Интегрированный урок «Патриотический пафос стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино"»

Разделы: Литература


Цели урока: донести до учащихся патриотический пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино".

Задачи:

  • воспитывать интерес к историческому прошлому России, чувство восхищения героизмом простого народа,
  • воспитывать чувство любви к родному городу, Москве, России,
  • расширить знания по анализу лирического произведения,
  • развивать культуру речи,
  • развивать связную речь и мыслительные процессы: анализ и синтез,
  • научить видеть своеобразие литературного произведения,
  • обогатить словарный запас учащихся.

Оформление: на доске: "Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что своя", таблички со словами Родина, Бородино, выставка рисунков на тему "Моя малая родина".

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Ход урока

I. (Слайд 1)

1. "Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что своя" - идея нашего урока (Слайд 2)

Выделите главное слово в этом высказывании (Родина).

Слово появляется на доске

2. Подберём однокоренные слова к слову Родина (род, родной, родинка)

синонимы к слову Родина (отчизна, Отечество, Россия)

Какие пословицы вы нашли о Родине?

  • Любовь к Родине сильнее смерти.
  • Человек без Родины, что соловей без песни.
  • Родина - мать, умей за нее постоять.
  • Родина любимая - мать родимая.
  • Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
  • Родина - мать, умей за нее постоять.

II.

1. Появляется слово Бородино.

- Почему слово Бородино я поставила в один ряд с этими словами? Это сражение происходило в России, на территории нашей Родины.

Слово "Бородино" знает весь мир. (Несколько слов о Бородинском военно-историческом музее-заповеднике) (Слайд 3) Это название небольшой деревни, находящейся неподалёку от Москвы, стало символом побед. И в этом немалая заслуга Михаила Юрьевича Лермонтова. (Слайд 4) Что вы запомнили о нём с предыдущего урока? (Ответы учащихся)

2. (Слайд 5) Стихотворение Лермонтова "Бородино" ?одно из самых ярких патриотических произведений русской литературы, которое является гимном русскому народу, отстоявшему Родину от врага. В русской армии, которой командовал М.И. Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск икону Смоленской Божьей Матери, считавшуюся чудотворной. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит, России. Данное стихотворение - и урок, и завещание потомкам. Что же завещал нам поэт? На этот вопрос мы и попытаемся ответить.

3. Вспомним начало стихотворения. Ученик читает первые две строфы наизусть (домашнее индивидуальное задание). (Слайд 6)

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

Именно они являются вступлением к поэме.

- Какая форма речевого общения здесь используется? (диалог).

- Что собою представляет остальная часть стихотворения? (монолог - речь одного человека)

(рассказ бывалого воина, участника сражения - волнующий, гордый, правдивый).

- Попробуйте представить себе внешний облик, манеру речи рассказчика

4. Характеристика рассказчика (Слайд 7 - 8)

Кто он? Рядовой участник событий, бывший артиллерист.
Возраст. 45 - 50 лет.
Внешний облик. Седые волосы и усы, шрамы.
Особенности речи. Неспешная, эмоциональная.
Характер. Решительность, мужество, готовность пожертвовать жизнью за Родину, гордость за своих товарищей.

5. Столько лет прошло, а он волнуется, когда рассказывает, потому что любит родину.

- Почему солдат постоянно говорит "мы" и только иногда - "я"?

(Рассказчик - простой русский солдат, вместе с другими воинами вынесший на плечах всю тяжесть битвы. Мысли и чувства старого солдата - это мысли и чувства всего русского народа. Любовь к Родине, готовность защитить её объединили всех воинов, придали им богатырские силы.)

- Почему Лермонтов называет участников Бородинского сражения богатырями? (Слайд 9)

  • смелые
  • народные герои
  • сильные
  • защитники земли русской

6. - Почему так важно было отстоять Москву? (Символ независимости, могущества нашей Родины).

Учитель читает наизусть:

М-о-с-к-в-а! Шесть букв. Короткое названье.
Но в это слово краткое легли
Все долгие людские упованья,
Все лучшие надежды всей земли.
В её истории история народа -
Строителя, героя и бойца.
Написано: "Москва!" Читается: "Свобода!"
Так чувствуют все честные сердца.
Враги её смертельно ненавидят,
Друзья готовы жизни ей отдать.
Свои мечты в ней труженики видят,
Свою защиту, Родину и мать...

7. Самый напряжённый момент стихотворения - момент боя. (Слайд 10)

- Найдите в описании Бородинского сражения в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Бородино" слова, которые помогают передать стремительное движение, действие

(глаголы)

- Найдите в описании Бородинского сражения в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Бородино" слова, которые помогают передать звуки боя, грохот боя

(Описание боя так наглядно и живо, что можно представить себе картину боя. Большое значение в этой картине имеет звукопись - специальный подбор звуков в стихотворной речи, помогающий не только увидеть сражение, но и "услышать" его. "Звучал булат, картечь визжала" - мы слышим резкий отрывистый звук мелких пролетающих, но многочисленных пуль. Завывание орудий слышится во фразе "слились в протяжный вой": Так поэт передает нам звуки боя.)

8. Скоро мы будем отмечать 200-летие со дня Бородинского сражения. Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества будет жить вечно и этот подвиг "недаром помнит" и будет помнить "вся Россия". Вскоре после Бородинского сражения французы покинули Москву. Русский народ одержал в этой войне победу.

Идейное воздействие стихотворения на сознание людей сказалось в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов. Рассказывают, например, что в боях на подступах к Москве зимою 1941 года один из бойцов, подхватив знамя из рук смертельно раненного товарища, воскликнул:

Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой!

С этими словами он бросился в бой, увлекая за собой остальных. "Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что своя".

Таким образом, "Бородино" Лермонтова - это урок и завещание потомкам.

- Что же завещал нам поэт?

(горячо любить свою Родину)

III.

1. (Слайд 11) Да, ребята, Россию мы называем Родиной - это наша большая Родина. Кроме большой Родины у каждого человека есть и малая родина.

Малая родина - это место где находится ваш дом, ваши родители, где вы растёте, учитесь, играете с друзьями.

2. Выразительное чтение стихотворения учеником.

Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок : и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка -
Это тоже Родина.

3. Перед вами выставка рисунков на тему "Моя малая родина"

- Что для каждого из вас малая родина?

(Высказывания учащихся)

4. Презентация ученицы "Мой город"

5. Мы растем, взрослеем, но вот свою родину мы никогда не забудем. Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что своя.

IV. Д.З. (Слайд 12) Ребята, любить родину - значит стараться сделать её лучше. Напишите небольшое рассуждение о том, что мы можем сделать для своего родного края, а значит, и для своей страны, для Родины. (Слайд 13)

Список литературы

  1. В.Лебедев-Кумач. Стихотворение "Москва" http://otvety-na-voprosy.ru/publ/2-1-0-414
  2. В.Я.Коровина, М. - 2010 г., Ч.1.
  3. Наровчатов С. Лирика Лермонтова. - М.,1970.
  4. http://ocka3ke.ru/stihi/rodina-0 Бокова Татьяна. Стихотворение "Родина".
  5. <
  6. http://www.wisdoms.ru/135.html Афоризмы о родине.