Урок русского язка в 5-м классе по теме "Времена глагола"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Повторить и систематизировать знания по теме «Глагол», преобразовать знания учащихся по теме «Временные формы от глаголов совершенного и несовершенного видов», учить определять временные формы глагола.
  • Развивать умение видеть в тексте художественного стиля изобразительно-выразительные средства языка, вырабатывать навык лингвостилистического анализа текста.
  • Учить работать со словом как с точки зрения грамматической, так и функционально-семантической.
  • Воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному языку, искусству, культуре.

Оборудование: учебники «Русский язык. 5 класс» (под ред. М.А. Разумовской, 2009), толковый словарь, словарь иностранных слов, карточки с текстом, таблицей, репродукции картин на тему «Весна», фрагмент произведения П.И. Чайковского «Времена года» («Песня жаворонка» или «Подснежник»).

Ход урока

I. Актуализация знаний.

1.Синтаксическая разминка. Предложения на доске:

– Перед нами два предложения, они объединены общей темой, какой? (Весна. Приход весны.). Эта тема поможет сегодня вспомнить известные вам с начальной школы сведения о глаголе и подробнее поговорить об одном из его непостоянных признаков – времени .

– Запишем дату и тему урока: «Времена глагола».

– Прочтем еще раз предложения.

– Приведите синоним к слову орошенные (облитые, обрызганные, покрытые каплями).

– Как вы представляете себе непочатые сугробы (еще не тронутые солнцем, не начинавшие таять). Слово непочатые – разговорное, обозначает «полный, еще не начатый, не тронутый». Какое еще слово употреблено в разговорной форме? (водица)

– Запишите предложения.

– Выделите грамматические основы предложений.

– Какие это предложения? (простое и сложное, сложносочиненное).

– Какими частями речи выражены главные члены предложений?

– Определите время каждого глагола (один ученик у доски).

2. Беседа по вопросам учебника (стр. 210 «Вспомните!»)

II. Преобразующее повторение.

1. Работа с текстом (на доске и на карточках у каждого ученика)

Застучала за окошком звонкая капель пот..плел воздух пот..мнел и осел снег. Умчались зимние дни. В лесу все дышит весной. Вот-вот выбросят первые цветки-сере..ки деревья, прилетят грачи, поплывут по реке первые льдинки. Забл..стят шальные весенние руч..и наполнят лес звонким журчанием. А пока еще лесной народ оставляет на снегу свои автографы. (К.Г. Паустовский)

– Прочтите текст про себя, подготовьтесь к выразительному чтению.

– Подберите заголовок к тексту в соответствии с его темой (Весна).

– Запишите текст в тетради.

Проверка: один ученик у доски вставляет пропущенные буквы и запятые, называет орфограммы и пунктограммы.

2. Работа с таблицей.

Коллективная работа на доске и в тетрадях: таблицу (на карточках и на доске) заполняем примерами из текста.

  Наст. вр. Прош. вр Буд. вр
Сов. вид   Застучала
Потеплел
Потемнел
Осел
Умчались
Выбросят
Прилетят
Поплывут
Заблестят
Наполнят
Несов. вид Дышит
Оставляет
Дышал
Оставлял
Будет дышать
Будут оставлять

– Давайте попробуем подобрать глаголы в пустые ячейки. Воспользуемся теми, которые уже у нас есть.

Вывод: глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени, а глаголы совершенного времени имеют формы прошедшего и будущего времени.

– Обратите внимание на формы будущего времени. У глаголов совершенного вида форма простая, а у глаголов несовершенного – сложная (составная).

3. Учебник (стр. 210), читаем лингвистический текст.

– Оказывается, мы сами сделали вывод, который является научным фактом. Но о чем же мы все-таки не сказали? (об образовании формы прошедшего времени).

– Выделим этот суффикс в глаголах из таблицы.

4. Стилистический анализ текста.

– Определите тип речи данного текста (повествование). Почему вы так решили? (текст рассказывает о том, что происходит, какие действия совершаются одно за другим; обилие глаголов).

– Как вы думаете, к кому стилю речи мы должны отнести этот текст? (Художественный стиль).

– Какие приметы подсказали такое решение? (Автор нарисовал картину при помощи художественных средств, и вместе с этим он передает свои чувства, цель автора – воздействовать на чувства читателя, передать свое восхищение весенним пробуждением природы). Опишите речевую ситуацию. (Предназначен для чтения многими людьми в неофициальной обстановке, цель автора – воздействие на чувства читателей.)

5. Словарная работа.

– Выпишем слово автограф.

– Словарь иностранных слов поможет нам разобраться с его этимологией, происхождением. Слово состоит из двух частей: авто [autos (греч.) – сам] – первая составная часть сложных слов, которая обозначает свой, собственный; граф [grafo (греч.) - пишу] – вторая составная часть сложных слов, обозначающая пишущий, записывающий.

– Это слово многозначное. Его значение мы можем найти еще и в толковом словаре (один ученик читает статью словаря). Первое его значении – собственноручная, памятная надпись, подпись. Второе – рукописный текст, написанный самим автором.

– В нашем тексте автографы на снегу оставляет лесной народ. Как вы понимаете это предложение? Какое художественное средство спрятано здесь автором? (метафора – скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета, явления другому: автографы – следы животных).

III. Закрепление.

Предлагаю послушать текст под музыку П.И. Чайковского «Времена года»

У каждого времени года своя музыка.
Снег померк. Веселой струйкой серебряные шарики торопятся скатиться с крыш. Мелодично поет, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно оброненный хрусталь. А в кустах слышится частый звон серебряного колокольчика. Это заливаются овсянки.
Солнечный луч всюду заводит тихую музыку весны, а птицы, вода подпевают ей.

– Как вы думаете, как называется этот текст? («Мелодия весны» Д. Зуева)

– В записанном тексте мы увидели весну, а теперь еще и услышали ее. В этом и скрыта сила, мощь, волшебство слова: благодаря художникам мы можем увидеть весну, благодаря композиторам – услышать ее, а слово писателя способно и нарисовать и прозвучать.

– Запишем предложение:

Веселой струйкой серебряные шарики торопятся скатиться с крыш.

– Определите время глаголов из этого предложения.

– Почему мы не можем определить время глагола скатиться? (это инфинитив)

Итог. Весна сегодня помогла нам многое вспомнить о глаголе, узнать его поближе, сделать вывод о соотношении видов глагола и времен.

IV. Домашнее задание.

  1. Обязательное для всех – упр. 624 по зданию.
  2. Для тех, кто желает получить дополнительные оценки – сочинение о весне, состоящее из трех частей, в каждой из которых использовались бы разные временные формы глаголов: в первой – прошедшего времени, во второй – настоящего, в третьей – будущего.