Рейтинг@Mail.ru

Система психолого-педагогической поддержки предпрофильной и профильной подготовки учащихся

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


В концепции городской экспериментальной площадки, куда включен наш Центр образования», «Организация и психологическое сопровождение профориентации и учащейся молодежи» отмечается: интеграция существующих психодиагностических средств и развивающих методов в единый полипрофилирующий комплекс позволяет создать такую систему профоринтации молодежи на этапе школьного обучения, которая повысит конкурентоспособность молодого человека в рыночных условиях. [1]

С учетом вышеизложенных задач и строится психолого-педагогическое сопровождение процесса реализации предпрофильного и профильного обучения, самоопределения и социализации учащихся Центра образования № 771. Так, в текущем учебном году был проведен комплекс мероприятий со всеми участниками образовательного процесса, включающий в себя просветительский, развивающий, психодиагностический и консультационный блоки профориентационной работы. Центральное место в предпрофильной подготовке занял курс для учащихся 9-х классов «Психология и выбор профессии» ( авт.: Г.В.Резапкина), включенный в сетку расписания уроков. Опыт работы показал, что, несмотря на проявленный интерес девятиклассников к урокам «Психология и выбор профессии»,  достичь цели программы: формирование у учащихся реалистичного взгляда на выбор профессии с учетом их возможностей и требований рынка [4], удалось не полностью. Причин несколько:

  • несогласованность во времени окончания курса (май) и сроков подачи заявлений о выборе будущего профиля обучения (декабрь);
  • низкий уровень знаний учащихся о мире труда и профессий (в программе курса – это второе полугодие);
  • отсутствие практики соотнесения своих способностей с возможностями и желаниями (отдельные пробы в рамках курса  не формируют необходимый навык, нужна системная практика).

Итогом нашей работы в ГЭП «Организация и психологическое сопровождение профориентации и учащейся молодежи» текущего года стала Программа развивающих профориентационных классных часов в 1-11 классах, направленная на нивелирование значения указанных факторов.

ПРОГРАММА
развивающих  профориентационных классных  часов  в  1-11 классах

Важным адаптивным умением личности является способность выстраивать траекторию своей жизненной карьеры и осуществлять осмысленные действия по её реализации в тех средовых условиях, в которых она существует. Сегодня постоянные изменения стали нормой жизни современного общества, в котором профессиональная деятельность личности занимает ключевое значение. Правильное формирование профиля значимых  для учащегося компетенций – основа основ планирования будущей карьеры. Это вопрос стратегии и выстраивания линии развития личности на много лет вперед.

Важную роль в планировании карьеры играет профильное обучение, которое предполагает предпрофильную подготовку. Но дифференциация на более раннем этапе обучения требует и более ранней постановки цели: на кого учиться? Многочисленные опросы родителей свидетельствуют, что далеко не все из них могут с уверенностью определить склонности своих детей, в то время, как вопрос о ранней профориентации и профилизации поднимается ими уже в начальной школе.

Профилизация тесно связана с понятием «выбор» и «самоопределение». И то и другое в полной мере доступно зрелой личности. Но  наступление физической зрелости, гражданской зрелости, умственной зрелости и трудоспособности во времени не совпадают. В свою очередь научно-технический прогресс диктует необходимость профессиональной мобильности, а статистика рынка труда говорит о том, что перемещения в рамках профессии происходит более интенсивно, чем за ее пределами. Поэтому, осуществляя психолого-педагогическую поддержку школьников в вопросах выбора профессии, а на более ранней стадии – профильного обучения – целесообразно учитывать оба вышеуказанных фактора. Необходимо  помочь учащимся выработать навыки профессиональной мобильности, основанные на умении использовать преимущества своих личностных характеристик и не терять из поля зрения потенциальные возможности, необходимые для осуществления или изменения своих профессиональных планов.

Так как профильное обучение является подготовкой к выбору деятельности в рамках того или иного предметного направления, а не выбором  профессии, то разнонаправленными являются и задачи на этапах предпрофильной и профильной подготовки учащихся. Поэтому профильная подготовка включает в себя развитие способностей учащихся в определенной предметной области, т.е является конкретно направленной деятельностью, а предпрофильная подготовка – напротив – расширяет поле зрения детей о возможностях выбора своего будущего профессионального пути.

Решая задачу создания системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся необходимо учитывать, что формирование и развитие компетентностей осуществляется по определенным ступеням, соответствующим этапам образования. Ученические компетенции являются своеобразным фундаментом личностных, а личностные – профессиональных. На каждой ступени происходит некое «приращение» содержания.

Чтобы достичь эффективных результатов реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения, нужно пошагово пройти с учащимися этапы их взросления, создать среду, в которой могли бы проявиться и развиться их склонности и способности.

С точки зрения профессиональной зрелости, выпускник школы должен: уметь самостоятельно принимать решения; иметь широкие представления о мире профессий; адекватно соотносить свои способности с выбираемой сферой деятельности; уметь планировать карьеру и быть мотивированным к трудовой деятельности.

Важную роль в формировании у учащихся предпосылок к осмысленному подходу относительно своего профессионального будущего играет широкий кругозор и информированность о мире профессий. Этот спектр работы может быть реализован через совместную работу психолога и классных руководителей. Объединяющим элементом являются развивающие классные часы, на которых реализуется предлагаемая Программа  для учащихся 1-11 классов, с учетом их возрастных особенностей, основанная на принципах непрерывности и поэтапности.

Цель  программы: пропедевтика в курс предпрофильной и профильной подготовки учащихся, создание системы поддержки, содействующей их самоопределению.

Задачи  программы:

  • Расширение кругозора и систематизация представлений учащихся о мире профессий.
  • Помощь учащимся в определении их склонностей и способностей, информирование о возможности их реализации.
  • Создание условий для пробы сил учащихся в разных  профессиональных областях.
  • Профинформирование учащихся о путях получения профессий и ситуации на современном рынке труда.
  • Содействие осознанному профессиональному самоопределению учащихся.

Ожидаемый  результат

Решение этих задач поможет всестороннему личностному развитию учащихся; формированию и коррекции их мотивационной сферы; развитию их склонностей и способностей; развитию самосознания учащихся.

Целевая аудитория: учащиеся 1 – 11 классов.

Продолжительность: программа  рассчитана на 74 занятия.

Периодичность: 1-10 классы: 7занятий/ год, 11 классы: 4 занятия/ год.

Структура занятий:

  • Каждый учебный год начинается вводным занятием (1), тематика которого определяется характерными возрастными особенностями (новообразованиями) учащихся на данном этапе обучения.
  • Далее проводятся пять профориентационных классных часов, в соответствии с «классификацией профессий» Климова по предмету труда: (2) занятие – «человек–человек»,  (3) занятие – «человек–знак», (4) занятие – «человек –техника», (5) занятие – «человек–природа», (6) занятие – «человек–художественный образ». На каждом классном часе разбирается одна профессия (её история, содержание труда, условия, функционал, необходимые требования, известные люди данной профессии и т.п.) Важным элементом каждого классного часа является практическое задание, направленное на закрепление вводной темы через призму рассматриваемых профессий. См.презентацию к уроку: «Профессия «Учитель». Таким образом, в течение девяти лет учащиеся знакомятся с классификацией профессий, систематизируют  и закрепляют эти знания через пробу своих сил в том или ином направлении. Вводное занятие задает направленность на весь учебный год формируемой компетенции учащихся (см.программу). Алгоритм  направленности занятий в перспективе: от общего – к частному, т.е. чем младше класс – тем шире и проще представляемая информация.
  • (7) занятие – обобщающее, где подводится итог проведенных классных часов в течение учебного года, проводится рефлексия, ставятся задачи на следующий год. Это способствует формированию и развитию у учащихся навыков планирования и системного подхода к вопросам самоопределения, а в более широком смысле – алгоритма принятия жизненно-важных решений. Целесообразно приучить учащихся фиксировать свои результаты, выводы и интересные мысли в отдельной тетради. Можно начать постепенно формировать Портфолио профессионального самоопределения.

Содержание занятий:

  • В начальной школе мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению направлены на привлечение внимания детей  к миру их увлечений и хобби,  а так же надежд и ожиданий родителей. Важно, что работа с младшими школьниками ориентирована больше всего на знакомство с разнообразным миром профессий через яркие эмоциональные впечатления и конкретные понятия. Стратегическая цель этого этапа: Сформировать устойчивое представление о тесной связи учебных предметов с конкретными профессиями, развить  учебную мотивацию, познакомить детей с миром социальных и профессиональных отношений, воспитать любовь к труду.
  • На этапе среднего звена ведется работа, направленная на привлечение более пристального внимания ребят к сфере своих интересов, к понятиям «склонности» и «способности»,   к миру своих мечтаний и возможностей, на изучение индивидуальных особенностей учащихся. Большое место уделяется развитию навыков самонаблюдения и самопознания школьников, умению соотносить свои особенности с «хочу» и «могу». Цель этапа: сформировать у ребят умения объективно оценивать собственные силы, выявлять свои сильные стороны, позитивные качества, уметь  опираться на них и использовать для дальнейшего роста. В 8-9 классах – к вопросам долгосрочных и краткосрочных целей.
  • В 10-11 классах  и профориентационная, и развивающая работа направлена на формирование навыков самоанализа и рефлексии, умения соотнести свои личностные качества с выбираемой деятельностью, большое внимание отводится роли мотивации учащихся, алгоритмам выбора ВУЗов и построения профессиональной карьеры.

Поэтапное формирование осознанности и ответственности за свой выбор обеспечивается очередностью и направленностью развивающих классных часов, в соответствии, как уже говорилось, с возрастными особенностями учащихся. На протяжении всего года учащиеся имеют возможность не только познакомиться с указанными понятиями, но и оценить свои увлечения,  ожидания, склонности, способности через призму профессий, обзор которых дается на занятиях. Это помогает формировать у учащихся навыки самоанализа и рефлексии, что повышает степень осознанности выбора своего будущего.

Календарно-тематическое планирование

Целевая аудитория Направленность Название Сроки Итого часов
1-е классы
Человек
Техника
Знак
Природа
Художеств.образ
Вводное занятие «Мир профессий»
Профессия «Учитель»
Профессия «Повар»
Профессия «Секретарь»
Профессия «Лаборант»
Профессия «Музыкальный работник»
Обобщающее занятие
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Февраль
Март
Апрель
7 часов
2-е классы
Человек
Техника
Знак
Природа
Художеств.образ
Вводное занятие «Мои увлечения и хобби»
Профессия «Медсестра»
Профессия «Водитель»
Профессия «Библиотекарь»
Профессия «Озеленитель»
Профессия  «Модельер»
Обобщающее занятие
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Февраль
Март
Апрель
7 часов
3-е классы
Человек
Техника
Знак
Природа
Художеств.образ
Вводное занятие «Планета моих желаний»
Профессия «Воспитатель детского сада»
Профессия «Автомеханик»
Профессия «Архивариус»
Профессия «Ветеринар»
Профессия «Актер»
Обобщающее занятие
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Февраль
Март
Апрель
7 часов
4-е классы
Человек
Техника
Знак
Природа
Художеств.образ
Вводное занятие «Надежды моих родителей»
Профессия «Тренер»
Профессия «Военный»
Профессия «Инженер»
Профессия «Агроном»
Профессия «Певец»
Обобщающее занятие
Сентябрь

Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Февраль
Март
Апрель

7 часов
5-е классы
Человек
Техника
Знак
Природа
Художеств.образ
Вводное занятие «Сфера моих интересов»
Профессия «Продавец»
Профессия «Оператор ЭВМ»
Профессия «Бухгалтер»
Профессия «Биолог»
Профессия «Архитектор»
Обобщающее занятие
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Февраль
Март
Апрель
7 часов
6-е классы
Человек
Техника
Знак
Природа
Художеств.образ
Вводное занятие «Мои способности»
Профессия «Адвокат»
Профессия «Системный администратор»
Профессия «Переводчик»
Профессия «Эколог»
Профессия «Режиссер»
Обобщающее занятие
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Февраль
Март
Апрель
7 часов
7-е классы
Человек
Техника
Знак
Природа
Художеств.образ
Вводное занятие «Мои мечты, возможности и цели»
Профессия «Ведущий радио и телевидения»
Профессия «Энергетик»
Профессия «Корректор»
Профессия «Флорист»
Профессия «Художник-оформитель»
Обобщающее занятие
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Февраль
Март
Апрель
7 часов
8-е классы
Человек
Техника
Знак
Природа
Художеств.образ
Вводное занятие «Мои личностные качества и профессия»
Профессия «Дипломат»
Профессия «Технолог»
Профессия «Финансовый менеджер»
Профессия «Химик»
Профессия «Сценарист»
Обобщающее занятие
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Февраль
Март
Апрель
7 часов
9-е классы
Человек
Техника
Знак
Природа
Художеств.образ
Вводное занятие «Ответственность за мой выбор»
Профессия «Управленец»
Профессия «Программист»
Профессия «Логист»
Профессия «Кинолог»
Профессия «Искусствовед»
Обобщающее занятие
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Февраль
Март
Апрель
7 часов
10-е классы
Человек
Техника
Знак
Природа
Художеств.образ
Вводное занятие «Роль мотивации в моей жизни»
Специальности группы профессий «Ч–Ч»
Специальности группы профессий «Ч–Т»
Специальности группы профессий «Ч–З»
Специальности группы профессий «Ч–П»
Специальности группы профессий «Ч–Х.О»
Обобщающее занятие
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Февраль
Март
Апрель
7 часов
11-е классы Профинформирование

Информирование
Обучающий кл.час
Обучающий кл.час
Рынок труда. Рейтинг профессий.
Прогнозы
Правила приема в ВУЗы в текущем году
Алгоритм выбора ВУЗа
Стратегия и тактика построения профессиональной карьеры
Сентябрь
Ноябрь
Февраль
Март
4 часа
 Итого: 74 часа

Широкое внедрение в практику программы развивающих классных часов обеспечит не только повышение уровня пси­хологического развития учащихся в целом, но и зало­жит в них основы ключевых и личностных компетенций, обусловливающих развитие профессиональных компетенций выпускников.

Используемая литература:

  1. Городские экспериментальные площадки института психологии, социологии и социальных отношений в 2008-2009 учебном году. Опыт работы / Под ред. Е.С.Романовой. – М.: МГПУ, 2010. – 172с. Стр. 116
  2. Зеер Э.Ф. и др. Профориентология: Теория и практика. М.: 2004
  3. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для учителей – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»; ОАО «Московские учебники», 2010. – 256с.
  4. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2005 – 208с., ил.
  5. Рекомендации МЦО СУО. Психолого-педагогическое сопровождение профобразования в средней школе.