Урок внеклассного чтения по теме "Место народного творчества в "Вечерах на хуторе близ Диканьки Н.В. Гоголя "Майской ночи, или Утопленнице"". 5-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, всё, что народ может иметь оригинального, типического – всё это радужными цветами блестит в этих поэтических грёзах Гоголя.
В.Г. Белинский.

Цели:

  • расширить представления учащихся о жизни и творчестве Н.В. Гоголя;
  • показать удивительный мир, основанный на украинском творчестве: песнях, народных поверьях, сказках, особой лексике (свободный живой разговор);
  • рассмотреть, как решает писатель актуальную во все времена проблему добра и зла и как помогает извлечь нам нравственные уроки;
  • прививать любовь к чтению (литературе);
  • развивать творческие особенности детей, их фантазии через сплочение классного коллектива, формировать умения слушать и общаться.

Предварительная подготовка: (активно проходила в осенние каникулы)

  1. Знакомство со сборником повестей Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Совместное прочтение нескольких повестей учителем и учащимися.
  2. Чтение в классе и подробное обсуждение повести «Майская ночь, или Утопленница».
  3. Рисование иллюстраций к понравившимся эпизодам повести.
  4. Просмотр фильма, созданного по повести «Майская ночь, или Утопленница».
  5. Работа над инсценировками
    1. Ганна и Левко любуются природой.
    2. Левко, панночка, русалки.
  6. Разучивание украинских песен.
  7. Подбор классической музыки к данному уроку.
  8. Пошив костюмов для выступающих.

Оборудование для урока:

  • в центре доски – тема урока, ниже, справа – эпиграф, рядом плакат с фотопортретами Н.В. Гоголя, его родителей, друзей;
  • выставка иллюстраций к повести;
  • стенд с книгами Н.В. Гоголя и о нём;
  • костюмы участников инсценировок;
  • месяц, звезды, макет хаты;
  • фонограмма классической музыки.

Оформление класса: украшен звездами среди них висит месяц; у доски макет украинской хаты; стол учителя застелен украинской скатертью; на столе черный украинский хлеб, рядом солонка с солью.

Тип урока: внеклассное чтение.

Организационная форма: урок-театр.

Ход урока

I

Погружение в тему урока. Звучит музыка (А. Глазунов «От мрака к свету»). В это время учитель говорит: «Украина – колыбель великого писателя Н.В. Гоголя. «Малороссийские» песни и предания, обычаи и нравы, пословицы и поговорки – мир гоголевского детства. Став взрослым, он захотел написать обо всем, что было так мило и дорого сердцу.

Детские и юношеские воспоминания, чтение книг. Как все это пригодилось! Но Гоголю этого мало. И он пишет письмо матери.

Выразительное чтение письма к матери учеником.

«Почтейнейшая маменька, мой ангел-хранитель, теперь я вас прошу в свою очередь сделать для меня величайшее из одолжений. Вы имеете тонкий наблюдательный ум. Вы много знаете обычаев и нравов малороссиян наших, и потому, я знаю, вы не откажитесь сообщить мне их в нашей переписке. Это мне очень, очень нужно. Множество носится между простым народом поверья, страшных сказаний, преданий, разных анекдотов и прочее, и прочее, и прочее. Все это будет для меня чрезвычайно занимательно…» /апрель 1829 г./

Учитель. С такой же просьбой обращается он к сестре, к знакомым.

Так началась работа над повестями, которые составили потом книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки».

«Вечера…» – щедрая дань писателя любимой Украине.

II

Учитель. Тема нашего урока: « Место народного творчества в «Вечерах…» на примере повести «Майская ночь, или Утопленница», входящей в этот сборник.

(Запишите тему урока)

Писатель открыл читателю удивительный мир народной жизни, проникнутый романтикой народных преданий, весёлым лиризмом и задорным юмором.

А эпиграфом служат слова В.Г. Белинского… (Перепишите эпиграф к себе в тетрадь)

В ходе урока мы должны решить задачи:

  • Показать удивительный мир, основанный на украинском творчестве: сказках, песнях, народных поверьях, особой лексике (образовательная).
  • Рассмотреть, как решает писатель актуальную во все времена проблему добра и зла и как помогает извлечь нам нравственные уроки (воспитательная задача).

III

Анализ первой главы. Главные герои повести. Эпиграф.

Учитель. Представим себе раскинувшееся на берегу большого пруда, утопающее в зелени тихое украинское село.

Выразительное чтение наизусть учеником начала первой главы.

«Звонкая песня лилась рекою по улицам села. Было то время, когда утомленные дневными трудами и заботами парубки и девушки шумно собирались в кружок, в блеске чистого вечера, выливать своё веселье в звуки, всегда неразлучные с уныньем. И задумавшийся вечер мечтательно обнимал синее небо, превращая всё в неопределенность и даль».

Учитель. Этими словами начинается самая красивая и поэтическая повесть Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Вся повесть написана на русском языке, а открывается эпиграфом на украинском. Почему? (Писатель сразу же хочет погрузить нас в атмосферу украинского села, чтобы мы ясно представили себе украинские вышивки на одежде веселых жизнерадостных парубков и девчат, чтобы мы очаровались песенным складом украинской речи).

Учитель. Как вы понимаете выражение «…задумавшийся вечер»? (Вечер тихий, спокойный, опускающиеся сумерки поднялись до самого неба).

Учитель. С какими юными героями мы знакомимся в нашей повести? (Левко и Ганна).

Учитель. Какие они? Как относятся друг к другу? Почему мы так считаем? (Они жизнерадостные, добрые, любят друг друга. Это видно по словам, которые они говорят. Мы слышим признания в любви).

Учитель. Как Левко называет Ганну? (Галю, моя ясноокая красавица, гордая дивчина, моя красная калиночка, моя красавица).

Как Ганна называет Левко? (Чернобровый казак, милый чернобровый парубок).

Учитель. Ребята, мы недавно закончили изучать сказки. Похожи ли эти герои на сказочных? (Да, они добрые, веселые, честные, предприимчивые, борются против зла).

Учитель. Познакомимся с героями поближе.

IV

Инсценировка. (Входят «Левко» и «Ганна» в национальных костюмах. Они любуются природой).

Ганна: Левко, посмотри, вон-вон далеко мелькнули звездочки: одна, другая, третья, четвертая, пятая… Не правда ли, ведь это ангелы Божии поотворяли окошечки своих светлых домиков на небе и глядят на нас? Да, Левко? Ведь это они глядят на нашу землю? Что, если бы у людей были крылья, как у птиц, – туда бы полететь, высоко, высоко… Ух, страшно! Ни один дуб у нас не достанет до неба. А говорят, однако же, есть где-то, в какой-то далёкой земле, такое дерево, которое шумит вершиною в самом небе, и Бог сходит по нём на землю ночью перед светлым праздником.

Левко: Нет, Галю, у Бога есть длинная лестница от неба до самой земли. Её становят перед светлым воскресением святые архангелы, и как только Бог ступит на первую ступень, все нечистые духи полетят стремглав и кучами попадают в пекло, и оттого на Христов праздник ни одного злого духа не бывает на земле.

Учитель. В этом диалоге мы слышим разговор о борьбе добра со злом.

– Чем отличаются эти герои от сказочных? (На них национальные костюмы. Можно сказать, что это реальные лица. Мы можем их представить).

Учитель. Как герои относятся к окружающей природе? (Ганна и Левко тонко чувствуют природу, любят её. «Они замерли, очарованные…», – пишет Гоголь.

Учитель. Восхищаясь природой, молодые люди стремятся узнать то, что связано с местными поверьями. Левко рассказывает Ганне страшную легенду о доме на горе. Послушаем пересказ легенды об утопленнице.

V

Подробный пересказ легенды учеником.

«Возле леса, на горе, дремал с закрытыми ставнями старый, деревянный дом; мох и дикая трава покрывали его крышу; кудрявые яблони разрослись перед его окнами; лес обнимал своею тенью, бросал на него дикую мрачность…

Давно жил в этом доме сотник. У сотника была дочка, ясная панночка, белая как снег… Сотникова жена давно уже умерла; задумал сотник жениться на другой…

С этого берега кинулась панночка в воду, и с той поры не стало её на свете».

Учитель. Мы услышали, что совершилось зло. Но зло не только в страшном предании. Оказывается, у Левко есть страшный соперник. Кто он? (Родной отец, человек жадный, злобный). Какой он? (Пан-голова. Глуповат, хвастлив, тщеславен. Несмотря на свою старость, любит поухаживать за девушками. В селе он представитель власти, и «все село, завидевши его, берется за шапки». Но жители ненавидят его).

VI

Анализ юмористических эпизодов.

Учитель. От полного трагизма народного предания автор возвращает нас к повседневному быту, к лукавой шутке. Какие эпизоды повести показались вам смешными? Расскажите о них или прочитайте. (Смешно, когда читаешь о пьяном мужике, о разгулявшихся парубках, о пане-голове, который боится свою свояченицу…)

VII

Учитель. Могут ли друзья помочь Левко добиться у отца согласия на брак? (Друзья, парубки, дурачат Голову. Все это похоже на озорство, но отец неумолим). Они не могут помочь.

Учитель. И тогда, конечно, происходит чудо… Ребята! В повести Левко рассказывает Ганне скорбное предание о молодой загубленной жизни. Продолжение своего рассказа он видит во сне, и оно светлым лучом вплетается в его жизнь. Панночка-утопленница обещает Левко любую награду, если он поможет русалкам избавиться от ведьмы.

VIII

Инсценировка. (Левко, панночка). Выразительное чтение наизусть учеником отрывка, предшествующего сцене встречи Левко с панночкой и русалками (начало V главы).

«Не беспокоясь ни о чем, не заботясь о разосланных погонях, Левко медленно подходил к старому дому, о котором слагались легенды. Величественно и мрачно чернел кленовый лес, стоявший лицом к месяцу. Неподвижный пруд подул свежестью на усталого пешехода и заставил его отдохнуть на берегу. Всё было тихо; в глубокой чаще леса слышались только раскаты соловья. Непреодолимый сон быстро стал смыкать ему глаза…»

(Далее сцена)

Старый дом. Открылось окно, и показалась в нём ясная панночка.

Панночка:

– Парубок…

Левко (подымаясь на ноги и протирая глаза):

– Что это? Показалось? Эдак я засну ещё здесь!

Панночка:

– Парубок!

Левко (удивленно):

– Да это же панночка!

Панночка:

– Парубок, найди мне мою мачеху! Я ничего не пожалею для тебя. Я награжу тебя. Я тебя богато и роскошно награжу!

Найди мне мою мачеху! Она страшная ведьма: мне не было от неё покою на белом свете. Она мучила меня…

… на очи мои посмотри: они не глядят от слёз…

Найди её, парубок, найди мне мою мачеху!..

Левко (с волнением):

– Я готов на все для тебя, моя панночка! Но как мне, где её найти?

Панночка (говорит быстро):

– Посмотри, посмотри! Она здесь! Она на берегу играет в хороводе между моими девушками и греется на месяце. Но она лукава и хитра. Она приняла на себя вид утопленницы; но я знаю, но я слышу, что она здесь. Мне тяжело, мне душно от ней… Отыщи её парубок!

IX

Описание русалок по картине И. Крамского «Русалки». Инсценировка (Левко и русалки). (Сцена взята из гл. V).

Появляются русалки. Они водят хоровод под украинскую народную песню «Месяц на небе» (см. Приложение 1), которую поют девочки класса (Украинские песни предложили родители учащихся. Они же помогли детям их разучить и исполнить).

Учитель. Левко глядит на водящих хороводы девушек, все они бледны и прозрачны. Но вот затевают они игру в ворона, и та, что вызвалась быть вороном, кажется ему не такой светлой, как прочие. А когда она хватает жертву, в глазах её мелькает злоба. «Ведьма!» – говорит Левко.

X

Инсценировка (Левко и панночка).

Панночка (подходит к сидящему Левко):

– Чем наградить тебя, парубок? Я знаю, тебе не золото нужно: ты любишь Ганну; но суровый отец мешает тебе жениться на ней. Он теперь не помешает; возьми, отдай ему эту записку…

(Панночка, смеясь, подаёт ему записку для Головы. Слышится украинская песня в исполнении учащихся. Неожиданно она обрывается. Левко просыпается, оглядывается по сторонам).

Левко:

– Неужели я спал? Так живо, как будто наяву!.. Чудно, чудно. (Смотрит на руки и вскрикивает от изумления). Записка! (разворачивает её). Эх, если бы я знал грамоте! Пойду, отнесу её отцу. (Уходит. Сцена заканчивается).

XI

Беседа по вопросам.

Учитель. Ребята! Почему именно к Левко обращается панночка за помощью?

(Он добр, отзывчив на чужую беду, испытывает сердечное волнение: «…тяжелое, полное жалости и грусти чувство стеснило грудь парубка, когда он слушал печальный рассказ панночки).

Учитель. Не ошиблась русалка в своём выборе, нашел Левко ведьму. Но как же он её узнал? Найдите в тексте («Внутри у неё виднелось что-то черное, а у других светилось»).

Учитель. И сейчас в нашем языке живы выражения «черное нутро», «черные мысли и дела», «черный человек». К кому применимы эти выражения? (К злому человеку).

Учитель. А как бороться со злом? (Добром).

Вывод: бороться со злом нужно силами добра, любви, справедливости. Но чтобы распознать зло, надо быть душевно чистым и чутким.

Учитель. Продолжаем работать. Как вы думаете, в чем же тайна записки? Почему Голова согласился женить сына на Ганне? (Записка оказалась от комиссара, которого Голова очень боялся. В ней был приказ женить Левко на Ганне).

Учитель. Почему Левко, получив у отца согласие на свадьбу, не разбудил спящую Ганну, чтобы рассказать ей о радости? (Он бережёт её сон, покой. Перекрестив девушку, он закрыл окно и тихонько удалился. Это настоящая любовь, которой нестрашно никакое зло. И награда за такую бережливую, истинную любовь – спокойствие и в жизни, и в природе).

XII

Учитель. Какая картина повести особенно поэтична и величественна?

(Описание украинской ночи).

Знаете ли вы, ребята, украинскую ночь? Послушаем описание ночи в повести.

(Звучит музыка Н. Римского-Корсакова «Moonlight»).

Ученик наизусть читает отрывок (гл. II) во время звучания музыки.

(Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё…Божественная ночь! Очаровательная ночь…!)

Учитель. Понравилось вам такое описание? Чем именно? (Все точно, красиво, восхитительно).

Украинская ночь сказочная. Автор любит Украину, её чудесные ночи, восхищается красотой, говорит об особенном состоянии человека перед лицом божественной красоты: «А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений возникают в её глубине».

XIII

Работа с репродукциями картин А.И. Куинджи.

Учитель. Ребята! Посмотрите на картины известного художника Архипа Ивановича Куинджи «Ночь на Днепре», «Лунная ночь на Днепре».

– Как вы думаете, к какой из этих картин подходит услышанное описание украинской ночи? (Картина «Лунная ночь на Днепре». Именно её нарисовал художник, находясь под впечатлением от гоголевского пейзажа).

– Чем отличается описание картины в литературе от живописного пейзажа? (Художник использует краски, светотень, но нет в картине движения. Писатель с помощью слов может передать не только цвета, но и звуки, даже запахи. Рассказать о своих чувствах, переживаниях).

Учитель. Николай Васильевич Гоголь, описывая украинскую ночь, сумел передать и цвета, и звуки, и даже запахи ночи. В.Г. Белинский сказал, что «Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их».

XIV

Проверка домашнего задания.

Учитель. Дома вам предлагалось передать красками те эпизоды повести, которые произвели на вас наибольшее впечатление. Расскажите, что вы хотели подчеркнуть в своём рисунке?

XV

Подведение итогов урока.

Учитель. Подводя итог нашей работы, отметим, что народное творчество занимает особое место в произведении Гоголя. Через песни, поверья, обычаи, живой разговорный язык писатель показал характер украинского народа, выразил свою любовь к родине, решил проблему добра и зла, помог извлечь нравственные уроки.

XVI

Объяснение домашнего задания.

Выучить наизусть небольшой отрывок из описания украинской ночи; вспомнить определения слов: «эпитет», «сравнение», «олицетворение» и выписать из первого абзаца главы II эпитеты, сравнения, олицетворения.

Итогом урока внеклассного чтения по повести Н.В. Гоголя «Майская ночь», или «Утопленница» явилось проведение литературной гостиной для учащихся других классов по творчеству Н. Гоголя.

Подготовка к уроку внеклассного чтения и сам урок поможет умению школьников самостоятельно работать с книгой.

Фотографии с урока – Приложение 2, Рисунки с урока – Приложение 3.