Классный час "Войны не знали мы, и все же…"

Разделы: Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16 МБ)


Цель: формирование гражданской ответственности и патриотического сознания учащихся, через историю нашей страны.

Задачи:

- познакомить учащихся с исторически значимыми для страны датами и событиями;

- побудить у учащихся чувства гордости за свою страну, свой народ;

- воспитывать уважение к подвигам “воинов-освободителей”.

Оборудование.

  1. Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
  2. Презентация в программе Power Point.
  3. Фрагменты военной хроники, книжка раскладушка “Войны не знали мы, и всё же…”.
  4. Карточки с вопросами викторины.

Форма проведения: экскурсия в прошлое

Технологии: ИКТ, игровая, здоровьесберегающая.

Методы и приемы.

  • Демонстрация фрагментов кинохроники военных лет.
  • Рассказ учащихся с демонстрацией слайдовой презентации.
  • Погружение в прошлое (с помощью: музыки, презентации, песен, стихов)
  • Индивидуальная работа.
  • Работа с классом

Ход мероприятия

Тихо звучит фрагмент песни “Священная война”.

Ведущая 1:

Война — жесточе нету слова,
Война — печальней нету слова.
Война — святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.

Ведущая 2:

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Весь наш народ поднялся на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками: в военкоматы выстраивались очереди, на фронт уходили порой прямо со школьной скамьи. Поток добровольцев не иссякал всю войну.

Ведущая 1:

В тылу остались только женщины, дети, старики. Они работали на заводах, рыли окопы, строили оборонительные сооружения, гасили на крышах зажигательные бомбы, чтобы спасти от пожара свои дома. Десятки тысяч женщин, подростков, людей пожилого возраста встали к станкам, освоили тракторы, комбайны, автомобили взамен ушедших на фронт мужей, отцов и сыновей.

Ведущая 2:

Главным девизом всей страны стало: “Всё для фронта, всё для победы!” В тылу самоотверженно работали для фронта, на фронте сражались за тех, кто остался дома.

Приветствие ветерана Великой Отечественной Войны Бурых Ивана Григорьевича.

Звучит песня в исполнении ученицы Анастасии Фроловой: “Майский вальс” Автор текста (слова) - Ясень М., композитор (музыка) - Лученок И. Приложение 1

Ведущая 1:

Часто в жизнь города врывалась сирена воздушной тревоги — это означало, что город подвергся нападению с воздуха. Жители прятались в бомбоубежища: в метро, в подвалы, хотя бывало, что бомбы попадали и туда.

Ведущая 2:

Несмотря на героическое сопротивление, враг неудержимо приближался к Москве. Начались срочные меры по обороне столицы: рылись окопы, возводились проволочные заграждения, устанавливались “ежи” — противотанковые сооружения. Чтобы обмануть немецких летчиков, бомбивших Москву, на Кремлёвской стене были нарисованы дома и деревья. Не блестели золотом купола Кремля: их покрыли чёрной краской, а стены замазали зелёными и чёрными полосами. Путь вражеским самолётам преграждали и наши истребители: именно над Москвой лётчик Виктор Талалихин совершил первый в истории авиации ночной таран.

Ученица: (читает стихотворение А. Екимцева “Поэт”).

Где-то под лучистым обелиском,
От Москвы за тридевять земель,
Спит гвардеец Всеволод Багрицкий,
Завернувшись в серую шинель.
Где-то под березою прохладной,
Что мерцает в лунном далеке,
Спит гвардеец Николай Отрада
С записною книжкою в руке.
И под шорох ветерка морского,
Что зарей июльскою согрет,
Спит без пробужденья Павел Коган
Вот почти уж шесть десятков лет.
Ив руке поэта и солдата
Так вот и осталась на века
Самая последняя граната —
Самая последняя строка.
Спят поэты — вечные мальчишки!
Им бы завтра на рассвете встать,
Чтобы к запоздавшим первым книжкам
Предисловья кровью написать!

Ведущая 1:

Ожесточённые бои шли и на земле. На подступах к Москве сражалась дивизия под командованием генерала Панфилова. У железнодорожного разъезда Дубосеково двадцать восемь наших солдат с политруком Василием Клочковым во главе остановили фашистскую танковую колонну. Василий Клочков перед началом жестокого боя произнёс фразу, ставшую исторической: “Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва”.

Почти все герои-панфиловцы, защищавшие разъезд Дубосеково, погибли, но не пропустили танки врага к Москве.

Ведущая 2:

Утром 6 декабря прозвучал приказ о контрнаступлении. Тихо двигались вперёд бойцы в белых маскировочных халатах. Но вот долгожданная команда к атаке. К рассвету красноармейцы прорвали оборону противника. Застигнутый врасплох враг под ударами красноармейцев начал откатываться назад. Красная Армия освободила тысячи деревень, посёлков, такие города, как Клин, Калинин (Тверь), Калуга, Истра. Страна выстояла в самые страшные месяцы войны. Но остановить врага удалось ценой огромных человеческих усилий.

Выступление ветерана Великой Отечественной Войны Бурых Ивана Григорьевича “Воспоминание о прошлом…”.

Ученик 1: (читает стихотворение)

Мы все уставы знаем наизусть.
Что гибель нам?

Мы даже смерти выше.
В могилах мы построились в отряд
И ждем приказа нового. И пусть
Не думают, что мертвые не слышат,
Когда о них потомки говорят.

Ученик 2: (читает письмо)

Письмо солдата

Баян умолк. Всё стихло. В Ленинской комнате солдаты склонились над листками. Письма пишут. И тот, кто не любит писать, пишет. Новостей-то! У старослужащих в письмах больше вопросов. Что нового в колхозе, на заводе? Им важно знать, что их ждёт дома.

Молодые вопросов не задают. Они недавно из дому. Для них здесь каждый день – новость, каждый час – открытие.

За окном ночь. Слышно, как в тёмные стёкла осторожно царапается голыми ветками клён. Тишина. Солдат пишет письмо. Он пошлёт его братишке, другу, матери. Он пишет на конверте адрес. Конверты все одинаковые – синие. И треугольные штампы одинаковые: “Солдатское. Бесплатное”.

Помнит солдат вот такие же конверты с таким же штампом. Они хранятся у матери в заветной шкатулке. Но их мало. Больше треугольных конвертов. Треугольники с фронта, бесценные весточки от деда. Выводит солдат адрес на конверте со штампом “Солдатское. Бесплатное”. Ждут этот конверт друг, братишка, невеста. Ждёт мать от сына письмо. Солдатское. Бесценное.

В. Муратов

Ученица: (читает стихотворение)

Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди;
Жди, когда снега метут;
Жди, когда жара.
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет.
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не жалей добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня.
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди - и с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло. -
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: "Повезло".
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил - будем знать
Только мы с тобой.
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Ученик 1: (читает стихотворение)

Мы победим.

Мои - слова,
Моя - над миром синева,
Мои - деревья и кусты,
Мои - сомненья и мечты.

Пусть на дыбы встает земля,
Вопит, и злобствует, и гонит -
Меня к своим ногам не склонит,
Как в бурю - мачты корабля.

Я буду жить, как я хочу:
Свободной птицею взлечу,
Глазам открою высоту,
В ногах травою прорасту,

В пустынях разольюсь водой,
В морях затрепещу звездой,
В горах дорогой пробегу.
Я - человек, я - все смогу

Ведущий 1:

- В заключении нашего мероприятия, нам бы хотели задать вам вопросы.

Вопросы для викторины: (Викторина проводят ведущие)

1. Как долго продолжалась Великая Отечественная война?
2. Когда началось наступление Красной Армии под Сталинградом?
3. Кто совершил первый ночной таран в небе Москвы?
4. Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда?
5. Почему войну против Советского Союза в Германии первоначально называли “молниеносной”?
6. Почему дорогу через Ладожское озеро называли Дорогой Жизни?
7. Дайте объяснение следующих слов: “аэростат”, “бомбардировщик”, “оборона”.
8. Что означает слово “рейхстаг”?
9. О каких событиях Великой Отечественной войны повествуют следующие строки:
10. Чьи слова?

Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков,
И в сердцах будут жить двадцать восемь
Самых храбрых твоих сынов.

(Марк Лисянский)

Заключительное слово учителя:

Выражаем огромную благодарность нашему ветерану Ивану Григорьевичу, за оказанную честь присутствовать на нашем мероприятии, желаем Вам Иван Григорьевич долгих лет жизни и крепкого Сибирского здоровья.

С каждым годом – все дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одним из самых тягчайших испытаний, которое с честью выдержала наша страна. Наш долг – хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви к своему Отечеству и передать это следующим поколениям.

Ведущий 1:

- Наше мероприятие, подошло к концу и мы сейчас хотим посветить Ивану Григорьевичу песню и вальс в исполнении наших учащихся.

Звучит песня в исполнении ученицы Анастасии Фроловой: “Случайный вальс” “Войны не знали мы, и всё же…”.

Приложение 2

Автор слов - Долматовский Е., композитор - Фрадкин М.

Под звуки вальса пара, танцует.

Рефлексия:

Что нового узнали сегодня?

Чем понравилось это мероприятие?

Пожелание нашему ветерану (в виде писем).