Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвященной памяти М.Ю. Лермонтова

Разделы: Литература


(Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвященной памяти М.Ю.Лермонтова).

(слайд - "Вечер, посвященный М.Ю.Лермонтову", портрет)

Презентация.

Приложение.

Ведущий 1

Сегодняшняя встреча в нашей литературной гостиной посвящена памяти М.Ю. Лермонтова - офицера, художника, настоящего героя своего времени, поэта.

Ведущий 2.

Поэт. Кто это? Существует не один вариант ответа на этот вопрос. Вот, например, виденье Шекспира:

Поэт в святом восторге
Парит, как царь,
Меж небом и землей.
Уму людей дарована способность:
Воображать, чего на свете нет.

Ведущий 1.

Таков поэт вообще. А каким был Лермонтов?

(ведущие уходят со сцены. Звучит отрывок из романса на слова Лермонтова "Горные вершины" )

1-й столик.

О.Бергольц,
Н. Гумилев
Ф. Достоевский,
А. Ахматова,
Чтец

Бергольц.

:Первой моей сознательной любовью в поэзии был Лермонтов. Толстенькая книжка в сером переплете, с портретом грустного, большеглазого гусара лежала у меня под подушкой ночью, я не выпускала ее из рук днем.

Чтец.

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна, на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

Бергольц. Я прочла и тут же запомнила стихи об одинокой сосне, о листочке дубовом, об утесе и золотой тучке. Как жалко было сосну, утес, дубовый листок: Почему же все это было и про меня?! Почему - вместе с сосной и утесом - так мучительно жалко себя, почему я одна, совсем одна на свете и так одинока, так плакать хочется, почему меня никто не любит? Нет, я не вынесу этого: Я не могу больше!

Гумилев. Если б умчаться в море, как парус одинокий! В огромное море - одной: Ведь в море одной не страшно, ведь парус не боится бури, - я тоже! О, как сладостно было это мучение, эта тоска о невиданном, желанном друге, мечта о бесстрашии перед бурей - перед гибелью, как я счастлива, что еще на рассвете сознания мне дано было изведать это упоение, эту власть поэзии, это приобщение ко всему миру через ее волшебные напевы: Она все может: Я с самого детства больше всех поэтов люблю Лермонтова.

Достоевский.

Какое дарование! .. 25-ти лет не было, он уже пишет "Демона". Да и все его стихи - словно нежная, чудесная музыка. Произнося их, испытываешь даже как будто б физическое наслаждение. А какой запас творческих образов, мыслей, удивительных даже для мудреца.

Ахматова. Он обогнал самого себя на 100 лет. Осознание своего полного одиночества рождало грустные и горькие строки:

Как в ночь звезды падучей пламень
Не нужен в мире я.
Хоть сердце тяжело, как камень,
Но все под ним змея.
Меня спасало вдохновенье
От мелочных сует;
Но от своей души спасенья
И в самом счастье нет.

Слайды, видеоряд (портреты поэта, его родственников, современников; изображения усадеб в Тарханах и Середникове)

Ведущий 1.

1814 год: Октябрь, в ночь со 2 на 3( по старому стилю). В Москве (в доме генерала-майора Ф.Н. Толя, напротив Красных ворот) в семье капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны, урожденной Арсеньевой, родился сын Михаил Лермонтов.

Ведущий 2.

Разносторонняя одаренность Лермонтова проявилась рано. Он хорошо рисовал, лепил из воска, был талантливым шахматистом, математиком, играл на скрипке. (слайд - "Работы М.Ю.Лермонтова)

Ведущий 1.

В 1834 году Лермонтов высочайшим указом произведен в корнеты Лейб-гвардии Гусарского полка.

Ведущий 2.

Когда, по окончании юнкерской школы Лермонтов впервые надел офицерский мундир, бабушка поэта заказала художнику Будкину его парадный портрет (выводится портрет на экран). С полотна пристально смотрит на нас спокойный, благообразный гвардеец с правильными чертами лица: удлиненный овал, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой, правильной формы нос, щегольские усики над пухлым ртом. В руке - шляпа с плюмажем.

2-й столик: М. Лонгинов, И. Дятьковский, В. Белинский, князь Васильчиков, Н. Раевский, Р. Дорохов, П. Вяземский.

(слайд - "Современники и знакомые Лермонтова")

Лонгинов.

Можем засвидетельствовать, что он очень похож и один может дать истинное понятие о лице Лермонтова. (Кланяясь. Михаил Лонгинов, родственник поэта.)

Ведущий 1

Но как согласовать это изображение с другими портретами ( на экране портреты художников П.Е.Заболотского, А.И.Клюндера, КИ.Горбунова, ), на которых Лермонтов представлен с неправильными чертами, узеньким подбородком, с коротким, чуть вздернутым носом?

Ведущий 2.

Всматриваясь в изображения Лермонтова, мы понимаем, что художники старательно пытались передать выражение глаз. И чувствуем, что взгляд не уловлен: Они не сумели схватить жизнь лица, оказались бессильны в передаче духовного облика Лермонтова, ибо в их изображениях нет главного - нет поэта! Зато он есть в воспоминаниях современников - очень искренних и очень противоречивых.

Дятьковский.

Что за человек! Экой умница, а стихи его - музыка, но тоскующая. (И.Е Дятьковский, врач, профессор Московского университета)

(звучит романс "И скучно, и грустно")

Белинский.

В его душе всякий узнает свою и видит в нем не только поэта, но и человека, брата по человечеству.

Васильчиков.

Он был вообще нелюбим в кругу своих знакомых в гвардии и петербургских салонах.

Раевский.

У многих сложился такой взгляд, что у него был тяжелый характер. Ну, так это неправда: Пошлости, к которой он был необыкновенно чуток, в людях не терпел, но с людьми простыми и искренними сам был прост и ласков.

Дорохов

Славный малый - честная, прямая душа - не сносить ему головы. Мы с ним подружились и расстались со слезами на глазах. Какое-то черное предчувствие говорило мне, что он будет убит: Жаль, очень жаль Лермонтова, он пылок и храбр, не сносить ему головы.

Вяземский.

Лермонтов остался русским и слабым отголоском Байрона

(Из-за ширмы появляется Лермонтов)

Лермонтов.

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.

Ведущий 1.

"С русскою душой": И это - не пустые слова. Все творчество Лермонтова проникнуто сыновней любовью к родине, болью и страданием за ее беды и несчастья, оно - России и для России.

(На сцену выходят гусляры, кланяются в пояс публике, тихо перебирают струны).

(инсценировка "Песни про купца Калашникова:")

На сцену выходят гусляры, кланяются в пояс публике, тихо перебирают струны. )

1-й гусляр.

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы.
Про твово любимого опричника.
Да про смелого купца, про Калашникова.

(Тихо звучит "Рассвет на Москве-реке" Мусоргского, чтение на фоне музыки.)

2-й гусляр.

Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской белокаменной
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается.

3-й гусляр.

Разметала кудри золотые,
Умывается снегами рассыпчатыми,
Как красавица, глядя в зеркальце,
В небо чистое смотрит, улыбается.
Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?
На какой ты радости разыгралася?

(Расходятся группами направо и налево, в середине - царь.)

1-й гусляр.

Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские.
На Москву-реку, на кулачный бой,
Разгуляться для праздника, потешиться

2-й гусляр.

И приехал царь со дружиною,
Со боярами и опричниками,
И велел растянуть цепь серебряную,
Чистым золотом в кольцах спаянную.

3-й гусляр.

Оцепили место в двадцать пять сажены
Для охотницкого бою одиночного...
И выходит удалой Кирибеевич,
Царю в пояс молча кланяется...
Ожидает он себе противника...

4-й гусляр.

Вдруг толпа раздалась в обе стороны
И выходит Степан Парамонович,
Молодой купец, удалой боец,
По прозванию Калашников...

5-й гусляр.

Поклонился прежде царю грозному,
После белому Кремлю да святым церквам,
А потом всему народу русскому...

6-й гусляр.

И сказал ему Кирибеевич:
"А поведай мне, добрый молодец
Ты какого роду-племени,
Каким именем прозываешься?
Чтобы знать, по ком панихиду служить,
Чтобы было чем и похвастаться".

1-й гусляр

Отвечает Степан Парамонович:

"А зовут меня Степаном Калашниковым,
А родился я от честнова отца,
И жил я по закону господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного...
И промолвил ты правду истинную:
По одном из нас будут панихиду петь,
И не позже как завтра в час полуденный...
Не шутку шутить, не людей смешить
К тебе вышел я теперь, бусурманский сын,
- Вышел я на страшный бой, на последний бой!"

2-й гусляр

И услышав то, Кирибеевич
Побледнел в лице, как осенний снег;
Бойки очи его затуманились,
Между сильных плеч пробежал мороз,
На раскрытых устах слово замерло...

(слайд "Кремль 16 века", музыка из оперы Мусоргского)

2-й столик.

(слайд Белинского)

Белинский.

Если это первый опыт молодого поэта, то не боимся попасть в лживые предсказатели, сказавши, что наша литература приобретает сильное и самобытное дарование:.

Лермонтов. (выходит)

Так жизнь скучна, когда боренья нет.
В минувшее проникнув, различить
В ней мало дел мы можем, в цвете лет
Она души не будет веселить.
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.
Всегда кипит и зреет что-нибудь
В моем уме. Желанье и тоска
Тревожат беспрестанно эту грудь.
Но что ж ? Мне жизнь все как-то коротка
И все боюсь, что не успею я
Свершить чего-то!..

(Звучит романс "Парус")

Ведущий 2.

28 января 1837 года Лермонтов написал первую часть стихотворения "Смерть поэта". Это стихотворение - поступок Лермонтова и восход его на русском поэтическом небосклоне. И не только на поэтическом. Это, если хотите, было его 14 декабря, на которое он вышел один, с ним не было восставших полков. Этим стихотворением поэт брал на себя великую миссию - быть продолжателем дела Пушкина. Это было и пророчество собственной судьбы, добровольно избранной им.

Чтец.

(Декламирует 1-ю часть стихотворения "Смерть поэта").

Погиб поэт - невольник чести! -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один как прежде: и убит!
Убит!.. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор,
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували чуть затаившейся пожар?
Что ж? Веселитесь: - Он мучений
Последних вынести не мог:
Угас как светоч дивный гений,
Увял торжественный венок.
Его убийца хладнокровно
Навел удар: Спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?.. Издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..
И он убит - и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

(Вед.2 и чтец уходят).

3-й столик. Николай 1 и Бенкендорф.

Бенкендорф.

Самое лучшее на подобные легкомысленные выходки не обращать внимания, тогда слава их скоро померкнет.

Я уже имел честь сообщить вашему императорскому высочеству, что я послал стихотворение гусарского офицера Лермонтова генералу Веймарну, дабы он допросил этого молодого человека и содержал его при главном штабе без права сноситься с кем- нибудь извне, покуда власти не решат вопрос о его дальнейшей участи и о взятии его бумаг как здесь, так и на квартире его в Царском селе. Вступление к этому сочинению дерзко, а конец - бесстыдное вольнодумство, более чем преступное.

Чтец.

(Декламирует 2-ю часть стихотворения.)

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда - все молчи!..
Но есть, есть Божий суд, наперстники разврата!
Есть грозный судия: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

Николай I.

Приятные стихи, нечего сказать; я послал Веймарна в Царское село осмотреть бумаги Лермонтова и, буде обнаружаться другие подозрительные, наложить на них арест. Пока я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он, а затем мы поступим с ним согласно закону.

Лермонтов (выходя из-за ширмы)

Мне иногда кажется, что весь мир на меня ополчился, и если бы это не было очень лестно, то, право, меня бы огорчило:"

Николай I.

Высочайшее повеление. "Лейб-гвардии гусарского полка корнета Лермонтова за сочинение :известных стихов, перевесть тем же чином в Нижегородский драгунский полк.

Лермонтов (садится за столик, пишет и читает написанное вслух)

Святославу Раевскому. "Любезный друг Святослав. Ты не можешь вообразить, как ты меня обрадовал своим письмом. У меня было на совести твое несчастье, меня мучила мысль, что ты за меня пострадал: Что до меня касается, то я заказал обмундировку и скоро уеду. Прощай, мой друг. Я буду тебе писать про страну чудес - восток. Меня утешают слова Наполеона: "Знаменитости создаются на востоке". Видишь: все глупости. Прощай, твой навсегда, Михаил Лермонтов.

(Дорожные звуки: скрип колес, цоканье копыт, унылая песня. Саруханов - "Скрип колеса:лужи и грязь дорог")

Ведущий 1.

Только 4 года прожил поэт с того дня, как написал "Смерть поэта", но за эти годы он создал замечательные поэмы ("Песня про царя Ивана Васильевича:.", "Мцыри", "Демон" - последняя редакция), роман "Герой нашего времени", напечатал сборник стихов - 26 гениальных творений.

Ведущий 2.

А ведь у Лермонтова совсем не было времени для спокойной работы, почти все, что написано, сочинялось в почтовых кибитках, на постоялых дворах, в полку на дежурстве, в тюремной камере, в перерывах между боями. Лермонтов погиб, когда ему не исполнилось и 27 лет. Его произведения волнуют и будут волновать читателей высокой гражданственностью, благородством чувств, мужественной искренностью.

(видеоряд: слайды с видами Кавказа, А. Городницкий "Постоялые дворы")

Лермонтов.

(Пишет и читает вслух) Марии Александровне Лопухиной. "Милый и добрый друг: У меня здесь славная квартира; каждое утро из окна я смотрю на цепь снежных гор и Эльбрус; вот и теперь, сидя за письмом к вам, я то и дело останавливаюсь, чтобы взлянуть на этих великанов, так они величественны:"

Чтец.

Синие горы Кавказа, приветствую вас!

Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!..

Ведущий 1.

Но не всегда под влиянием картин природы у поэта "смиряется души тревога", не всегда "расходятся морщины на челе", не всегда сулят отдых "тихие долины".

(звучит романс "Выхожу один я на дорогу")

Ведущий 2.

Здесь, на фоне величественной природы Кавказа, кипят человеческие страсти. Здесь сталкиваются избранность и посредственность, великодушие и мстительность, благородство и низость души.

Далее - отрывок из "Героя нашего времени" - "Княжна Мэри", диалог Печорина и Грушницкого.

Печорин. Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли... Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бештау синеет, как "последняя туча рассеянной бури"; на север подымается Машук, как мохнатая персидская шапка... Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине - чего бы, кажется, больше?.. Однако пора. Пойду к Елисаветинскому источнику: там, говорят, собирается все водяное общество .

Грушницкий. Печорин! Давно ли здесь? Печорин. Грушницкий! (Обнимаются. )

Поэт. Грушницкий - юнкер. Ом только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель... Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект - их наслаждение... Печорин. Я его понял, и он за это меня не любит... Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать.

(Через зрительный зал к сцене идут княгиня Литовская и Мери, в дальнейшем действие перемещается из зрительного зала на сцену и обратно, создавая тесную связь между актерами и зрителями.)

Грушницкий. Вот княгиня Лиговская и с нею дочь ее Мери, как она ее называет на английский манер. Они здесь только три дня. Печорин. Однако ты уж знаешь ее имя?

Грушницкий. Да, я случайно слышал, признаюсь, я не желаю с ними познакомиться. Эта гордая знать смотрит на нас, армейцев, как на диких. И какое им дело, есть ли ум под нумерованной фуражкой и сердце под толстой шинелью?

Печорин. Бедная шинель! (усмехаясь)... Ты озлоблен против всего рода человеческого.

Грушницкий. И есть за что... Печорин. О! Право?

Грушницкий. Милый мой, я ненавижу людей, чтоб их не презирать, потому что иначе жизнь была бы слишком отвратительным фарсом.

(Мери, проходящая мимо, оглядывается и смотрит на Грушницкого с любопытством. Грушницкий роняет стакан и пытается его поднять - больная нога ему мешает. Мери легко подбегает, поднимает стакан и подает Грушницкому, уходит.)

Грушницкий. Ты видел? Это просто ангел!

Печорин. Отчего?

Грушницкий. Разве ты не видел?

Печорин. Нет, видел: она подмяла твой стакан... очень понятно, что ей стало тебя жалко: ты сделал такую ужасную гримасу, когда ступил на простреленную ногу.

Грушницкий. И ты не был нисколько тронут, глядя на нее в эту минуту, когда душа сияла на лице ее?

Печорин. Нет. (Грушницкий уходит.) Я лгал. У меня врожденная страсть противоречить: целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку... "

Ведущий 1.

11 октября 1837 года отдан высочайший приказ по кавалерии о переводе прапорщика Лермонтова в Гродненский гусарский полк корнетом.

Чтец.

Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной;
Придет ли вестник избавленья
Открыть мне жизни назначенье,
Цель упований и страстей,
Поведать - что мне бог готовил,
Зачем так горько прекословил
Надеждам юности моей.
Земле я отдал дань земную
Любви, надежд, добра и зла;
Начать готов я жизнь другую,
Молчу и жду: пора пришла;
Я в мире не оставлю брата,
И тьмой и холодом объята
Душа усталая моя;
Как ранний плод, лишенный сока,
Она увяла в бурях рока
Под знойным солнцем бытия.

Ведущий 2.

9 апреля 1838 года опубликован высочайший приказ о переводе корнета Лермонтова в лейб-гвардии гусарский полк, расквартированный под Царским Селом.

Ведущий 1.

Период между двумя ссылками - самый плодотворный для Лермонтова. Он работает над "Героем нашего времени", публикует "Песню про купца Калашникова", написал "Мцыри", переработал "Демона". И, конечно, стихи:

Ведущий 2.

И это несмотря на то, что обстановка вокруг поэта накалялась. Светская чернь, окружившая Лермонтова, отравляла его лестью, интригами, ложью. У себя на родине он ощущал себя чужим. Свои мысли и чувства поэт вкладывает в уста Евгения Арбенина - главного героя драмы "Маскарад".

(звучит вальс Свиридова)

Чтец (Арбенин)

Я здесь давно знаком; и часто здесь, бывало,
Смотрел с волнением немым,
Как колесо вертелось счастья.
Один был вынесен, другой раздавлен им,
Я не завидовал, но и не знал участья:
Видал я много юношей, надежд
И чувства полных, счастливых невежд
В науке жизни:пламенных душою,
Которых прежде цель была одна любовь:
Они погибли быстро предо мною,
И вот мне суждено увидеть это вновь:
Напрасно я ищу повсюду развлеченья.
Пестреет и жужжит толпа передо мной:
Но сердце холодно, и спит воображенье:
Они все чужды мне, и я им всем чужой!.

Ведущий 1.

16 февраля 1840 года на балу у графини Лаваль произошло столкновение Лермонтова с сыном французского посла Эрнестом де Барантом. Де Барант вызвал Лермонтова на дуэль. Формальной причиной вызова был обмен резкими словами во время разговора.

4-й столик де Барант. Лермонтов

(на экране - портрет де Баранта)

Барант.

До меня дошли слухи, что вы, господин Лермонтов, распространяете обо мне порочащие мою честь эпиграммы.

Поэт.

Верить сплетням - удел неумных женщин. Я считаю даже излишним вступать с вами в объяснение по такому вздору. В конце концов это становится скучным.

Барант.

Вы поступаете неблагородно. Советую вам взять свои слова обратно.

Поэт.

Я не нуждаюсь в ваших советах, сударь.

Барант. (вспыхивая)

Если б я был во Франции, я бы знал, как поступить с вами.

Поэт.

В России правила чести соблюдаются также строго, как и во Франции.

Барант.

Однако вы пользуетесь тем, что находитесь в стране, где дуэли запрещены.

Поэт.

Это ничего не значит сударь. Я к вашим услугам. Сегодня же я пришлю к вам своего секунданта.

Барант.

Но мы будем драться на шпагах..

Поэт.

Как угодно. Пистолеты вернее и решительнее кончают дело. Я предпочел бы пистолеты, но выбор оружия принадлежит вам. (кланяются и расходятся)

Ведущий 2. Дуэль с Барантом состоялась в воскресенье 14 февраля 1840 года на Парголовской дороге за Черной речкой: Сначала дрались на шпагах. Барант слегка оцарапал противника. Перешли на пистолеты. Барант стрелял первым и промахнулся. Лермонтов выстрелил в сторону. Противники тут же помирились.

Ведущий 1.

Военно-полевая комиссия обвинила Лермонтова в том, что он был зачинщиком дуэли. Николай I приказал перевести поэта в Тенгинский пехотный полк, который принимал участие в опасных сражениях против горцев.

Ведущий 2.

Из этой ссылки Лермонтов уже не вернется. 15 июля 1841 года у подножия горы Машук он погибнет на дуэли от руки Мартынова. Поэт останется непонятым, оклеветанным, одиноким, но несломленным.

Чтец.

Есть речи - значенье
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно.
Как полны их звуки
Безумством желанья!
В них слезы разлуки,
В них трепет свиданья
Не встретит ответа
Средь шума мирского
Из пламени света рожденное слово;
Но в храме, средь боя
И где я ни буду,
Услышав, его я узнаю повсюду.
Не кончив молитвы,
На звук тот отвечу
И брошусь из битвы
Ему я навстречу.

Ведущий 1.

Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, строгого, нежного, властного, скромного, язвительного, мечтательного, насмешливого, наделенного могучими страстями и волей и проницательного беспощадным умом. Поэта бессмертного и навсегда молодого.

(звучит вальс Свиридова, демонстрируется начальный слайд)