Анализ итоговой государственной аттестации выпускников ГОБУ СПО "Амурский педагогический колледж" по специальности "Иностранный язык"

Разделы: Администрирование школы


Содержание. (Приложение 1)

1. Организация и проведение государственной аттестации

Государственная аттестационная комиссия ГОБУ СПО “Амурский педагогический колледж” (отделение № 1) работала с 01 июня по 18 июня 2011 года.

К сдаче государственных экзаменов было допущено 23 выпускника специальности “Иностранный язык”, к защите выпускных квалификационных работ – 23 выпускника, в том числе:

  • очная форма обучения – 17 выпускников;
  • экстернатная форма обучения – 6 выпускников.

1.1. Состав государственной аттестационной комиссии. (Приложение 1)

1.2. Виды и формы аттестационных испытаний

К началу итоговой государственной аттестации отделением № 1 и предметно-цикловой комиссией иностранных языков колледжа была подготовлена вся необходимая документация: экзаменационные билеты, сводные ведомости успеваемости студентов очной и экстернатной форм обучения, личные дела студентов, экзаменационные ведомости. Ведущими преподавателями были прочитаны обзорные лекции по теоретическим дисциплинам (педагогика, психология, теория и методика обучения английскому и китайскому языкам) и проведены консультации по всем аспектам практических курсов английского и китайского языков для выпускников специальности очной и экстернатной форм обучения. Администрацией колледжа было утверждено расписание итоговой государственной аттестации выпускников специальности по следующим дисциплинам:

- практический курс английского языка;

- практический курс китайского языка;

- педагогика, психология, теория и методика обучения английскому языку;

- педагогика, психология, теория и методика обучения китайскому языку.

Членами ГАК была осуществлена процедура проведения экзаменов и защит выпускных квалификационных работ, дана объективная оценка уровня сформированности профессиональных знаний, умений и навыков выпускников. Принципиальный подход к своим обязанностям членов аттестационной комиссии, аккуратная работа секретаря, профессиональная компетентность заместителя директора - зав. отделением № 1 обеспечили грамотную организацию и проведение итоговой аттестации.

2. Характеристика общего уровня подготовки студентов

Общий уровень знаний, умений и навыков выпускников очной и экстернатной форм обучения специальности 050303 52 Иностранный язык ГОБУ СПО “Амурский педагогический колледж” отвечает квалификационным требованиям к профессиональной подготовке учителя иностранного языка в образовательных учреждениях, реализующих программу начального и общего среднего образования.

2.1. Уровень предметной подготовки студентов в рамках специальности (очная и экстернатная формы обучения)

По специальности 050303 52 Иностранный язык выпускники очной и экстернатной форм обучения продемонстрировали следующие знания, умения и навыки:

Практический курс иностранного языка

  • умение свободно излагать мысли на иностранном языке в диалогической и монологической форме; вести дискуссию на иностранном языке;
  • навыки восприятия и понимания иноязычной речи на слух;
  • навыки беспереводного чтения аутентичных иноязычных текстов разных жанров и стилей;
  • навыки восприятия и понимания письменной речи, ее графико-орфографического, лексико-грамматического и стилистического оформления;
  • навыки перевода художественной, научной и публицистической литературы;
  • навыки анализа текста на основе современных методик выявления эксплицитной и имплицитной информации в тексте;
  • знание особенностей функциональных стилей и жанров в иностранном и родном языках;
  • знание типологических характеристик иностранного и родного языков.

Педагогика и психология

  • знание основных теоретических подходов, современных концепций воспитания и обучения;
  • знание закономерностей, принципов, содержания и структуры целостного педагогического процесса;
  • знание закономерностей общения межличностных и внутригрупповых отношений;
  • умение применять психолого-педагогические знания в разных видах образовательной деятельности;
  • умение использовать современные инновационные технологии в сфере образования;
  • умение осуществлять планирование повседневной учебно-воспитательной работы и вести ее в соответствии с программно-методической документацией;
  • умение осуществлять учебно-исследовательскую, опытно-экспериментальную работу в сфере образования;
  • умение осуществлять анализ и контроль собственной педагогической деятельности, умение ее представить (аттестация).

Теория и методика обучения иностранному языку

  • знание средств, приемов и методов обучения иностранному языку, проблем и задач, стоящих перед учителем иностранного языка начальной и средней школы в свете современных требований к уровню овладения иностранным языком;
  • умение использовать межпредметные связи;
  • умение профессионально комментировать различные точки зрения ведущих методистов;
  • умение анализировать и решать методические задачи, прогнозировать успех педагогической коммуникации.

2.2. Недостатки в подготовке студентов по специальности (очная и экстернатная формы обучения).

В качестве подготовки некоторых студентов по специальности ГАК отмечает следующее:

Практический курс иностранного языка

  • случаи подмены анализа пересказом текста в ответах ряда студентов;
  • наличие фонетических, лексических и грамматических ошибок в речи студентов;
  • неточный перевод отрывка текста;
  • возникшие в некоторых случаях проблемы восприятия и понимания текста;
  • затруднения с ответом на дополнительные вопросы.

Педагогика и психология

  • затруднения в собственной оценке психолого-педагогических фактов по проблеме исследования;
  • недостаточно обоснованные выводы по работе;
  • затруднения в качественном анализе и переработке теоретического материала по теме.

Теория и методика обучения иностранному языку

  • затруднения дать развернутый ответ на вопрос билета;
  • трудности соотнесения теории вопроса с практическими примерами;
  • использование однообразных приемов и форм изложения мысли по вопросу.

3. Результаты государственных экзаменов

3.1. Качественный анализ результатов государственных экзаменов.

3.1.1. Специальность “Иностранный язык” (очная и экстернатная формы обучения).

3.1.1.1. Практический курс иностранного (английского и китайского) языка.

К участию в государственном экзамене по практическому курсу английского языка были допущены и сдавали его 10 выпускников очной формы обучения и 6 выпускников экстернатной формы обучения. По практическому курсу китайского языка были допущены и сдавали его 7 выпускников очной формы обучения.

Все сдававшие были признаны государственной аттестационной комиссией прошедшими аттестационные испытания. На “отлично” были оценены ответы 10 студентов, на “хорошо” - 11 студентов, на “удовлетворительно” - 2 студентов.

Ответы выпускников соответствовали требованиям, предъявляемым в соответствии с Государственным стандартом к уровню теоретических и практических знаний, умений и навыков к данному предмету. Выпускники продемонстрировали достаточно высокий уровень знаний владения разговорным иностранным языком, практические знания, умения и навыки, необходимые для чтения и говорения на иностранном языке.

Двадцать билетов (английский язык) и 10 билетов (китайский язык) с аттестационными заданиями, подготовленные для государственного экзамена, включали два задания. Уровень заданий соответствует требованиям, предъявляемым выпускникам специальности 050303 52 Иностранный язык педагогических колледжей Государственным стандартом среднего профессионального образования.

Первое задание было направлено на проверку практического владения выпускниками иностранным (английским и китайским) языком: студентам предлагалось прочесть текст из художественного литературного источника на языке, проанализировать его и высказать свою точку зрения по данному тексту. Тексты подбирались в соответствии с изученным материалом по предмету “Зарубежная литература и литература стран изучаемого языка”.

Второе задание было направлено на проверку владения навыками говорения (монологической и диалогической формами говорения): студентам предлагалась устная тема, по которой надо было высказаться, используя достаточное количество лексических выражений по теме, разговорных клише, и вести беседу по данной теме с экзаменатором.

Целью данных заданий являлась проверка общей языковой грамотности выпускников, лексических и грамматических знаний, умений и навыков, связанных с чтением и пониманием художественных текстов, умений и навыков правильного фонетического, лексического, грамматического и стилистического оформления устной речи на иностранном языке.

Студенты показали хороший уровень практического владения иностранным языком как в ходе анализа текстов, так и в свободной беседе с экзаменаторами. Лучшими признаны ответы Каменщиковой Ирины, Галюковой Анастасии, Степанчук Дианы (английский язык, очная форма обучения); Хитиной Натальи, Шпилевой Марины, Мезеневой Дарьи (китайский язык, очная форма обучения).

Вместе с тем, у некоторых выпускников (Удод Евгения, Медов Станислав – очная форма обучения) наблюдалась подмена анализа текста пересказом, возникли проблемы восприятия и понимания текста, затруднения ведения беседы с экзаменатором.

В целом, все студенты успешно справились с экзаменационным испытанием, показав знания английского и китайского языков в соответствии с требованиями квалификационной характеристики по данной специальности. Предметно-цикловая комиссия иностранных языков обеспечила необходимый для этого уровень преподавания, контроля самостоятельной работы студентов, привила студентам навыки практической работы и интерес к иностранному языку. Результаты государственного экзамена по дисциплине “Практический курс иностранного (английского и китайского) языка” могут быть признаны удовлетворительными.

3.1.1.2. Педагогика, психология, теория и методика обучения иностранному (английскому и китайскому) языку.

К участию в государственном экзамене по педагогике, психологии, теории и методике обучения иностранному (английскому и китайскому) языку были допущены и сдавали его 17 выпускников очной формы обучения и 6 выпускников экстернатной формы обучения.

Все сдававшие были признаны государственной аттестационной комиссией прошедшими аттестационные испытания. На “отлично” были оценены ответы 11 студентов, на “хорошо” - 4 студентов, на “удовлетворительно” - 8 студентов.

В ходе государственного экзамена выпускники в целом продемонстрировали хорошие знания по темам базового курса педагогики, психологии и теории и методики обучения английскому и китайскому языкам, а также хорошо сформированные навыки и умения применять полученные знания на практике и осуществлять рефлексию.

Наиболее полно представлены ответы на вопросы:

- педагогики: социализация и воспитание; воспитательная работы классного руководителя; культура педагогического общения учителя и учащегося;

- психологии: деятельность как способ существования; характер и способности как индивидуальные особенности человека; эмоции, чувства и воля как субъективные особенности человека;

- теория и методика обучения иностранному (английскому и китайскому) языку: обучение видам речевой деятельности и различным аспектам языка; контроль; внеклассная работа.

Такие студенты, как Хитина Наталья, Степанчук Диана, Каменщикова Ирина, Галюкова Анастасия (очная форма обучения); Халоша Лидия Николаевна, Карпова Оксана Анатольевна (экстернатная форма обучения), продемонстрировали хорошие знания педагогики и психологии, умение оперировать профессиональной терминологией; умение четко и логично выстраивать ответ, анализировать, сравнивать, сопоставлять различные подходы, методы, приемы обучения языку и речи; умение разрабатывать фрагменты урока по обучению различным аспектам языка и видам речевой деятельности; умение анализировать учебники.

В качестве недостатков комиссия отмечает, что при ответах на теоретические вопросы у некоторых выпускников (Дондыш Сюзанна, Медов Станислав – очная форма обучения; Колесников Владимир Викторович – экстернатная форма обучения) возникли проблемы с сопоставительным анализом различных теоретических точек зрения по отдельным вопросам психологии и педагогики и систематизации в подаче отдельных теоретических проблем.

Комиссия в ходе проведенного экзамена пришла к следующим выводам: квалификация выпускников в целом соответствует уровню требований, предъявляемым Государственным стандартом, не вызывает сомнений имеющийся потенциал для дальнейшей работы по специальности.

3.2. Количественный анализ результатов государственных экзаменов по специальности.

3.2.1. Специальность (очная форма обучения). (Приложение 2)

3.2.2. Специальность (экстернатная форма обучения). (Приложение 2)

4. Результаты защиты выпускных квалификационных работ

4.1. Качественный анализ результатов защиты выпускных квалификационных работ по специальности (очная форма обучения).

4.1.1. Английский язык.

К защите были представлены 10 выпускных квалификационных работ студентов специальности 050303 52 Иностранный язык (английский). Все представленные работы в целом соответствовали требованиям, предъявляемым к данному виду работ. Своевременно были предоставлены отзывы научных руководителей и рецензии. Все работы признаны Государственной аттестационной комиссией прошедшими защиту.

Комиссией отмечается актуальность выбранных тем работ, которые охватили практически все разделы современной методики обучения английскому языку: средства, приемы, подходы, методы при обучении всех видов речевой деятельности и аспектов языка.

В большинстве выпускных квалификационных работ использовался современный теоретический и практический материал, включая данные сети Интернет, новейшие публикации в периодической печати, инновационные технологии и активные методы преподавания иностранных языков (проектирование, тестирование, коллажирование, использование компьютерных технологий на уроках английского языка).

В ходе защиты студенты демонстрировали хорошее владение материалом работы и давали подробные, развернутые ответы на вопросы, возникающие в ходе обсуждения исследуемых проблем. К достоинствам защит можно отнести практическую направленность составленного и подобранного материала по теме исследования и использованного во время педагогического эксперимента на уроках английского языка в школах Амурской области, использование всеми выпускниками мультимедийных презентаций.

Комиссия отметила высокий теоретический и практический уровень работы Степанчук Дианы (тема: “Использование метода проектов на среднем этапе обучения говорению”, рук. Кашбулгаянова М.К.).

Государственная аттестационная комиссия сделала ряд замечаний относительно несоответствия заявленной цели исследования поставленным задачам, гипотезе исследования, выводов относительно всей работы, оформления работ. Отдельные выпускники (Медов Станислав, Удод Евгения) держались неуверенно во время защиты, не могли аргументировать свои ответы, последовательно изложить теоретические и практические выводы и предложения, к которым они пришли в результате исследования.

Большинство дипломантов по специальности 050303 52 Иностранный язык (английский) обладает достаточно высоким уровнем теоретической, практической и методической подготовки. Предметно-цикловая комиссия иностранных языков, осуществляющее руководство написанием дипломных проектов, обеспечила необходимый для этого уровень преподавания, контроля самостоятельной работы студентов, привила студентам навык научной работы и интерес к методологическим исследованиям. Защиту выпускных квалификационных работ можно считать успешной.

Государственная аттестационная комиссия рекомендует в следующем году:

1) на этапе предварительной защиты обращать внимание на более четкое определение методологического аппарата исследования проблем;

2) научным руководителям обращать большее внимание на соответствие оформления работ требованиям стандарта.

4.1.2. Китайский язык.

К защите было представлено 7 работ. Все представленные работы в целом соответствовали требованиям, предъявляемым к данному виду работ. Своевременно были предоставлены отзывы научных руководителей и рецензии. Все работы признаны Государственной аттестационной комиссией прошедшими защиту.

Выпускники данной специальности продемонстрировали умение логично, последовательно, грамотно излагать теоретический и практический материал, подтверждая сказанное убедительными примерами на китайском языке и сопровождая выступления презентациями, раздаточным материалом, отвечая на вопросы, ведя дискуссию по теме исследования.

Комиссия отметила работы Сергеева Вячеслава (тема: “Опоры-рифмовки как средство формирования произносительных навыков на раннем этапе обучения китайскому языку”, рук. Вотинцева М.В.), Хитиной Натальи (тема: “Приемы повышения мотивации на раннем этапе обучения лексике на уроках иностранного языка”, рук. Вотинцева М.В.), Шпилевой Марины (тема: “Особенности обучения иероглифическому письму в начальной школе”, рук. Вотинцева М.В.), где был представлен тщательный обзор теоретического материала по теме исследования, проведен глубокий и всесторонний анализ практической части работы, сделаны аргументированные выводы.

В то же время, как отметили члены государственной аттестационной комиссии, не всегда студенты соотносят задачи и гипотезу исследования, в большой мере следует использовать в качестве теоретической базы работы китайских ученых. В процессе подготовки к защите необходимо выработать единый стандарт графического оформления мультимедийной презентации.

В целом, комиссия отметила, что выпускные квалификационные работы, представленные к защите студентами данной специальности, соответствуют требованиям по направлению подготовки дипломированного специалиста.

4.2. Качественный анализ результатов защиты выпускных квалификационных работ по специальности “Иностранный язык” (английский язык - экстернатная форма обучения).

К защите было представлено 6 работ. Представленные работы соответствовали требованиям, предъявляемым к данному виду работ. Своевременно были предоставлены отзывы научных руководителей и рецензии. Все работы признаны Государственной аттестационной комиссией прошедшими защиту.

Работы были посвящены исследованию актуальных проблем в области теории и методики обучения английскому языку: формированию и развитию видов речевой деятельности средствами внеклассной работы и различных видов игровой деятельности, современному подходу к письменному контролю различных аспектов языка.

Все методологические исследования прошли экспериментальную проверку в форме опытного обучения на базе средних школ Амурской области.

Комиссией было отмечено, что все студенты ответственно отнеслись к написанию квалификационных работ: посещали консультации, работали в библиотеках, проводили педагогические эксперименты. Исследование осуществлялось планомерно, в соответствии с утвержденным графиком дипломного проектирования. Все работы были представлены к защите в предусмотренные в учебном плане сроки.

Выпускники в ходе выступлений использовали мультимедийное оборудование, в большинстве случаев давали грамотные, аргументированные ответы на вопросы членов комиссии, могли обосновать свою точку зрения на заявленные проблемы. Все представленные на защиту работы содержат приложения, материал которых заслуживает внимания учителей-практиков.

Особо комиссия выделяет работы Карповой Оксаны Анатольевны (тема: “Использование средств модальности на раннем этапе обучения будущему времени в английской грамматике”, рук. Кашбулгаянова М.К.), Халоша Лидии Николаевны (тема: “Ролевая игра как средство обучения общению младших школьников”, рук. Кашбулгаянова М.К.), Жижерина Александра Сергеевича (тема: “Внеклассная работа как средство развития навыков иноязычного общения младших школьников”, рук. Кашбулгаянова М.К.).

Защиту выпускных квалификационных работ комиссия считает успешной.

4.3. Количественный анализ результатов защиты выпускных квалификационных работ по специальности (очная форма обучения) (Приложение 3).

4.4. Количественный анализ результатов защиты выпускных квалификационных работ по специальности (экстернатная форма обучения) (Приложение 3)

5. Выводы и предложения

5.1. Выводы и предложения по итогам государственной аттестации по специальности (очная и экстернатная форма обучения)

На основании результатов государственных экзаменов по основному иностранному языку и педагогике, психологии, теории и методики обучения иностранному языку, защите выпускных квалификационных работ студентов специальности 050303 52 Иностранный язык (очная и экстернатная формы обучения) Государственная аттестационная комиссия заключает:

1. Выпускники специальности 050303 52 Иностранный язык овладели программным материалом по теоретическим дисциплинам и навыками свободного общения на иностранном языке, соответствующими квалификационным требованиям, предъявляемым к подготовке учителя иностранного языка начальной и средней общеобразовательной школы.

2. Владение навыками восприятия и понимания иноязычной речи, спонтанного говорения в диалогической и монологической формах, беспереводного чтения и анализа аутентичных иноязычных текстов различных жанров и стилей свидетельствует о высокой профессиональной компетенции выпускников 2011 года.

3. В процессе анализа художественного текста и беседы по устным темам обиходного характера выпускники показали умение строить монологические высказывания на основе изученного тематического словаря, умение вести дискуссию на иностранном языке.

4. Большинство выпускников продемонстрировали знание основного курса педагогики и психологии, методов и приемов обучения иностранному языку, проблем и задач, стоящих перед учителем иностранного языка в начальной и средней общеобразовательной школе, в том числе – в свете современных требований к уровню овладения иностранным языком, умение анализировать, сравнивать, сопоставлять различные подходы, методы, приемы обучения языку и речи, а также умение разрабатывать уроки и проводить их, используя современные учебно-методические комплекты, различные мероприятия по предмету и во внеклассной работе.

5. Большинство представленных к защите выпускных квалификационных работ являются актуальными исследовательскими сочинениями, имеющими теоретическую ценность и практическую значимость, выполнены в рамках методических направлений исследований. Все представленные к защите работы в основном отвечают требованиям, предъявляемым к написанию работ данного вида, и свидетельствуют о наличии у выпускников прочных теоретических и практических знаний, навыков методологического анализа.

6. Выпускники данной специальности продемонстрировали умение грамотно сформулировать проблему, аргументировать выбранный подход к ее решению, делать правомерные выводы по своей работе. Защита ВКР показала, что студенты активно используют современную специальную литературу и Интернет - источники для поиска нового теоретического и практического материала. Теоретическая часть большинства работ носит аналитический характер. В практической части представлен тщательный анализ полученного в ходе эксперимента материала. Во время процедуры защиты студенты широко использовали раздаточный материал и мультимедийные средства презентации.

Вместе с тем, по итогам государственных экзаменационных испытаний комиссия считает необходимым сделать ряд замечаний и рекомендовать:

1. В процессе профессиональной подготовки студентов уделять внимание развитию умений сравнивать и анализировать, отстаивать свою точку зрения, аргументировать свои ответы, применять теорию на практике.

2. Научным руководителям на этапе предварительной защиты работ обращать внимание на правильную формулировку содержания работы, четкого определения методологического аппарата исследования.

3. Методическому совету колледжа провести унификацию требований к оформлению мультимедийных презентаций по защите выпускных квалификационных работ.