А если одного предложения мало? 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (595 кБ)


Цели:

  • воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;
  • ввести понятие и сообщить термин «текст»;
  • показать отличия текста от набора предложений (познакомить с главными признаками текста).

1. Организационный момент.

Мы начинаем урок русского языка. Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать своё маленькое открытие?

(Нужно быть внимательным и наблюдательным.)

2. Актуализация знаний.

- Прочитайте название раздела нашего учебника.

Как мы выражаем мысли и чувства.

- Превратите это предложение в вопросительное.

Как мы выражаем мысли и чувства?

- Ответьте на этот вопрос.

Мысли и чувства мы выражаем при помощи предложений, эмоций, мимики.

- Как думаете, чтобы полнее выразить свои чувства и мысли, достаточно ли одного предложения?

Нет ни достаточно.

3. Сообщение темы урока.

- Нам предстоит открыть новую тайну русского языка и ответить на вопрос урока «А если одного предложения мало?»

4. Открытие новых знаний (поиск решения).

А) Упражнение 243

- Прочитайте предложение.

В одном сказочном городе жили коротышки.

- Ждёте ли вы продолжение мысли или уже всё понятно и можно больше ни о чём не рассказывать?

Нам ничего не понятно, поэтому должно быть продолжение.

- О чём вы хотите, чтобы было написано дальше? (высказывания детей)

- Может ли следующее предложение быть таким:

В особенности Незнайка прославился после одной истории.

- Почему так считаете?

Вывод: Достаточно ли одного предложения, чтобы высказать мысль? А что для этого нужно?

- Нет ни достаточно. Нужно развить мысль с помощью следующих предложений, которые будут дополнять друг друга.

- Давайте сравним свой вывод с выводом в учебнике (упр. 244).

- Правы ли мы были? – Да, правы.

- Сейчас решим такую задачу: предложения продолжают мысль или нет? Работаем в печатных тетрадях упр. 236. Если мысль развивается, показать это стрелкой от предложения к предложению.

В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их назвали потому, что они были маленькие. Каждый был с небольшой огурец.

-Что нового сообщает каждое предложение?

- Записать вопрос, на который отвечает второе предложение, а потом по памяти дай на него письменный ответ.

- Почему жителей города назвали коротышками?

Коротышками их назвали потому, что они были очень маленькие.

Б) Упр. 236 (т.) Продолжаем работать с отрывком из сказки Н. Носова. Прочитайте задание. Что должны сделать? (Выполнить самостоятельно в паре, проверка.)

В городе у коротышек было красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: (м, М)аргаритки, (р, Р)омашки, (о, О)дуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица (к, К)олокол?чиков, аллея (р, Р)омашек, бул?вар (в, В)асил?ков. А сам город назывался (ц, Ц)веточным городом.

- Решите орфографические задачи.

- Впишите в план города название его улиц.

- Найти слова, которыми можно коротко сказать, о чём говорится в отрывке. Вписать их как его название. – Цветочный город.

- Поставьте знак (галочку) перед предложением, в котором высказана главная мысль (её, раскрывают все другие предложения).

- Перечитайте отрывки из произведения Носова (т. упр. 236, 237).

- Что мы прочитали? (Высказывания детей)

- Что вы можете сказать о предложениях? – Они дополняют мысль.

- Как вы думаете, как называются предложения, связанные по смыслу? – Текст.

- Прочитаем вывод в учебнике.

- Какое новое научное слово мы узнали?

- Что такое текст?

Текст – несколько предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с другом по смыслу.

- Назовите главные признаки текста.

- Несколько предложений связанных по смыслу.

Незнайка приготовил для вас записи. Помогите ему узнать где тексты. (групповая работа)

  1. Пришла морозная зима.
    В лесу стало тихо.
    Спят деревья.
  2. Деревья в парке были большие.
    За полем виднеется деревня.
    Усталые путники отдыхали на скамейке.
  3. На улице жара.
    Глеб и Олег отправились на пляж.
    Море было тёплым, а купание весёлым.

Работа с деформированным текстом (карточки).

Дети спрятались в школе.
Дождь стучал по крыше и окнам.
Солнце закрыла туча
Прогремел гром.
Пошёл сильный дождь.
Сверкнула молния.

- Прочитайте. Можно ли это назвать текстом? Почему?

- Есть между этими предложениями, какая- то связь? – Общая мысль.

- О чём говорится в этих предложениях? – О дожде.

- Что нужно сделать, чтобы получился текст? - Нужно расставит предложения в другом порядке.

- Попробуйте расставить предложения, чтобы получился текст.

(Дети работают самостоятельно, а затем коллективно обсуждаем полученные варианты текста)

- Полученный текст записать дома и дать ему название.

Итог урока (Рефлексия).

Сегодня на уроке я…

  • научился (лась)…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • могу себя похвалить за…