Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Обозначение мягкости согласных звуков

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели:

  • повторить знания о буквах как средствах графики языка;
  • совершенствовать умение правильно пользоваться буквами для обозначения твердости- мягкости согласных;
  • сопоставить два способа обозначения мягкости согласных (с помощью букв гласных и ь);
  • развивать фонетические умения;
  • совершенствовать навык списывания и навык применения, известных правил;
  • формировать системные представления о графике языка;
  • развивать мышление и речь.

1. Организационный момент.

Поприветствуйте наших гостей. Сегодня к нам на урок пришли ваши воспитатели. Они пришли порадоваться за вас, посмотреть чему вы научились в школе.

Прозвенел уже звонок
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок
Будем мы писать, трудиться
Ведь заданья нелегки
Нам, друзья, нельзя лениться
Так как мы ученики.

- Начинаем урок русского языка.

- Откройте тетради.

- Записываем дату.

- Классная работа.

В слове “работа” раб сидит
Букву “а” писать велит.

2. Чистописание.

Посмотрите внимательно на доску. Какая буква написана?

Лл

- Соединение Л заглавной и л строчной.

- Отрабатываем нижнее соединение.

- Ребята, а какие звуки обозначает буква “л”?

Дети!

Твердый согласный звонкий

Мягкий согласный звонкий.

- Прочитайте слоги.

Дети! л(?) л(?) л(?)

- Можно ли сказать какие слоги твердые, а какие мягкие.

Дети! Нет!

- А кого нужно пригласить на работу?

Дети! Гласные.

Гласные открыты

Ла, ля, ло, ле, лы, ли.

- Прочитайте твердые слоги.

- Прочитайте мягкие слоги.

- Кто подсказал как читать?

- Запишем на следующей строчке

(л): ла, ло, лу, лэ, лы.

(л): ля, ле, лю, ле, ли.

- Как показать значки звуков?

Дети! Слышу твердый согласный звук (л) звук (а) обозначаю буквой “а”, слышу мягкий согласный звук (л) звук (а) обозначаю буквой “я”.

- Отметьте буквы гласных. Показатели чего?

Дети! Впереди стоит твердый согласный звук, впереди стоит мягкий согласный звук.

3. Подготовка к новому материалу.

Игра “Найди лишнюю букву”.

Вот цветочек непростой
А чудесный он какой
Букву лишнюю найдите
Всем нам чудо покажите!

- Какая буква лишняя?

Дети! “ь”

- А почему буква “ь” лишняя?

Дети! “ь” не обозначает звука.

- Какое общее свойство есть у всех остальных букв, изображенных на лепестках?

Дети! Они обозначают мягкость согласных звуков.

- Ребята, а вам не жалко было выгонять мягкий знак?

- Может мы сегодня на уроке найдем общий признак, по которому можно будет оставить мягкий знак в этой группе слов?

Цель: Сегодня на уроке мы найдем, что общего есть у этих букв и узнаем еще один способ обозначения мягкости согласных.

4. Работа над новым материалом.

- Отгадайте загадку.

Я его держу в руке
И пишу им на доске.

Дети! Мел.

- Посмотрите на звуковую запись слова.

Дети! (Мэл)

- Сделайте буквенную запись.

- Назовите звуки м, э, л.

- Соедините мил, мэл.

- Назовите мягкий согласный м.

- Слышу мягкий согласный (м) звук (э) обозначаю буквой “е”

или

- Звук (э) после мягкого согласного звука обозначаю буквой -

- Записываю “мел”, пишу гласную букву “е”.

- Покажите буквы гласные.

- Показатель чего буква “е”?

Дети! показатель мягкости. (М эл) – мел - 3 буквы, 3 звука.

- Откройте учебник. Упражнение 119.

- Посмотрите на первую запись значками звуков. Назовите звуки.

Мел, a-м пишут в школе, мель опасна на море.

- Запишем ниже.

Дети! (м эл) - мел(ь) - мел(ь) – 4 буквы, 3 звука.

- Чем отличаются две записи на конце (л•)?

Какое слово должно получиться?

Мель

Мелководное место в реке, в реке, в водоеме.

Давайте запишем с помощью букв.

1. После мягкого согласного звук (э) обозначаю буквой “е”.

Хорошо, это мы знаем.

2. А посмотрите мягкий согласный есть, а следующего за ним гласного

нет. Как быть?

Подождите, кажется, кто-то стучится?

Сценка про мягкий знак из книги Волиной “Веселая грамматика”

- Спасибо мягкому знаку, что он пришел к нам на работу.

- Сам звука не обозначает, а предыдущий согласный сделал мягким.

Но еще изменил смысл слова.

Значит показателем мягкости могут быть не только гласные, но и “ь”.

- Новый способ может встретиться на конце слова и для этой работы нужен “ь”.

- Ребята, когда вы читали, вам уже встретились такие слова.

- Подберите такие слова.

Дети! День, пень, лень, тень, соль, моль.

Посмотрите на следующую звуковую запись.

Прочитайте, что получилось?

Знакомо пи, после мягкой согласной, а дальше.

Но ведь ни на конце, а в середине слова, да еще и перед согласной. Как быть?

Пригласить на работу ь.

Значит “ь” может быть в середине слова, перед согласным звуком.

- Запишем письмо - 6 букв, 5 звуков.

Итак: вывод.

- Какими двумя способами обозначается мягких согласных в русском языке?

1. Буквами гласных.

2. “Ь” (в конце и в середине слова).

Подвижная физминутка.

5. Применение правила.

- Прочитаем правило.

Упражнение №120. Мягкость согласных звуков в русском языке обозначается буквами гласных и “ь”.

- Антон (мальчик - дошкольник из книги) спрашивает: как узнать и правильно обозначить мягкий согласный звук.

- Важно применять правило.

- Назовем действия, которые надо выполнить.

Слушаю слово и узнаю где? слышится мягкий согласный звук.

1 способ: Слышу мягкий согласный звук перед гласными - мягкость обозначаю гласными буквами.

2 способ: Слышу мягкий согласный звук на конце слова или в середине перед согласным мягкость обозначаю “ ь”.

- Давайте применять правило, упражнение №122.

- Прочитайте слово.

- Слушаем. Мягкий согласный в середине слова перед согласной, обозначаю “ь”.

- Записываем ПАЛЬМА..

Дерево южных стран с прямым не ветвистым стволом с очень крупными вечнозелеными листьями. Пальмы бывают разные - кокосовая, плод-орех. Незрелые орехи заполнены светлым молоком. Из волосистой оболочки плода плетут рыболовные сети и канаты, а скорлупу ореха используют как топливо. У жителей тихоокеанского побережья есть обычай высаживать пальму, когда рождается ребенок.

- Прочитаем следующее слово.

- Слушаем слово, слышим перед гласным мягкий согласный звук.

- Записываем ВИШНЯ.

- Все звуки мягкие, после всех стоят гласные.

- Произнесем слово. Попробуйте записать.

- Слушаю мягкий согласный звук перед гласным звуком “о”, обозначаем буквой “е”.

- Оказывается известно более 150 видов клена. Наш остролистый (лист напоминает человеческую ладонь). Еще бывает полевой, татарский, черный, красный, серебристый. Славится древесиной. В старину из клена точили ложки, ковши, сосуды, расчески, делали копья и рукоятки топоров. А при выпечке хлеба клали широкие листья на под печи, которая не пачкала каравай.

- Мягкий согласный перед согласной, обозначим “ь”.

- Два мягких согласных звука.

1. Следовательно буква “ю”.

2. Следовательно “ь”.

- Сколько способов мягкости встретилось в этом слове?

Дети! Два.

- Назовите эти способы.

1 способ: Слышу мягкий согласный звук перед гласными - мягкость обозначаю гласными буквами.

2 способ: Слышу мягкий согласный звук на конце слова или в середине перед согласным мягкость обозначаю “ь”.

6. Итог.

- Давайте вернемся к нашему чудо-цветку.

- Нашли ли мы с вами общий признак, по которому можно оставить “ь” среди гласных букв?

Дети! Все они показатели мягкости согласного звука.