Использование слоговых таблиц в речевом развитии дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (20 МБ)


В многочисленных гипотезах происхождения речи можно как основные выделить следующие гипотезы: божественного происхождения языка; аффекта; жизненных шумов (В. В. Бунак); присвоения "имен" в происхождении языка; эволюции интеллекта; случайного изобретения языка (Торндайк); звукоподражания (Лейбниц); внезапного возникновения языка; мимики и жеста (В. Вундт). [http:tezan.ru/ant.htm]

Однако все существующие гипотезы в целом не могут объяснить происхождение речи у человека.

Более правдоподобно выглядит утверждение, что кроме приобретения прямохождения и изменения строения носоглотки, освобождение рук для производства орудий труда, пользования орудиями труда, ограничения языка жестов и необходимости передавать информацию в темноте и вне поля зрения на далекие расстояния существенным фактором происхождения речи у человека разумного явилось происхождение письма.

Этапы письма и речи тождественны: логограммы и звуки; слоги письменные и слоги звуковые; синтаксис и живые слова, соединенные в смысловые цепочки. Из чего можно предположить, что мышление, формирование речи, происхождение языка и происхождение письма являлось для первобытного человека семейства гоминидов интерактивным процессом. То есть, произнося звуки, обозначающие предмет или явление (происхождение речи) первобытный человек, обозначение предмета в не меньшей степени фиксировал и рисунком (происхождение письма). Письмо в свою очередь требовало раскрытия смысла рисунка с помощью дополнительной речевой информации. Из отдельных звуков речи возникали слоговые построения, которые являлись основой, так называемого слогового письма.

Для развития речи ребенка характерна форма возникновения речи первочеловека, который долгое время говорил слогами и лишь с возникновением письма речь развилась до чередующихся звуковых фонем. Ребенок долго говорит слогами, перебирает звуки, повторяет слоги, как бы "мурлычит" себе под нос, но затем, как будто включается маленький механизм речи и ребенок начинает говорить фразы, то есть переходит от слов к фразам. Этот механизм формирования речи у древнего человека был очень длительным, может несколько сотен лет, пока речевой аппарат у древнего человека не принял современное построение. В настоящее время, эту фазу развития речи, можно сказать с сумасшедшим ускорением, мы наблюдаем у ребенка в младенчестве в течении 4-х лет и если за это время речь у ребенка не развивается, то это является существенным отклонением в развитии.

Задача современного логопеда, следуя эволюции речи от звуков к слогу и далее к слову, помочь своевременно и в полной мере запустить механизм формирования речи ребенка.

Но, детям дошкольного возраста, а тем более младшего дошкольного возраста ужасно скучно произносить слоги. К сожалению, в этом возрасте практически невозможно понять цель многократного проговаривания слогов. Дети начинают отвлекаться, педагог нервничать, а родители тревожиться из-за того, что ребенку скучно на занятиях.

Именно этот фактор и подтолкнул меня к созданию компьютерного варианта сводных слоговых таблиц. Сам факт работы с компьютером вызвал живейший интерес у детей, и работа по автоматизации поставленных звуков стала проходить на более высоком и результативном уровне. Слоговые таблицы помогают обогатить содержание урока дополнительным материалом, расширить круг игровых заданий, сформировать у детей умение четко произносить звуки. Таблица служит своего рода средством обучения с опережением и помогает детям привыкнуть к графическому облику букв и слогов, быстрее их запомнить. Многократное повторение слогов, которые даются в таблицах созданных мною, не только облегчает речевую тренировку и ускоряет процесс введения звуков в речь, но и носит воспитательный характер.

История о злой волшебнице Квадратике, которая любит только квадраты и начертания букв, а всё живое ей неприятно заинтересовала детей. В этой истории говорится о том, что злая, коварная Квадратика пленила птиц, животных, насекомых и спрятала их за квадраты, на которых написала слоги. При правильном проговаривании слога дети не только помогают своему язычку, ускоряя процесс введения звуков в речь, но и освобождают из плена Квадратики живые существа. В благодарность за освобождение из плена живые существа одаривают детей песенками, которые помогают отдохнуть и набраться сил для дальнейшей борьбы (физкультминутки). Дети также узнают от педагога о жителях нашей планеты, об их образе жизни, местах обитания и т.п.

Проводить слоговые упражнения под ритм какой-либо мелодии, попросту - "петь слоговые песни" намного эффективнее и интереснее. Под сопровождение детских музыкальных инструментов (дудочки, металлофон, ложки, бубны, погремушки и т.д.) используемых при работе со слоговыми таблицами, снимается и мышечное, и психологическое напряжение, детям легче привыкнуть к новым звукам, свободнее ввести их в речь, развивается фонетический и фонематический слух, мелкая моторика, дыхание ребенка.

Слоговые таблицы, их строение, методы и формы работы с ними могут быть разнообразны, но, стимульный и наглядный материал должен захватывать ребенка, будить стремление не только четко звуки, но и сострадать, помогать ближним. Что, в свою очередь, позволит ориентировать ребенка на высшую ценность человека - реализацию своего творческого потенциала во взаимодействии с миром: природой, обществом.