Отражение значения музыки в жизни человека через литературное творчество

Разделы: Музыка


Все искусства так или иначе связаны между собой –
Театр и живопись, музыка и кино, скульптура и архитектура.
И все-таки музыка есть высший род между ними.
Музыка – широкое небо над всеми искусствами;
Она безгранична, ее законы приложимы ко всем видам
И жанрам художественного творчества.
Музыкальность – едва ли не высшая похвала любому произведению искусства.
Музыка – это звучание времени, его дух.
С.Т. Коненков

Цель урока: Совершенствование эмоционально-художественного и эстетического восприятия музыкального произведения, воспитание интереса и любви к музыке. Формирование положительных реакций на подлинно художественные произведения. Расширение кругозора учащихся, формирование их слушательской культуры, развитие умения анализировать и правильно оценивать различные музыкальные явления в окружающей жизни с позиции личности развитого общества.

Учебная:

  • Знание основных событий творческой биографии композитора.
  • Знакомство с симфонической, оперной и инструментальной музыкой В.А.Моцарта.
  • Знакомство с рассказом К.Г. Паустовского «Старый повар».
  • Умение учащихся дать оценку значения творчеству В.А.Моцарта – как символу идеальной красоты и гармонии в музыке.
  • Умение анализировать литературное и музыкальное произведения, обобщать их.
  • Развитие интереса к познанию музыкального материала венских классиков на примере творчества В.А.Моцарта.
  • Развитие у учащихся музыкального слуха, певческого голоса, чистоты интонирования, дикции, дыхания, сольного и ансамблевого пения.
  • Активизировать у учащихся формирование творческих способностей, их музыкальное развитие в целом.

Воспитательная:

  • Развитие интереса учащихся к зарубежной музыкальной культуре XVIII века.
  • Воспитание музыкального, художественного и эстетического вкуса учащихся, восприятия классической музыки.
  • Формирование интереса и любви к пению, к хоровому исполнительству.
  • Накопление музыкальных впечатлений, обогащение слухового опыта, развитие и закрепление интереса у детей к занятиям музыкой.

Наглядные пособия и ТСО:

  • Портрет автора литературного произведения, композитора и его современников.
  • Картины художников XVIII века.
  • CD-проигрыватель.
  • Телевизор.
  • ПК

Музыкальный материал:

  • Хор из оперы Моцарта «Волшебная флейта».
  • Фрагменты симфоний 40,41
  • Соната Ля-мажор (3 часть)

Раздаточный материал:

  • Хронологическая таблица “Жизнь и творчество В.А.Моцарта” (приложение №1)
  • Рассказ К. Паустовского “Старый повар” (приложение №2)
  • Таблица основных произведений В.А.Моцарта (приложение № 3)
  • Хор из оперы В.А. Моцарта «Волшебная флейта» - музыкальный фрагмент

Ход урока

I. Организационный момент

  1. Приветствие, распевание (вокализ).
  2. Эмоциональный настрой.
  3. Обеспечение раздаточным материалом.
  4. Дети исполняют хор из оперы «Волшебная флейта» - «Послушай, как звуки хрустально чисты»

II. Вопросы:

  • А) К какому виду искусства относится это произведение?
  • Б) Какое настроение у Вас возникло при исполнении этого произведения?
  • В) Что Вам понравилось в нем?
  • Г) В чем тут красота?
  • Д) Какими средствами композитор добился красоты звучания?

Ребята, можно ли композитора сравнить с волшебником?

Порассуждаем на эту тему (слушаю высказывания детей, вступаю в дискуссию)

III. Вывод

Ребята, сегодня на уроке мы убедимся в том, что искусство имеет особое свойство. Искусство несет особый свет, свет любви и вдохновения. А поможет нам в этом Моцарт.

(по телевизору показывается презентация слайдов о жизни и творчестве Моцарта)

IV.

Умолкли музыки божественные звуки,
Пленив меня на миг своим небесным сном.
Вослед моей мечте я простираю руки,–
Пусть льется песня вновь серебряным дождем:

Как выжженная степь ждет ливня и прохлады,
Я страстно звуков жду, исполненных отрады!
П.Б.Шелли (перевод К.Бальмонта)

Звучит музыка Моцарта (фрагмент симфонии № 41 «Юпитер»)

Давайте, ребята, еще раз вернемся к эпиграфу нашего урока (Все искусства так или иначе связаны между собой – Театр и живопись, музыка и кино, скульптура и архитектура)

Как Вы понимаете эти слова? ( Ответ - музыка эмоционально обогащает жизнь человека)

Музыка – это звуки. Как удается звукам повернуть время? Это не может ни наука, ничто другое. Но может талант, дар. Именно поэтому так интересна нам судьба Вольфганга Амадея Моцарта.

И мы с Вами переходим к литературному произведению К. Паустовского «Старый повар», прочитав который, мы еще раз убеждаемся, что музыка способна совершать чудеса и грустное ощущение предстоящих мрачных событий преображается в яркий всплеск человеческих чувств и радость ухода из жизни.

V. Беседа с классом, вопросы по рассказу:

  1. Удалось ли, по Вашему мнению, показать К. Паустовскому, что музыка - это волшебство?
  2. Давайте вспомним, какое настроение было в начале рассказа и что чувствовал, о чем думал старый повар?
  3. Грустное (из чего складывалось? вспоминаем из текста выражения, слова)
  4. Печальное, мрачное (из чего складывалось? вспоминаем из текста выражения, слова)
  5. Почему нет тяжелого, гнетущего впечатления?
  6. Докажите, что судьба милостива к Иоганну (Ответ: в дом к нему пришел гениальный человек, который подарил ему чудо).
  7. А что чувствовал в конце рассказа главный герой? Какое настроение и чувство овладело им в конце рассказа, после звучания музыки? (Ответ: в своих воспоминаниях он вернулся в молодые годы, когда был счастлив)
  8. Звучат 2 фрагмента симфоний № 40, 41.
    Вопрос: Как Вам кажется - какой из фрагментов больше соответствует эмоциональному настрою этого рассказа? (Обосновать ответ, опираясь на анализ средств музыкальной выразительности)
  9. Можем ли мы сказать, что музыка В.А. Моцарта подарила счастье Иоганну в последние мгновения жизни? (разумеется, ведь даже яблони распустились за одну ночь, небо стало великолепно синим, теплый солнечный свет распространил сверху свои лучи )

VI. Подведение итогов.

Писатель использует прием контраста, чтобы подчеркнуть волшебное воздействие музыки.

Давайте еще раз послушаем фрагменты симфоний В.А. Моцарта, чтобы еще точнее сформулировать свои выводы и ответ на вопрос – Почему эта музыка совершила такой переворот в душе старого повара.

Звучит музыка Моцарта, дети слушают (соната ля-мажор ч.3).

И сегодня на уроке мы приходим к выводу, что музыка и литература - это два вида искусства, взаимодополняющих друг друга. Благодаря их взаимодействию, наши впечатления становятся ярче и переживания более эмоциональными.

Музыка, слово остаются всегда с человеком. Искусство – возможность передать свою любовь, боль, тревогу через время. И наполнить наши сердца чем-то необыкновенным. У каждого это будет свое, сокровенное. Мы сегодня cоприкоснулись с добрым, светлым, вечным. Послушайте, как отзовется оно в наших сердцах. Быть может, гениальная музыка великого В.А. Моцарта вдохновит и вас на нечто необыкновенное (звучит фрагмент симфонии № 40).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Чичерин Г.В.Моцарт: Исследовательский этюд – Л: Музыка 1979
  2. Моцарт.Избранник богов Мишель Парути – АСТ, Астрель 2003
  3. Прохорова И.Музыкальная литература зарубежных стран (для 5 кл. детской музыкальной школы) – М: Музыка 2003
  4. Т.В. Попова Зарубежная музыка XVIII и начала XIX века (книга для учащихся старших классов) М: Просвещение 1976
  5. Черная Е.С. Беседы о б опере. М: Знание 1981
  6. Булучевский Ю., Фомин В «Краткий музыкальный словарь для учащихся» - М: Музыка 2005.
  7. Медушевский В.В., Очаковская О.О. Энциклопедический словарь юного музыканта для среднего и старшего школьного возраста М: Педагогика 1985

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3