Вход в Личный кабинет

Урок литературы в 8-м классе "В сомнениях, человек, воздержись?!"

Разделы: Преподавание литературы


Класс: 8 (программа «Школа – 2100»)

Тип урока: урок – диспут

Цели урока:

Обучающие:

  • познакомить с творчеством А.П.Чехова и поэзией поэтов 19 и 20 века;
  • проанализировать рассказы Маленькой трилогии, как рассказы о человеческих сомнениях.

Развивающие:

  • продолжить обучение выразительному чтению, устному монологическому высказыванию;
  • развивать навыки анализа прозаического текста, умение наблюдать, обобщать и делать выводы;
  • расширить литературный кругозор учащихся.

Воспитательные:

  • на основе рассказов выявить, что дает человеку сомнение;
  • помочь учащимся познать себя и обрести свое место в жизни;
  • понять, что есть добро и что есть зло.

Оборудование урока: мультимедийная установка с материалами урока.

Ход урока

1. Организационный момент

Слайд 2, 3, 4, 5, презентация.

Слово учителя: Добро пожаловать в «Дом без стен». Само название символично. Дом без стен – это сценическое пространство театра. Дом без стен – это окружающий нас мир, это сам человек со своим духовным «Я». Пусть каждый из вас внесет в него свою творческую индивидуальность, свою неповторимую личность.

Уроки литературы в этом году построены как некое театральное действие, которое состоит из пролога, трех действий и финала-эпилога, объединенных одной мыслью В.Шекспира «Мир – театр, люди - актеры».

Все мы люди разные, и каждый имеет право на собственное суждение собственное мнение, свою оценку, свой взгляд на человека – свойства размышляющего человека. Исходя из этого, выслушаем противоречивые суждения Оптимиста и Пессимиста.

Слайд 6, презентация.

Сценка. Пессимист и Оптимист ведут спор о вреде и пользе сомнений в жизни человека.

- В чем основная мысль спора? (Сомнение, по мысли Пессимиста, отравляет жизнь человека, делает его слабым; по мысли же Оптимиста, сомнение дает человеку импульс к развитию)
Думается, что в душе и сознании самого Чехова тоже шла борьба и что писателя одолевали сомнения, каким должен быть человек? Какое добро он должен делать? Что это за борьба, которую нужно вести? Против кого эта борьба?

Слайд 7, презентация.

Словарная работа

Сомнение

  1. Неуверенность в истинности чего-нибудь, отсутствие твердой веры в кого-нибудь.
  2. Затруднение, недоумение при разрешении какого-нибудь вопроса.

Слайд 8, презентация.

2. Введение в тему.

В сомнениях, человек, воздержись?!

Слайд 9, презентация.

Слово учителя. Сегодня на уроке мы рассмотрим рассказы А.П.Чехова из «Маленькой трилогии» - «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» как рассказы о человеческих сомнениях.

- Что объединяет эти рассказы в трилогию? (герой, рассказчик – слушатель – действующее лицо; конструкция – рассказ в рассказе; общий образ человека в «футляре»)

Предыстория - Два приятеля-охотника, расположившись на ночлег, рассказывают друг другу разные истории. Это Иван Иванович с довольно странной фамилией Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин, который считает, что людей «одиноких по натуре», которые, как рак-отшельник, стараются уйти в свою скорлупу «на этом свете немало».

Слайд 10, презентация.

- О ком он рассказывает? (Об учителе греческого языка Беликове: внешний вид; обстановка в квартире; вещи; его речь; жизненные принципы)

- Отчего Беликов умирает? Зачитайте эпизоды, которые доказывают, что после его смерти «беликовщина» осталась. (…Все испытали чувство удовольствия, чувство свободы. Но жизнь в этом городе не стала лучше. Беликов умер, а сколько таких человеков в футляре осталось, сколько еще будет! – говорит Буркин)

Слайд 11, презентация.

«Беликовщина» - бесцельное, бессмысленное существование, изолирование от деятельной энергии своего народа.

- Есть ли духовное родство между Беликовым и Буркиным?

- Является ли Буркин человеком сомневающимся?

- Какой вывод делает Иван Иванович? ( А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, и играем в винт – разве это не футляр?..)

- Согласны вы с ним?

Физкультминутка.

Слайд 12, презентация.

Следующую историю рассказывает Иван Иванович. Рассказ называется «Крыжовник».

- О ком Иван Иванович повествует? ( О своем брате, который в жизни хотел только одного - иметь дом с крыжовником. Чехов показывает, как люди, не занятые полезной общественной деятельностью, не умеющие по-настоящему трудиться, ограничивают себя малой задачей, создают иллюзии цели, расходуют энергию, молодость на её выполнение)

Слайд 13, презентация.

- Действительно ли то, что кажется ему счастьем, является истинным счастьем для человека? Сомневается ли сам Николай Иванович или доволен собой? ( Николай Иванович обнаруживает высокое человеческое чувство – любовь к свободе, но это чувство укладывается в футляр, и понятие о счастье человека суживается до крохотного счастья собственника... Достижение узенькой цели вытравило из него все человеческое и которое привело к скотоподобной жизни)

- А Иван Иванович сомневается ли в том, что его брат достиг истинного счастья? Счастлив ли он сам? Воплотил ли в жизнь какие-либо из своих убеждений? ( Он критически осмысливает весь неразумный путь брата к достижению нищенской цели. В итоге он говорит,что «как много довольных счастливых людей!..», но он не принимает спокойствие современной общественной жизни, стремится разбудить у слушателей дух протеста…Он предлагает как один из способов борьбы и переустройства: «Делайте добро», но при этом сам решительно ничего не делает, а только бранит себя и признаётся: «Я уже стар и не гожусь для борьбы, я не способен даже ненавидеть. Я только душевно, раздражаюсь, досадую, по ночам у меня болит голова от наплыва мыслей, и я не могу спать… Ах, если бы я был молод!»

- Как к нему относится автор? ( Наверное, в душе и сознании самого Чехова тоже шла борьба и его тоже одолевали сомнения: каким должен быть человек? Какое добро он должен делать? Что за борьба, которую надо вести и с кем?)

Слайд 14, презентация.

Чтение наизусть стихотворения П.А.Вяземского «Жизнь наша в старости – изношенный халат» (читает заранее подготовленный ученик)

Жизнь наша в старости - изношенный халат:
И совестно носить его, и жаль оставить;
Мы с ним давно сжились, давно, как с братом брат;
Нельзя нас починить и заново исправить.

Как мы состарились, состарился и он;
В лохмотьях наша жизнь, и он в лохмотьях тоже,
Чернилами он весь расписан, окроплен,
Но эти пятна нам узоров всех дороже;

В них отпрыски пера, которому во дни
Мы светлой радости иль облачной печали
Свои все помыслы, все таинства свои,
Всю исповедь, всю быль свою передавали.

На жизни также есть минувшего следы:
Записаны на ней и жалобы, и пени,
И на нее легла тень скорби и беды,
Но прелесть грустная таится в этой тени.

В ней есть предания, в ней отзыв наш родной
Сердечной памятью еще живет в утрате,
И утро свежее, и полдня блеск и зной
Припоминаем мы и при дневном закате.

Еще люблю подчас жизнь старую свою
С ее ущербами и грустным поворотом,
И, как боец свой плащ, простреленный в бою,
Я холю свой халат с любовью и почетом.

(Между 1875 и 1877)

- Сравните душевное состояние лирического героя в стихотворении П.А.Вяземского и Ивана Ивановича. Кто из них вспоминает свое прошлое с умилением, а кто с недовольством? Верно ли утверждение, что в старости возможен лишь пессимистический взгляд на жизнь? От чего зависит то, в каком душевном состоянии пребывает каждый человек в старости?

Слайд 15, презентация.

Слово учителя. Следующий рассказ А.П.Чехова «О любви» вновь обращает наше внимание на то, что приносят сомнения человеку, какую роль они могут сыграть в жизни человека.

- Что нам известно об Алёхине из предыдущего рассказа?

- Как перекликается его история с историей Николая Ивановича?

- Какую угрозу видит автор для своего героя, человека благородного и благодарного, умного, образованного, искреннего и чувствительного? (автор боится, что Алехин, которому он симпатизирует, пойдет по пути Беликова и Николая Ивановича, найдя свой футляр в виде этой усадьбы, где он тяжко трудится, крутится, как белка в колесе, ничего больше не видит, а ему уже сорок лет)

Слайд 16, презентация.

- История любви Алехина и Анны Алексеевны. Чем могло бы стать это чувство для чеховских героев? Какие сомнения их одолевали? Осуждаете ли вы героев за их сомнения? К какому выводу Алехин приходит в конце рассказа?

Вывод: Человек, считает Чехов, не должен жить "в футляре", а "футляр" может принимать любую форму: в данном случае это "футляр" условностей, внешних приличий, ненужных рассуждений и т.д.

Индивидуальное задание.

- Попробуйте найти внутреннюю эмоциональную связь между рассказом А.П.Чехова "О любви" и стихотворением В.Тушновой "Мы шли пустынной улицей вдвоём".

Слайд 17, презентация.

Ученица читает наизусть стихотворение В.Тушновой "Мы шли пустынной улицей вдвоём".

Мы шли пустынной улицей вдвоём
В рассветный час, распутицу кляня.
И, как всегда, под самым фонарём
Ты вдруг решил поцеловать меня.
А нам с тобой навстречу в этот миг
Весёлые студенты, как на грех:
Мы очень, видно, рассмешили их -
Так дружно грянул нам вдогонку смех.
Их разговор примерно был таков:
- Видали вы подобных чудаков?
- И впрямь чудак, ведь он не молод:- Да,
Но и она совсем не молода!
Ты сердишься за дерзкие слова?
Но что же делать - молодёжь права.
Попробуй на меня когда-нибудь
Пристрастным взглядом юности взглянуть.
Давай простим их неуместный смех:
Ну, где ж им знать, что мы счастливей всех?
Ведь им прожить придётся столько лет,
Пока поймут, что старости-то нет!

- Что общего есть в стихотворении Тушновой и рассказе Чехова? (Человек не должен жить в «футляре», а «футляр» может принимать любую форму, в этом рассказе это футляр условностей, внешних приличий, для чувства, любви)

Слайд 18, презентация.

Заполнение таблицы

«Человек в футляре»

« Крыжовник »

« О любви »

Футляр защищает от жизни, это символ духовной инертности.

Футляр – усадьба – идеал покоя, бездумного существования, крыжовник – символ плотского, физиологического счастья.

Футляр для чувства, для любви. Этот футляр до неба. Он символ страха жить не как все, гибели любви, личности.

Слайд 19, презентация.

3. Итог урока:

- Чем же были сомнения для чеховских героев мучением, которое привело к слабости и внутреннему разладу, или необходимым условием для развития, более глубокого понимания жизни и назначения человека, для усовершенствования самого себя?

Слайд 20, презентация.

Вывод. Сомнения для героев были мучительны, но через эти мучения человек мыслящий и приходит к постижению своих собственных целей и смысла своего бытия. Даже если герои Чехова не знают, что делать им в этом мире, как действовать, они, благодаря этим сомнениям, уже не смогут стать мещанами, для которых главное в жизни – огород и крыжовник и которые каждое слово изрекают как неоспоримую истину. Автор убеждает нас в том, что нельзя смиряться с пустой, бесцельной жизнью, надо «исходить от высшего», надо бороться за красоту, любовь и свободу.

Обратимся к эпиграфу урока:

«…Если в жизни есть смысл и цель, то смысл и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!» А.П.Чехов

Слайд 21, презентация.

4. Домашнее задание:

Написать сочинение-миниатюру на одну из тем.

  • "Кто такие "футлярные люди"?"
  • "Счастливые и несчастливые герои "маленькой трилогии".