Технология подготовки, организации и проведения выставок в школе

Разделы: МХК и ИЗО


Перед учителем, преподающим в школе изобразительное искусство, стоит много педагогических и методических проблем. Это обусловлено тем, что предмет требует от детей определенных способностей, не является главным в школьной программе и на его изучение отведен 1 час в неделю. Поэтому в воспитании устойчивого интереса школьников к познанию искусства и самого процесса художественной деятельности необходим собственный поиск и собственные решения педагога. Эти поиски направлены на совершенствование учебных и внеучебных форм деятельности школьников.

В своём методическом анализе я остановлюсь на проблеме технологии подготовки, организации и проведения школьных художественных выставок, на которых представляются результаты творческой деятельности школьников. Охарактеризуем основные направления этого процесса. Он начинается с воспитания положительной мотивации школьников.

Для этого учителю необходимо находить активные методы учебно-воспитательной работы убеждать детей в том, что искусство и все виды художественного творчества - это серьезный труд, требующий больших усилий, приносящий большую радость и пользу; формировать у школьников потребность ко всему красивому, стремление создавать прекрасное своими руками.

Таким образом, побуждение учеников к участию в выставках по художественно-эстетической деятельности и созданию выставочных работ является первоочередной задачей педагога.

Это первый этап процесса. Его сущностью является постановка цели, определение темы выставки и создание положительной мотивации, к созданию выставочных работ.

На следующем, втором этапе главным является сам процесс создания творческих работ, объединенных общей темой. Это самый сложный и трудоемкий этап. Его успешность зависит от целого ряда факторов:

- знания индивидуальных особенностей детей;

  • их творческого потенциала;
  • склонности к различным видам художественной деятельности, различным жанрам и техникам;
  • наличия необходимых умений и навыков;

- наличия необходимых средств для выполнения творческой работы. Вместе с детьми идет обсуждение их художественных замыслов, идей, проектов. Под руководством учителя дети выполняют наброски, эскизы, обдумывают композицию. Важно, чтобы у ребенка возникла уверенность, что он может выполнить работу по данной теме. Процесс творчества индивидуализирован: некоторые успевают выполнить работу на занятии, другие - заканчивают ее дома.

На третьем этапе происходит коллективное обсуждение и отбор работ, под руководством педагога, но при активном участии самих школьников. Не всегда мнение учеников совпадает с мнением учителя. Поэтому последующее объяснение руководителя выставки, по той или иной работе, должно быть грамотно обосновано и в доступной форме донесено до учеников.

Во всем процессе создания выставки творческих работ получение знаний и умений выступает не как средство достижений честолюбивых целей, а как самоценная деятельность, важная для их развития. Ведущая роль в организации и проведении выставки принадлежит учителю, обладающему знаниями и умениями, как в области декоративно-оформительского искусства, так и в области психолого-педагогических дисциплин и методики преподавания. Но при этом важно привлечь самих учащихся к оформлению выставки.

На четвертом этапе происходит оформление самой выставки. Охарактеризуем этот процесс организации.

Существенным является выбор места и расположения работ.

Размещение выставки и самих работ подчиняется определенным законам.

В любом виде искусства композиционное мастерство является основой творческого процесса, где единство формы художественного произведения обусловлено его содержанием. Это относится и к выставкам, как целостному организму художественного творчества.

Равновесие объектов или частей любого предмета, различных элементов на плоскости или сооружения вызывает чувства покоя, уверенности, устойчивости.

Если элементы композиции зрительно сбалансированы между собой, дают яркую информацию об устойчивости, то здесь имеет место композиционное равновесие. Равновесие присуще многим объектам окружающего мира, в том числе животному и растительному. Так и выставка является объектом, кусочком мира, в котором мы трудимся и учимся.

Здесь должны действовать все те же законы изобразительного искусства. В размещении выставки и работ мы следуем законам симметрии и асимметрии; выбор того или иного вида композиции зависит от цели и поставленных задач, где главное значение приобретает содержание, характер материала и психологические особенности восприятия, выступающие в тесном взаимодействии. При размещении выставки должен учитываться фактор цвета; то или иное цветовое решение художественной работы, всего стенда в целом, позволяет лучше раскрыть их содержание.

Еели учесть еще тот факт, что система зрения, вориятия цвета и света самым существенным образом влияет на функции других органов чувств и психическую деятельность человека, можно понять, как важно знать основы цветоведения для правильного научно-обоснованного и эстетически полноценного использования цвета в решении окружающей среды.

Важно учесть соотношение выставки и окружающего пространства.

Возможно, что выставка в кабинете занимает какое-то ограниченное место; или уголок, или одну из стен; тогда пространство может быть разделено перегородками-подрамниками, обтянутыми тканью или бумагой, сквозными решетками, выполненными из деревянных реек, висящими на веревках или нитях экспонатами, столбами и колоннами, образованными свешивающимися сверху тканями без твердой основы. Для решения пространства могут быть использованы низкие и высокие объемные элементы (подставки, витрины и т.д.).

Важное значение в окружающей среде выставки имеет масштабность, то есть соотношение различных элементов между собой и размеров помещения.

В восприятии работ и выставки в целом огромно значение имеет свет. Он определяет восприятие формы и пространства, При этом очень важно учитывать не только направление лучей, но и расположение теней, которые не мешали бы зрительному восприятию выставки в целом и отдельным элементам.

Представление об общих закономерностях организации пространственной среды, средствах и свойствах композиции, цветоведения, воспитательных возможностях и психолого-педагогических аспектах деятельности дают возможность грамотно организовать работу учащихся по оформлению школьных выставок и интерьеров.

Таким образом, важно обратить пристальное внимание на средства и способы размещения детских работ, организующих пространство интерьера в целом.

Здесь особенно создаются благоприятные условия для художественно-творческой деятельности учащихся, благодаря разнообразию видов декоративно-оформительского искусства и художественных техник.

Это прекрасная возможность нравственного, эстетического и художественного воспитания детей!

Планомерно-тематическая работа учащихся может осуществляться непосредственно в кабинете изобразительного искусства и мастерских школы, исключив многие негативные явления, разнобой и низкий эстетический уровень художественного оформления окружающей среды.

Приложение – выставки работ учащихся