Урок литературного чтения. Тема: "А.П. Чехов "Ванька". Работа по картине В.Маковского "Свидание""

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить учащихся с художественным произведением А.П.Чехова «Ванька», с картиной В.Маковского «Свидание», обогатить учащихся эстетически и эмоционально.

Задачи для учащихся:

Образовательные:

  • познакомить с произведением А.П.Чехова «Ванька», с картиной В.Маковского «Свидание»;
  • формировать знания о средствах художественной выразительности в литературе и искусстве;
  • организовать деятельность учащихся по восприятию рассказа Чехова и картины Маковского.

Развивающие:

  • развивать умение находить и выделять приемы, средства выразительности;
  • развивать логическое мышление при анализе художественного произведения и картины;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • развивать умение правильно излагать мысли, строить ответы на вопросы, составлять текст-описание по картине.

Воспитательные:

  • воспитывать через художественное слово, живопись сострадание к людям, нуждающихся в помощи, отзывчивость;
  • воспитывать положительное отношение к учебе, своей деятельности через самооценку;
  • формировать интерес к произведениям искусств через их анализ, личное восприятие и чувства;
  • расширять кругозор учащихся через искусство, работу со справочной литературой.

Тип урока: комбинированный (совершенствование и применение теоретических знаний и освоение новых).

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный,
  • частично-поисковый,
  • проблемный,
  • творческий,
  • исследовательский.

Формы организации педагогической деятельности:

  • индивидуальная работа,
  • фронтальная работа,
  • групповая.

Оборудование: толковые словари Ожегова, Даля, аудиозапись музыки Прокофьева «Меланхолическая», магнитофон, портрет писателя Чехова А.П., картина Маковского В. «Свидание».

Ход урока

1. Организационный момент

2. Определение темы урока

* Вот мрачно встают
Корпуса заводские,
Дымятся кирпичные
Трубы большие.
Из настежь открытых
Тяжелых ворот
Толпой невеселой
Выходит народ.
Последним бредет
Худощавый мальчонка.
Плохая – плохая
На нем одежонка!
Замучен работой
Он еле идет
И корочку хлеба
Сухого грызет
Ему эта корочка
Вместо обеда.
Н.Забила
* Ты ходишь в школу, в третий класс,
Как тысячи детей.
Немало школьников у нас,
И каждый – грамотей!

А раньше, много лет назад,
Страною правил царь.
И были не у всех ребят
Тетрадки и букварь.

Учились дети богачей:
Сынки купцов, дворян.
Не много в школу шло детей
Рабочих и крестьян.
С. Михалков

– Почему я начала урок с этих стихов?

3. Актуализация знаний учащихся

Словарная работа учащихся с использованием толковых словарей Даля и Ожегова.

* отдать в учение
* хозяева; господа
* подмастерья

– Что вы знаете о жизни детей 19 века?
– Какие рассказы о жизни детей 19 века вы читали?
– Назовите, какие из произведений произвели на вас большое впечатление? Чем?

4. Проверка домашнего чтения рассказа Чехова «Ванька»

Чтение по абзацам.

– Что тронуло вас в этом рассказе?
– Перечитайте такие места.
– У кого понравилось чтение и чем?

5. Анализ произведения

– Поговорим о Ваньке. Какой была жизнь Ваньки у сапожника?
– С каким чувством пишет о Ваньке А.П. Чехов?
– Из каких слов это видно?
– Как вы понимаете эти выражения?

1 группа
*сидельцы
*людская кухня

2 группа
*отчесал шпандырем (ремень, которым сапожники прикрепляют работу к ноге)
*служить у господ в горничных

3 группа
*насилу очухался
*спровадили

Каждая группа находит толкование слов в словарях.

– Какие радостные картины деревенской жизни вспоминаются Ваньке?
– Как вы думаете, зачем Чехов строит свой рассказ, перебивая письмо Ваньки его воспоминаниями о жизни в деревне?
– С помощью, каких выразительных средств Чехову удалось показать тяжелую жизнь Ваньки?

а) речь Ваньки в разговорном стиле. Докажи.
б) фразеологические обороты: сечь, как сидорову козу; откуда не возьмись, летит стрелой
в) разговорные слова: ейной мордой, харя, куцый дьявол, али, насилу очухался, трескают.

– В рассказе нет олицетворений, метафор, эпитетов, но почему это произведение считается художественным? (предоставляет читателю самому думать, пишет кратко, скупо, но «самыми близкими к жизни словами»)
– Что вы можете сказать об авторе? Как он относится к жизни таких детей, как Ванька?

5. Работа по картине В.Маяковского «Свидание»

– Посмотрите на картину Маяковского В. «Свидание».
– Что изображено на ней?
– Почему она так названа?
– Опишите мальчика. (Одежда, поза, чувства)
– Опишите маму его. (Поза, одежда, чувства)
– Какие краски использует художник в картине?

Работа по группам.

– Попробуйте составить рассказ о жизни этого мальчика на картине.

6. Обобщение изученного материала

– Что вы можете сказать по этой картине и рассказу А.Чехова о жизни детей прошлого века? Что их объединяет?

Прослушивание музыки Прокофьева «Меланхолическая».

– Какие чувства вызвала у вас эта музыка?
– Можно считать ее иллюстрацией к произведению Чехова?
– Найдите отрывок к иллюстрации учебника и на фоне музыки «Меланхолическая» зачитайте его.
– Что общего между музыкальным произведением, рассказом и картиной?

7. Подведение итогов, самооценка

– Что нового узнали на уроке?
– Что извлекли из прочитанного и услышанного?
– Что почувствовали от произведений?
– Как можно выразить чувства человека через искусство?
– Оцените свою работу на уроке.

8. Домашнее задание

– Придумайте продолжение рассказу Чехова.
– Мог ли дедушка взять Ваньку обратно в деревню, если бы он даже узнал, как тяжело живется внуку?

9. Рефлексия

– Что понравилось на уроке?
– Какое настроение возникло у вас от урока?