Урок литературы в 7-м классе. Рассказ А.Чехова "Толстый и тонкий". Нравственный облик героев

Разделы: Литература

Класс: 7


Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся с новым произведением, проследить проблемы, затронутые в нем, проследить, как решается проблема нравственности.

Развивающие: пробудить в детях интерес к литературе, совершенствовать умение выражать свои мысли в устной речи, умение анализировать произведение, выделять главное, делать выводы.

Воспитательные: выявить, как связано время А.П.Чехова и современность, доказать значимость творчества Чехова в наши дни, воспитывать в детях уважение к чувствам других, понимание характера и поступков другого человека, уметь соотносить слова и поступки героев с собственным поведением в обществе, воспитывать в детях высокие нравственные качества.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Повторение пройденного. Фронтальный опрос.

  1. Кто такой Чехов? Что вы о нем знаете?
  2. Какие произведения автора вам запомнились и почему?
  3. Какие темы затрагивает он в своих рассказах?
  4. Какие проблемы решает?
  5. Какие вопросы поднимает?
  6. Как, по-вашему, оправдывают ли произведения Чехова афоризм: “Краткость – сестра таланта”?

3. Объяснение нового.

  1. Нравятся ли вам в людях такие качества, как лесть, угодничество, чинопочитание? Почему?
  2. Как поступили бы вы, если бы встретили своего одноклассника, ставшего “Героем России” или Президентом? Почему?

Сегодня мы познакомимся с подобной ситуацией. Сцену встречи двух друзей подметил А.П.Чехов, а мы сейчас посмотрим ее.

4. Просмотр сценки, поставленной ребятами по рассказу А.П.Чехова “Толстый и Тонкий” (предварительное ДЗ)

5. Анализ увиденного, обсуждение.

  1. Понравилась ли вам сценка? Чем?
  2. Как вы думаете, могло ли быть такое в жизни? О чем говорят фамилии героев?
  3. Кто из героев вам запомнился? Почему?
  4. Кто из героев вам больше понравился? Чем?
  5. Какова основа сюжета? (встреча бывших друзей)
  6. Какие проблемы решает здесь автор?

6. Запись в тетрадь основных проблем

социального неравенства, карьерного роста, выживания, нравственности, взаимоотношения между людьми

7. Беседа по проблеме нравственности.

  1. Кто из главных героев порядочнее на ваш взгляд? Докажите?
  2. Какие черты характера Толстого вы заметили?
  3. О чем говорит его прозвище Герострат?
  4. Почему поведение Тонкого вызывает не только смех, но и неприязнь?
  5. Что движет этим человеком?
  6. Почему он так поступает?
  7. Как бы вы поступили на его месте? Почему?
  8. О чем говорит его прозвище – Ябеда?
  9. Что вы думаете о жене Тонкого и его сыне?
  10. Для чего понадобились автору эти немые герои?
  11. Для чего автору понадобилось сделать коробки и картонки – существами одушевленными?
  12. Назовите основной прием, с помощью которого автор решает проблему чинопочитания и угодничества? (смех)
  13. Считаете ли вы, что смех – дело серьезное? Почему? (смеясь над недостатками других, человек избавляется от собственных или хотя бы задумывается о своих)
  14. Нужны ли современному человеку рассказы А.П.Чехова? Для чего? Что общего между его временем и нашим? (люди и их нравственные качества)

8. Обобщение. Подведение итогов, выставление оценок

Что хотел сказать нам А.П.Чехов своим рассказом? Для чего?

9. ДЗ. Хотелось бы вам оказаться на месте героя? Какого? Почему? (письменная работа)