Задачи Григория Остера на службе у Excel

Разделы: Информатика


В системе образования детей, особенно дополнительного, огромную роль играет возбуждение и поддержание интереса, как к изучаемому предмету, так и к процессу обучения. Изучение программы Microsoft Office Excel на первый взгляд кажется скучным и неинтересным, особенно для ребят среднего школьного возраста. Да и сама программа, пока в ней не разберешься, оставляет ощущение чего-то непонятного и бесполезного. Поэтому, с самых первых шагов изучения Excel необходимо так методически выстраивать занятие и подбирать дидактический материал, чтобы обучающимся было интересно и понятно.

Тема «Работа с формулами» не сложная, но требующая внимания и терпения. Для закрепления этой темы воспитанникам предлагается с помощью Excel решить ряд задач Григория Остера, которые написаны в юмористическом стиле специально для детей. При выполнении этих задач у ребят не только поднимается настроение, но и возникает желание поскорее узнать ответ. Таким образом, с интересом и с достаточной легкостью у воспитанников приобретается и закрепляется навык работы с формулами.

В зависимости от возраста воспитанников в группе можно изменить (сократить) количество задач и перераспределить их по уровню сложности.

Цели занятия:

  1. Обучающие – приобретение навыков работы с формулами, ввода данных в ячейки, форматирования символов.
  2. Развивающие – развитие логического мышления и внимания, развитие и поддержание интереса к программе Microsoft Office Excel, знакомство и приобщение к литературному творчеству писателя Григория Остера.
  3. Воспитательные – воспитание умения самостоятельно, аккуратно, терпеливо и оперативно работать в Excel, быть самокритичным и правильно воспринимать критику со стороны.

Возраст детей: 11-17 лет.

Продолжительность занятия: 1-2 учебных часа.

Оборудование: персональные компьютеры Pentium 4 с установленным Microsoft Office Excel.

Дидактический материал: задачи Григория Остера, напечатанные на листе А4, с указанием правил решения (выполнения) этих задач на листе Excel (Приложение 1).

Занятие состоит из нескольких этапов.

I. Воспитанники готовятся к работе в программе Excel: включают компьютер, загружают программу Microsoft Office Excel.

II. Перед воспитанниками определяется цель занятия – повторение темы «Работа с формулами». Использовать для этого предлагаются веселые задачи по математике Григория Остера. Педагог кратко знакомит воспитанников с писателем – автором задач (Приложение 2). Всем обучающимся раздается дидактический материал в виде листа с напечатанными задачами и правилами их выполнения.

III. Педагог объясняет и при необходимости показывает на одном из компьютеров выполнение задания на примере решения первой задачи. Решенная задача должна выглядеть на Листе1 как показано на рисунке1:

Рисунок 1

IV. По истечении определенного времени, то есть когда воспитанники выполнят задание, им предлагается сохранить книгу на компьютере.

V. Подведение итогов: сравнение результатов, исправление ошибок, словесные комментарии и поощрения.

Данное занятие можно провести как самостоятельное, так и контрольное. Если в объединении подобрались ребята одного возраста, можно устроить мини-конкурс на скорость и безошибочность решения задач.