Урок в 1-м классе по программе "Истоки". Тема: "Серебряное копытце"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  1. Развитие коммуникативных способностей ( работа в паре, работа в группе, ориентация на взаимопонимание)
  2. Развитие способностей осуществлять выбор.
  3. Пополнить словарный запас.
  4. Присоединение к социокультурным результатам первого класса.

Материалы к уроку: Истоковский учебник, презентация к сказкам, деревянный домик, сказочные герои: Муренка и Козлик, сундучок, гирлянда, листок с заданием для активного занятия.

Ход урока

1. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправляемся в путешествие по нашей стране.

(Включаю презентацию, приложение.)

2. Живем мы с вами в большом государстве Россия. В нашей стране есть: густые леса, широкие поля, глубокие моря, извилистые реки, красивые озера, высокие горы. На территории нашей страны живет много народов со своей историей и культурой. Люди живут и на юге, и на севере, в горах, но большинство граждан России – это русские. И у каждого народа есть свои сказки. Это сказки, которые не имеют автора их сочинил народ.

С самого раннего детства человек слышит сказки. Их рассказывает бабушка, читает мама, смотрим по телевизору, а затем приходим в школу и уже сами их читаем.

(Ресурсный круг.)

Ребята, напишите на листочке народную русскую сказку, которая у вас самая любимая с детства.

- Дети пишут и кладут листочки в сундучок. Учитель проходит по группам и собирает листочки с ответами.

А теперь я посмотрю в сундучок
Ах как много русских народных сказок вы написали.
А теперь отгадаете сказки по картинкам.

(Включаю презентацию, приложение.)

Молодцы!

Много сказок вы узнали и вспомнили. И они были народными, т.е. сказки которые сочинил народ.

3. А сегодня мы вспомним авторскую сказку, которую написал Павел Петрович Бажов. Это Серебряное копытце Бажов П.П. родился на Урале в городе Сысерти в семье заводского мастера металлургического завода 27 января 1879 года.

Вчера было 132 года со дня его рождения. Бажов написал много сказок. Главная его книга «Малахитовая шкатулка» в ней 14 сказок, а всего их 56. Эта книга переведена на 100 языков.

(Появляется книга Бажова П.П. «Малахитовая шкатулка»)

А теперь откроем истоковский учебник на странице 58 и прочитаем отрывок из этой сказки.

Кто же главные герои сказки?

(Кокованя и Даренка)

Где они жили?

(В домике, балагане)

(Появляется на столе деревянный домик).

Почему дед назвал девочку «Подаренкой»?

На какое слово похоже «Подаренка»?

(Дар, подарок)

Как получилось, что Даренка стала для Коковани настоящим подарком?

(Дедушка давно уже жил один и хотел взять на воспитание парнишку, а вышло так, что взял девочку, у которой тоже ни кого не было. Так Даренка и стала внучкой деда Коковани. Девочка стала и помощницей и утешением для дедушки).

А почему Даренка пошла жить к Коковани?

(Дедушка был добрый А еще ее заинтересовала история про чудесного козлика, которого хотел увидеть дедушка)

Вспомните, а чем занимается дед Кокованя?

(Был охотником)

А с какими еще героями мы встретились в сказке?

(Муренка, козлик)

(Появляются игрушки «Муренка» и «козлик»).

А дедушка охотился на чудесного козлика?

(Нет, хотел посмотреть на него и отпустить)

А что интересного рассказывали про козлика?

(Правым передним копытцем выбивал драгоценные камни).

А вы верите, что козлик может бить копытцем и выбивать драгоценные камни?

Кто верит подымите руку? Кто не верит подымите руку?

Вот кто верит в то, что козлик может битькопытцем и выбивать драгоценные камни, значит ВЫ ВЕРИТЕ В ЧУДО.

И дедушка тоже верил в чудо.

ЧУДО - благодарность за веру.

Свершилось ли чудо в конце сказки? Какое?

(Да, появился козлик и стал выбивать копытцем драгоценные камни)

(Появляется гирлянда на домике).

Почему именно Кокованю и Даренку одарил козлик? За что? Почему?

(Они были добрыми людьми, и совершали добрые дела)

Заслужили ли Кокованя и Даренка такого чуда?

(Да)

А вы хотите что бы на уроке произошло ЧУДО?

(Да)

Тогда и мы должны потрудиться.

Перед вами лежит листок, прочитайте задание.

На листке напечатаны названия добрых качеств души человека. Выберите и подчеркните из них те, которыми должен обладать человек, для того чтобы научиться видеть в жизни чудеса.

(Самостоятельная работа на листах. Проверка в парах.)

4. Ребята, а волшебный сундучок приготовил для вас задание.

- Работа в группах

Нужно выбрать конверт с заданием. Командиры выбирают задание для группы.

В конверте лежат слова, но они рассыпались их нужно собрать и выбрать только добрые качества души.

Дети собирают слова и приклеивают их на бумагу.

Молодцы, вы выбрали и приклеили.

- Учитель открывает доску, а там нарисованный сказочный домик.

А это наш сказочный дом, в котором живут только добрые качества души. Так заселим его.

- Дети вывешивают свои слова в домик, а не нужные отдают волшебному сундучку на уничтожение.

Ребята, мы с вами потрудились, а теперь необходимо отдохнуть. Закройте глаза, положите голову на руки и усните. Может быть, когда вы проснетесь и произойдет чудо.

- Дети засыпают, а учитель достает большого козлика, который сверкает.

Ах, и с нами произошло ЧУДО. (Говорят дети)

5. Ведь доброе слово и в воде не тонет, и в огне не горит , и всегда поддерживает человека в трудную минуту. Так подарим друг другу добрые слова.

Ресурсный круг.

Дети встают в круг и говорят друг другу добрые слова.

А я хочу вам подарить драгоценные камушки, которые выбил козлик. Вы придете домой и подарите самому дорогому человеку камушек и добрые слова. А в классе подарим камушки нашим гостям.

6. Урок окончен.

Приложение 1