Памятка для начинающих руководителей детских хоров

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Уважаемый Начинающий Руководитель Хора, перед вами простирается дорога в загадочную и интереснейшую страну под названием “Работа, которую вы выбрали”. Эта дорога похожа на лабиринт, где некоторые пути заходят в тупик, встречаются крутые подъемы и отвесные обрывы. Бывает, она проходит через пустыни и пустоши, а бывает, ее окружают плодородные поля, полноводные реки, которые только и ждут ваших действий. Кажется, вот-вот дорога приведет к райским кущам, где все само начнет получаться… Дорогой мой, райские кущи на то они и райские, чтобы быть в раю, а рай, вы сами уже догадываетесь, где, поэтому, может быть, эти страницы пригодятся вам.

Ваша работа начинается задолго до того, как вы встанете перед хором и зададите ему тон, чтобы улететь на крыльях песни. Ребята, которых вы видите впервые, видят вас тоже впервые. И это еще не ваш хор. Ваша задача – совершить чудо. Во-первых, все они очень разные, а выбирать особенно не приходится, берем учиться всех. Как соединить неслухов, плакс, старателей и “тяжелую артиллерию” в один коллектив? (Вспомните четыре основных типа нервной деятельности – холерики, меланхолики, сангвиники, флегматики; а если не вспомнили, читайте лекции по психологии.)

При первой встрече отметьте своим вниманием более яркие в этом отношении фигуры, и постарайтесь их запомнить. На следующих занятиях они могут измениться с точностью до наоборот, поэтому расстановка хора – вещь важная и нужная. Она – плод долгих мучений, терзаний, когда все, что вы построили с таким трудом, вдруг летит в тартарары и приходится начинать сначала. Здесь нужно суметь соединить голоса и темпераменты: Неслухов-холериков расставьте подальше друг от друга, окружая их “тяжелой артиллерией”-флегматиками, подкрепив тех с флангов старателями-сангвиниками. Ни в коем случае не соединяйте холериков с плаксами-меланхоликами; замучают и их и вас. Меланхоликов лучше ставить с флегматиками, те чаще всего по своей природе добры и не суетливы, неплохо и с сангвиниками, но тут могут быть очаги напряжения.

Вывод: Учите психологию!

По своему жизненному опыту вы знаете, что есть такое время, когда состояние вашей души и тела вступают в противоречие по любому поводу. Это время контрастов: Любить – Ненавидеть, Хочу – Не хочу, Лед и Пламень, Смех и Слезы… Вы все это хорошо помните, ведь еще совсем недавно сами находились в самом центре переходного возраста. Это-то вы помните, а вот капризов более раннего детства – нет. Ну, плакали, ну, падали на пол, требуя свою долю, ну ругали вас взрослые за непоседливость и невнимательность. Господа хорошие, так ведь это как раз еще переходные периоды. Они не так ярко выражены, но от этого не легче тем детям, кто их испытывает в себе. Ваша задача, не ругать их, а помочь им перенести эти капризы достойно, можно сказать, с радостью. Как? Одному ребенку достаточно взгляда, другому – слова, третьему – паузы… А всем – переключения внимания настолько часто, насколько выдерживает нервная система ученика, даже если, ну позарез нужно выучить этот куплет или сложное место. Иначе у детей начинается стресс и пропадает интерессссс……….

Вывод: Изучайте возрастную психологию, а в частности – детскую, со всеми ее “горами и пропастями”.

Вы для каждого ребенка становитесь не просто преподавателем, руководителем хора. Ребенок должен вас принять в свою душу, в свою жизнь. Вы должны быть своим “в доску”. Но не за счет панибратства! Вы должны быть непререкаемым авторитетом, но и в тоже время – мамкой, нянькой… (Все должны, должны…) Не поленитесь придти, когда надо и домой, и в школу, на урок по сольфеджио, специальности… Проявите интерес. Пусть почувствуют, что нужны, не как масса, количеством, а как личность, каждый. Можно и нужно установить правила в хоре, которые помогут ученикам и вам с ними.

Например, такие:

  1. Быть певцом хора – честь и радость.
  2. Каждое занятие – единственно и неповторимо, пропустишь, многое потеряешь.
  3. Пропущенное занятие нужно обязательно отработать.
  4. Не бойся обратиться к руководителю, он поможет разрешить твои проблемы.
  5. Уважай труд своего товарища. Если у него не получается, помоги ему.
    И ни в коем случае не смейся, иначе посмеются над тобой.
  6. Береги ноты и костюм.
  7. Не забывай – ты являешься лицом хора, школы, своей семьи.

Вы не просто имеете дело с растущей, развивающейся личностью ребенка. Вы участвуете в ее создании, ведь это и есть главное в нашей работе.

Вывод: Изучайте педагогику и классиков педагогики!

Итак, вы приходите к хору. Вы располагаете ограниченным периодом времени, который называется урок. Возникают задачи, которые нужно решить за этот период времени. Есть задачи кратковременные, рассчитанные на исполнение одного произведения, но из них составляется решение задач долговременных – воспитание хоровой культуры, развитие творческой личности в целом.

1. Организационный момент:

Перед приходом на занятие побоксировать воздух, присесть пару раз, представить себя великим и могущественным, и шагнуть навстречу ребятам. Собрать все их умы в пучок, все глаза на себя. Сразу окунуться в работу. Перекличку по журналу не проводить. Окинь взглядом, кого нет, потом разберешься. Т.е. начало занятия должно представлять некий ритуал, священнодействие. Время занятия – святое. Это должны уяснить все, даже те преподаватели, которые лелеют мысль отпросить своего ученика с хора для подготовки к конкурсу, олимпиаде и т.д.

2. Распевка:

Здесь решаются задачи настройки вокального аппарата, развития музыкального слуха, дикции, привитие дыхательных навыков, горизонталь и вертикаль звучания хора. Можно построить почти всю распевку на одном – двух аккордах или интервалах, нужных в данный период. Можно “поохать” и “повздыхать” на верном выдохе, “поворчать” и “поплеваться” скороговорками. В распевке реализовывай малыми порциями задачи нудные и противные, как лекарство, которое нужно для выздоровления, читайте – успешного исполнения.

Вывод: Главное – нужно ставить конкретную цель, пусть маааааааленькую, но такую, которую можно выполнить на данном занятии, хотя бы частично.

3. Работа над произведением:

Подойдите к зеркалу и всмотритесь в себя. Может вы найдете черты Суворова? Кутузова? Наполеона? Вам это здорово пригодится, ведь, при разучивании произведения, нужно быть стратегом и тактиком. Здесь пригодятся знания, приобретенные на занятиях ОВС (Основы военной службы). По крайней мере, нужно знать, что такое стратегия и тактика.

Стратегия – наука о ведении войны. Осуществление общих планов.

Тактика – искусство ведения боя. Совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели.

Все занятия хора объединяет стратегия, но каждое занятие будет отличаться своей тактикой.

Вывод: Внимательно изучайте военное дело и хороведение.

4. Выбор программы:

Отбирайте такие произведения, которые ваш коллектив сможет переварить, осознать и полюбить. Учитывайте возможности коллектива – количество исполнителей, качество и уровень подготовленности. Странно и смешно слушать в исполнении детского хора произведения, предназначенные для взрослого коллектива. При подборе репертуара вы можете остановить свой выбор на несложных на первый взгляд, произведениях, часто композиторов-классиков. Но рассмотрите его с точки зрения психологии, чувственности, философии. Особенно это касается музыки духовного содержания. Объем произведения тоже может играть отрицательную роль. Есть замечательные песенки по мелодичности и гармонии, но они длинны и многословны. Вначале дети с удовольствием начинают их разучивать, а затем симпатичная мелодия становится навязчивой, надоедливой и приходит госпожа Скука в обнимку с Тоской. Много меду не поешь. Лучше выбирать небольшие произведения, но с “перчинкой”. Некоторые произведения очень помпезны. Представьте, как это будет звучать в исполнении вашего хора. Не будет ли это крикливо и надуто, особенно это касается исполнения небольшого по численности коллектива.

Вывод: Учитесь готовить и отбирать свежие продукты не только в кулинарии.

5. Концерт:

Выступление хора на концерте полностью зависит от вашего характера. У дирижера должен быть характер. Он может не проявляться в быту, и вы будете “мягким ” и “пушистым”. Но что касается вашего соприкосновения с хором – !!! И так – концерт! Проверьте зал и сцену: покричите, похлопайте, потопайте, успокойте администрацию зала, сбежавшуюся на крики и шум. Проверьте станки. Особенно их! Попрыгайте, прислонитесь, побегайте. Выдержат – хор будет цел, и ваша голова не будет болеть во время выступления. Не выдержат под вами – следующий концерт будете в палате с гипсом. Послушайте, как звучит рояль, и с какой стороны он будет находиться от вас. Бывает, что вы во время концерта вдруг понимаете, что теряете ориентацию и не можете найти рояль на привычном месте. Успех выступления хора зависит от уверенности и продуманности действий руководителя. Что бы ни случилось, нельзя показывать свою нервозность, волнение. Детям это передается как по мановению волшебной палочки.

Вывод: Занимайтесь йогой.

6. О плодородии:

Когда вы учились, почва творчества была богатой. Концерты, фестивали, экзамены, лекции. Казалось, этому не будет конца вечно. И вот вы вышли в свободное плавание. Да еще не остались в “столице”, а как чеховский герой, решили посвятить себя земству, ну…, или обстоятельства так сложились. И сразу, или не сразу, но почувствовали, что плодородие начало иссякать. Лодка творческих мечтаний разбилась о быт (почти Маяковский). Что делать? Бежать в “столицы”? Милостивый государь, скажите мне, там от вас зависела творческая жизнь? Концерты? … По большому счету НЕТ. Так не знак ли это свыше, который дает вам возможность воплотить ваши мечты в жизнь? Поэтому успокойтесь, сдайте билеты в кассу. У вас уже есть хор. Ученики, с которыми вы пережили не один концерт, а может быть и конкурс. И вами уже, я уверена, приходила мысль о том, что ваши дети – это ангелы. Самые, самые из детей! А затем возникает такая простая мысль: “Хочу им дать…”. Вы на верном пути! Да, да – теперь от вас зависит плодородие творчества в отдельно взятой школе или районе.

Вывод: Представьте себя Вавиловым.

7. О ваших возможностях:

В этой главе вам нужно освоить профессию каменщика. Только каждый ваш кирпич – это выполненное дело, а раствор, которым вы будете скреплять их – это музыка, искусство. В итоге получится здание (домик, хибара, дворец) культуры, в котором будут жить сердца и души ваших учеников, жителей вашего поселка (города, района). О ваших возможностях не знаете даже вы. Чтобы они раскрылись в полной мере, я хочу посоветовать – не устанавливайте границы вашим мечтам, поделитесь с другими радостью сотворчества. Если в ваших силах дать направление в жизни ученика – сделайте это. На личном опыте убеждаюсь в том, что если целью вашей работы является другой человек (его успех, или успех коллектива), работа горит в руках, откуда-то берутся силы, фантазия, смелость.

Вывод: Будь им! Каменщиком!

8. О подсказках:

Я, как бывалый путешественник и житель страны “Работа, которую я выбрала”, хочу представить свои “кирпичики”, которые станут подсказкой, а может быть натолкнут на совершенно новую дорогу-мысль. Здесь ничего новомодного нет, здесь все испробовано на себе и своем хоре.

1. Организация детских хоровых фестивалей на базе вашей школы и вашими силами. Страшно? Страшно, но не смертельно. Проводим, знаем! Например, Межрайонный фестиваль детских хоровых коллективов “Улица Мира”.

2. Концерты, проводимые совместно с коллективами различных организаций, объединенные единой темой. Например, концерт “Рождественская звезда”. Участники – хоры, солисты, ансамбли нескольких музыкальных школ, воскресной школы, хор монастыря и т.д.

3. Творческие встречи с другими хоровыми коллективами.

4. “Вокальный бал” – концерт-фестиваль вокалистов и вокальных ансамблей своей школы и приглашенных из других школ, колледжей, любительских организаций. Здесь возможно проведение Мастер-классов мастеров-вокалистов.

5. Творческие концерты с участием детей и их преподавателей.

6. Из хора можно выделить хоровой ансамбль. Это могут быть перспективные певцы, и тогда вы с ними преследуете более завидные цели, чем в общем хоре; Это могут быть более неопытные певцы, и тогда вы с ними мучаетесь еще и отдельно, но добиваетесь цели. Карфаген должен быть взят!

7. Конечно же не нужно бояться рисковать! Рискуйте и вас заметят и отметят. Конкурсы всех уровней, фестивали… Только есть одна вещь, которую не нужно бояться, но глаз с нее спускать нельзя. Это – Кажущаяся неудача на конкурсе. “Мы строили, строили и наконец построили…”

И вдруг – ничего. Ничего? Ничего!!! Ах ОНИ! Да Я! И чего ОНИ понимают! Никогда, никогда больше сюда не привезу СВОИХ! А что я скажу в школе? Начальству? … Что скажут мне??? Спокойствие. Это все будет, и не раз. Твоя работа не зачеркнута. Она корректируется. Голова – хорошо, две – лучше, а много – тоже неплохо. Главное, чтобы БЕЗГОЛОВЬЯ не было, и амбиции прогоните. Конкурсы – итоги работы, промежуточные или конечные. Только, чтобы не было от лукавого. Чтобы не было конкурса ради конкурса. Сейчас этого хватает. Остановитесь, подумайте – ради чего? Престиж? Возвышение? Спуститесь на землю, засучите рукава, и с миром, в путь. Вы хуже не стали, ваши ученики тоже.

Вывод: Сегодня ты, а завтра – я, но истина где-то рядом.

Эти “кирпичики” появились не сразу. Они мне очень дороги, потому что это труд не меня одной. Мы вместе делаем это дело: мои друзья, коллеги нашей школы, других школ. Всеми дорожу, надеюсь на будущее сотрудничество! Заразное это дело, господа!

Вывод:

“Не замыкайся в скорлупе, как червячок в орехе, Пусть будут на твоей тропе и беды, и огрехи… Все, что имеешь – раздавай, а не храни подспудно!”

Уважаемый Начинающий руководитель хора. Приветствую вас в стране “Работа, которую вы выбрали”. Скорее, это “Работа, которая выбрала вас”. Все в ваших руках. Вечный вопрос “Быть или не быть”. Конечно – быть! Быть хору, быть музыке. Быть вашей работе вкупе с работой ваших коллег, которые так же не спят ночами, несутся по этой дороге, попадая в тупики, задыхаясь от жажды, они, не успокаиваясь, строят наш мир музыки, прокладывают новые пути…

ЧЕГО И ВАМ ЖЕЛАЮ!