Мастерская построения знаний по рассказу А.П. Чехова "Толстый и тонкий". 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Цель: развитие творческого воображения, творческого мышления учащихся через анализ художественного текста

Задачи: 1) выяснить особенности стиля А.П.Чехова; 2) учить видеть красоту, меткость чеховского слова, авторское отношение к лицемерию

Оборудование: 1) портрет А.П.Чехова, 2) иллюстрации к рассказу, 3) распечатки диалога главных героев рассказа

Эпиграф к уроку:

Умею говорить коротко о длинных вещах.
А.П.Чехов

Ход урока-мастерской

I. Актуализация знаний учащихся.

1) Представьте себе, что вы являетесь режиссёром театра и ставите спектакль по этому рассказу. Вам необходимо подобрать актёров на роли героев. Каким, по-вашему, должен быть толстый?

Запишите слова или словосочетания, которые могут охарактеризовать внешность, одежду, походку толстого. Записи лучше оформить в тетрадях как таблицу с двумя графами "Толстый и тонкий".

2) Прочитайте свои записи вслух.

3) Теперь представьте тонкого. Опишите этого героя.

4) Зачитайте свои записи.

II. Анализ художественного текста.

1) Найдите описания толстого и тонкого в чеховском тексте. Зачитайте эти описания. Сравните авторский текст и свои записи.

2) Какие детали, на ваш взгляд, являются важными, значимыми у писателя? Как вы думаете, почему?

3) А теперь давайте обратимся к иллюстрации, на которой изображены чеховские герои (см. иллюстрацию в сборнике рассказов Чехова). Что вы можете сказать о том, как художник изображает толстого и тонкого? Опишите героев, сделайте вывод.

III. Наблюдение над языком писателя.

Чехов - мастер детали, говорит "коротко о длинных вещах". По сути, писатель сравнивает героев, противопоставляет их. Найдите и запишите синонимы этому противопоставлению. (Толстый и тонкий как богатый и бедный).

IV. Выявление читательского восприятия.

На столах лежат тексты - распечатки (или сами тексты ) диалога, который состоялся при встрече бывших школьных друзей.

Прочитайте вслух этот отрывок и расскажите о своих чувствах, впечатлениях от прочитанного.

Как передаёт писатель радость этой встречи?

Подчеркните слова, выражающие эмоции.

V. Речевая характеристика героев (продолжение работы над языковыми особенностями произведения А.П.Чехова).

1) Прочитайте речь тонкого, когда он рассказывает толстому о своей жизни. Как меняется интонация героя?

2) А каков ответ толстого?

Что мог почувствовать тонкий, услышав о звании толстого? Опишите, как изменился при этом тонкий (поведение, поза, внешность). Запишите свои ответы.

VI. Выводы, реализация поставленных на занятии задач.

1) Итак, "тонкий вдруг побледнел, окаменел". Какое слово в этом ряду является самым ярким, выразительным? Подберите и запишите к нему синонимы. Что стоит за этим словом?

Обращаемся к тексту, читаем о психологическом состоянии тонкого дальше. Находим метафоры (вспомним определение термина). Зачем А.П.Чехову эти слова-глаголы?

2) Что мы можем сказать о мастерстве Чехова - писателя? Что автору удалось, на ваш взгляд, в этом рассказе?

Почему к уроку был выбран именно этот эпиграф?

VII. Рефлексия.

Ответьте на 2-3 вопроса по вашему выбору:

- Что сегодня на уроке вызвало интерес?

- Был ли момент, когда я удивился (удивилась)?

- О чём пришлось задуматься после знакомства с рассказом А.П.Чехова?

- Что я открыл (открыла) для себя нового после занятия?

VIII. Домашнее задание (на выбор).

1) составить вопросы к рассказу "Толстый и тонкий";

2) ответить на вопрос: "Над чем смеётся Чехов в этом юмористическом рассказе?";

3) подготовить сравнительную характеристику персонажей (см. таблицу)

  толстый тонкий
общее    
отличное внешность

речь

поступки

манера держаться