

У нас имеются пять команд и пять направлений для улучшения жизни города. Вам предлагается выбрать любое направление и составить программу деятельности по выбранному направлению. Посмотрим далее, что у нас получится, сможем ли мы разбудить жителей города. Но при этом вы должны выполнить важное условие: если хотя бы одна из программ вообще никем не будет разрабатываться, то спящие жители даже слушать вас не захотят, не то, чтобы просыпаться.

Участники разрабатывают и представляют свои программы.

Погружение участников в игровую ситуацию, построение своей деятельности. Лист ватмана, маркеры
7 5 - 7 Обсуждение.

- Удалось ли участникам разбудить жителей спящего города?

- Какие приемы в ходе обсуждения помогали, а какие мешали принятию программы?

Создание атмосферы доверия  
8 10 Ведущий:

Жители города разбужены, жизнь потихоньку налаживается, а выпускникам нужно определиться с выбором профессии. Предлагаю сделать это при помощи следующего упражнения.

Упражнение "Угадай профессию": каждой команде раздаются листы бумаги, на которых написано несколько имен прилагательных, характеризующих какую-либо профессию. Командам надо угадать, что это за профессия, и объяснить другой, не используя слов, которые были написаны на бумаге.

Сопоставление целей выбора профессии, выход из игровой ситуации. Листы бумаги, с написанными именами прилагательными. Листы бумаги, маркеры (фломастеры).
9 3 Обсуждение.

- Были ли среди загаданных профессий те, которые близки вам по интересам?

Создание атмосферы доверия, осознание собственных профессиональных предпочтений  
10 10 Подведение итогов.

Рефлексия:

- Скажите, что в этой игре вам показалось самым важным, наиболее значимым?

- Научились ли вы чему-нибудь в ходе этой игры? Если научились, то чему конкретно?

Анализ чувств участников, установление обратной связи с другими участниками.  

Формы обсуждения игры: круглый стол.