Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок литературы в 8-м классе "В сомнениях, человек, воздержись?!"

Разделы: Преподавание литературы


Класс: 8 (программа «Школа – 2100»)

Тип урока: урок – диспут

Цели урока:

Обучающие:

  • познакомить с творчеством А.П.Чехова и поэзией поэтов 19 и 20 века;
  • проанализировать рассказы Маленькой трилогии, как рассказы о человеческих сомнениях.

Развивающие:

  • продолжить обучение выразительному чтению, устному монологическому высказыванию;
  • развивать навыки анализа прозаического текста, умение наблюдать, обобщать и делать выводы;
  • расширить литературный кругозор учащихся.

Воспитательные:

  • на основе рассказов выявить, что дает человеку сомнение;
  • помочь учащимся познать себя и обрести свое место в жизни;
  • понять, что есть добро и что есть зло.

Оборудование урока: мультимедийная установка с материалами урока.

Ход урока

1. Организационный момент

Слайд 2, 3, 4, 5, презентация.

Слово учителя: Добро пожаловать в «Дом без стен». Само название символично. Дом без стен – это сценическое пространство театра. Дом без стен – это окружающий нас мир, это сам человек со своим духовным «Я». Пусть каждый из вас внесет в него свою творческую индивидуальность, свою неповторимую личность.

Уроки литературы в этом году построены как некое театральное действие, которое состоит из пролога, трех действий и финала-эпилога, объединенных одной мыслью В.Шекспира «Мир – театр, люди - актеры».

Все мы люди разные, и каждый имеет право на собственное суждение собственное мнение, свою оценку, свой взгляд на человека – свойства размышляющего человека. Исходя из этого, выслушаем противоречивые суждения Оптимиста и Пессимиста.

Слайд 6, презентация.

Сценка. Пессимист и Оптимист ведут спор о вреде и пользе сомнений в жизни человека.

- В чем основная мысль спора? (Сомнение, по мысли Пессимиста, отравляет жизнь человека, делает его слабым; по мысли же Оптимиста, сомнение дает человеку импульс к развитию)
Думается, что в душе и сознании самого Чехова тоже шла борьба и что писателя одолевали сомнения, каким должен быть человек? Какое добро он должен делать? Что это за борьба, которую нужно вести? Против кого эта борьба?

Слайд 7, презентация.

Словарная работа

Сомнение

  1. Неуверенность в истинности чего-нибудь, отсутствие твердой веры в кого-нибудь.
  2. Затруднение, недоумение при разрешении какого-нибудь вопроса.

Слайд 8, презентация.

2. Введение в тему.

В сомнениях, человек, воздержись?!

Слайд 9, презентация.

Слово учителя. Сегодня на уроке мы рассмотрим рассказы А.П.Чехова из «Маленькой трилогии» - «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» как рассказы о человеческих сомнениях.

- Что объединяет эти рассказы в трилогию? (герой, рассказчик – слушатель – действующее лицо; конструкция – рассказ в рассказе; общий образ человека в «футляре»)

Предыстория - Два приятеля-охотника, расположившись на ночлег, рассказывают друг другу разные истории. Это Иван Иванович с довольно странной фамилией Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин, который считает, что людей «одиноких по натуре», которые, как рак-отшельник, стараются уйти в свою скорлупу «на этом свете немало».

Слайд 10, презентация.

- О ком он рассказывает? (Об учителе греческого языка Беликове: внешний вид; обстановка в квартире; вещи; его речь; жизненные принципы)

- Отчего Беликов умирает? Зачитайте эпизоды, которые доказывают, что после его смерти «беликовщина» осталась. (…Все испытали чувство удовольствия, чувство свободы. Но жизнь в этом городе не стала лучше. Беликов умер, а сколько таких человеков в футляре осталось, сколько еще будет! – говорит Буркин)

Слайд 11, презентация.

«Беликовщина» - бесцельное, бессмысленное существование, изолирование от деятельной энергии своего народа.

- Есть ли духовное родство между Беликовым и Буркиным?

- Является ли Буркин человеком сомневающимся?

- Какой вывод делает Иван Иванович? ( А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, и играем в винт – разве это не футляр?..)

- Согласны вы с ним?

Физкультминутка.

Слайд 12, презентация.

Следующую историю рассказывает Иван Иванович. Рассказ называется «Крыжовник».

- О ком Иван Иванович повествует? ( О своем брате, который в жизни хотел только одного - иметь дом с крыжовником. Чехов показывает, как люди, не занятые полезной общественной деятельностью, не умеющие по-настоящему трудиться, ограничивают себя малой задачей, создают иллюзии цели, расходуют энергию, молодость на её выполнение)

Слайд 13, презентация.

- Действительно ли то, что кажется ему счастьем, является истинным счастьем для человека? Сомневается ли сам Николай Иванович или доволен собой? ( Николай Иванович обнаруживает высокое человеческое чувство – любовь к свободе, но это чувство укладывается в футляр, и понятие о счастье человека суживается до крохотного счастья собственника... Достижение узенькой цели вытравило из него все человеческое и которое привело к скотоподобной жизни)

- А Иван Иванович сомневается ли в том, что его брат достиг истинного счастья? Счастлив ли он сам? Воплотил ли в жизнь какие-либо из своих убеждений? ( Он критически осмысливает весь неразумный путь брата к достижению нищенской цели. В итоге он говорит,что «как много довольных счастливых людей!..», но он не принимает спокойствие современной общественной жизни, стремится разбудить у слушателей дух протеста…Он предлагает как один из способов борьбы и переустройства: «Делайте добро», но при этом сам решительно ничего не делает, а только бранит себя и признаётся: «Я уже стар и не гожусь для борьбы, я не способен даже ненавидеть. Я только душевно, раздражаюсь, досадую, по ночам у меня болит голова от наплыва мыслей, и я не могу спать… Ах, если бы я был молод!»

- Как к нему относится автор? ( Наверное, в душе и сознании самого Чехова тоже шла борьба и его тоже одолевали сомнения: каким должен быть человек? Какое добро он должен делать? Что за борьба, которую надо вести и с кем?)

Слайд 14, презентация.

Чтение наизусть стихотворения П.А.Вяземского «Жизнь наша в старости – изношенный халат» (читает заранее подготовленный ученик)

Жизнь наша в старости - изношенный халат:
И совестно носить его, и жаль оставить;
Мы с ним давно сжились, давно, как с братом брат;
Нельзя нас починить и заново исправить.

Как мы состарились, состарился и он;
В лохмотьях наша жизнь, и он в лохмотьях тоже,
Чернилами он весь расписан, окроплен,
Но эти пятна нам узоров всех дороже;

В них отпрыски пера, которому во дни
Мы светлой радости иль облачной печали
Свои все помыслы, все таинства свои,
Всю исповедь, всю быль свою передавали.

На жизни также есть минувшего следы:
Записаны на ней и жалобы, и пени,
И на нее легла тень скорби и беды,
Но прелесть грустная таится в этой тени.

В ней есть предания, в ней отзыв наш родной
Сердечной памятью еще живет в утрате,
И утро свежее, и полдня блеск и зной
Припоминаем мы и при дневном закате.

Еще люблю подчас жизнь старую свою
С ее