Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И. Шишкина "Сосны, освещенные солнцем"

Разделы: Русский язык


Тип урока: Урок развития речи

Цели урока:

Образовательная цель:

1. Познакомить с жизнью и творчеством И.И.Шишкина;

2. Подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине;

3. Обогатить словарный запас учащихся;

4. Повторить сведения о научном и художественном описаниях;

5. Показать разницу жанров: лирического жанра (стихотворение) и жанра живописи.

Развивающая цель:

1. Способность развитию связной устной и письменной речи учащихся;

2. Способность развитию навыков выразительного чтения, умения анализировать.

Воспитательная цель:

Привить любовь к русскому языку; приобщить учащихся к искусству, к миру живописи, воспитать чувство восхищения живописью.

Методы:

- метод сравнительного анализа

- метод аналитической беседы

- метод работы с книгой

Оборудование урока:

- портрет И.И.Шишкина;

- репродукция картины "Сосны, освещенные солнцем";

- учебный рисунок с изображением сосны;

- презентация (лес, памятник Шишкину в Елабуге, "Шишкинские пруды", "дом- музей" Шишкина: столовая, спальня, мастерская; картины: "Сосновый бор. Мрачноватый лес Вятской губернии", "Дубки", "Дубовая роща", "Утро в сосновом бору", "Сосны, освещенные солнцем")

- стихотворение С.Я.Маршака "Бор"

Ход урока

I. Организация класса к уроку. Приветствие.

II. Вводное слово учителя

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой порывы
Переносить на полотно.

Эти строки Николая Заболоцкого неслучайно мною были озвучены. Ведь сегодня наш разговор будет об искусстве, а именно о живописи, которая является отражением окружающей нас жизни, несёт нам определённую информацию об эпохе, природе, людях, изображенных на полотне. А информация эта выражается красками, линиями, символами.

Итак, тема сегодняшнего урока - "Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И.Шишкина "Сосны, освещенные солнцем". Сочинение мы будем писать на следующем уроке, поэтому ваша задача - все мысли, услышанные сегодня, записать в черновике. (Запись числа, темы урока).

III. Слово учителя о художнике

Слышим имя "Шишкин" - и тотчас перед глазами лесная чаща, утренний туман, могучие стволы и разлапистые ветви сосен, сломанное бурей старое дерево, медведица с медвежатами: "Утро в сосновом бору" (показ слайда). Обратите внимание на картину. Это одна из самых известных картин И.И.Шишкина. И у многих людей, действительно, при произнесении имени художника, тотчас перед глазами возникает именно эта картина.

IV. Сообщение учащегося об И.И.Шишкине

Иван Иванович Шишкин родился в 1832 году в Татарстане, в городе Елабуга (показ слайда). Это город, в котором очень много исторических мест. Большую роль в выборе профессии сыграла природа. Елабуга была окружена дремучими лесами. Говорили, что в лесах разбойники спрятали сказочные клады. Но разбойников Иван Иванович не боялся. Маленьким мальчиком бродил по лесу. Кладов он не нашёл, зато приобрёл в лесу богатство дороже золота. Художник понял и полюбил природу.

Шишкин окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Академию художеств в Петербурге с Большой золотой медалью. В Германии он завершил обучение и стал академиком.

Действительно, ребята, Иван Иванович приобрел богатство во сто крат дороже золота - он полюбил природу. Именно природа сделалась навсегда героем его картин. А деревья стали друзьями художника. Он много знал о них. Знал, как тянется ввысь ствол, как растут ветви, как корни стелются по земле, знал рисунок коры, форму листьев и хвои.

Художник Крамской называл Шишкина лучшим знатоком и рисовальщиком дерева.

Как-то раз один молодой художник показал Ивану Ивановичу свою картину "Плоты на Волге". Шишкин сразу же начал придирчиво рассматривать толстые брёвна плотов. А какой разговор произошёл между художниками, мы сейчас услышим и увидим в импровизации ребят.

V. Инсценировка

Художник показывает Ивану Ивановичу свою картину.

- Ведь вы это писали не с натуры? Сейчас видно.

- Нет, я так. Как воображал:

- Вот то-то и есть! Воображал! Ведь должно быть ясно. Какие брёвна - еловые, какие - сосновые? Впечатление, конечно, есть, но это несерьёзно:

И художник уничтожил картину.

Вот таким прямолинейным, где-то даже суровым мог быть иногда Шишкин. Ведь "в рисунке природы не должно быть фальши, - полагал художник, - это всё одно, что сфальшивить в молитве, произнести чужие и чуждые ей слова".

Как вы уже знаете, Шишкин родился в небольшом старинном городке Елабуга, в котором стоит памятник художнику (показ слайда). А совсем недавно, буквально в 2006 году в Елабуге были открыты Шишкинские пруды с фонтанами, славящиеся своей необыкновенной красотой (показ слайда). Это одно из любимых мест елабужан.

Недалеко от Шишкинских прудов размещен дом-музей (показ слайда), основанный в 1946 году, в котором сохранились все предметы быта, окружавшие когда-то Ивана Ивановича. Сейчас вы видите внутреннюю часть дома, столовую, спальную комнату, мастерскую художника, где были написаны лучшие полотна: "Сосновый бор. Мрачноватый лес Вятской губернии", "Дубки", "Дубовая роща", "Утро в сосновом бору", "Сосны, освещенные солнцем" (демонстрация слайдов), речь о которой пойдет сегодня. Эта картина считается одной из лучших натурных этюдов Шишкина, его бесспорным достижением.

VI. Рассматривание репродукции картины, беседа по ней

- А сейчас, ребята, внимательно рассмотрите репродукцию картины Шишкина "Сосны, освещенные солнцем" и учебный рисунок. Определите, какое дерево изображено на них? (Сосна)

- Где, на рисунке или на картине Шишкина- сосна изображена более отчетливо, детально? ( На рисунке, здесь хорошо видно всё дерево, отдельно (крупным планом) даны иглы и плоды - шишки)

- Что бы вы поместили в учебнике природоведения - рисунок или картину Шишкина? И почему?

(- Картину Шишкина, потому что на ней изображен сосновый лес, на рисунке одна сосна;

- А я бы поместил (а) в учебнике природоведения рисунок; нам не важно, что сосна стоит в лесу и какая она красивая, а важно, какие признаки отличают ее от других деревьев. Эти признаки лучше видны на рисунке;

- Я тоже думаю, что в учебнике природоведения лучше поместить рисунок, по нему легче определить сосну, описать ее признаки, а на картине много сосен, одни из них заслоняют другие;

- Я считаю, можно по-разному поступить. Если в учебнике описывать сосновый лес, то можно было бы поместить картину, а если сама сосна, ее признаки, то лучше - рисунок )

- Я тоже считаю, что в учебнике природоведения лучше поместить рисунок. Вы это хорошо доказали. Действительно, по рисунку легче описать признаки сосны.

- А как бы вы описали сосну для учебника природоведения?

( Назвали бы признаки сосны, указали размер, форму, цвет. Сказали, что сосна высокая, ствол у нее толстый, живет она долго. Это хвойное дерево, плоды- шишки. Дерево имеет прочную древесину, из которой изготавливают разные вещи.)

- Как называется такое описание? (Научное)

- Какого описания требуют сосны в картине Шишкина? (Художественного)

- Посмотрите на репродукцию картины Шишкина. Что изображено на переднем плане? (Сосны) На заднем? (Лес)

- Что особенно привлекло ваше внимание? (- Сосны, их освещает солнце;

- На картине ярко изображена природа, сосны освещаются лучами солнца;

- На картине сосны веселые, яркие краски, солнечный свет оживляет картину, чувствуется свежий запах сосен, поэтому картину можно описать выразительнее)

- Действительно, картину Шишкина нужно описывать более ярко, эмоционально, выразительно. Давайте опишем ее.

- Какой день изобразил художник? (Жаркий летний день) (Запись опорных слов)

- Какое настроение он передал? (Хорошее, состояние покоя, неги в природе) (Запись опорных слов)

- Попробуйте определить замысел художника. (Шишкин очень любил природу, здесь раскрывается состояние души Шишкина, он передал своё видение, впечатление, своё отношение к соснам) (Запись опорных слов)

- Как, с помощью чего удалось художнику передать ощущение жаркого летнего дня, запах нагретых сосен, состояние покоя и неги в природе? (Краски, оттенки цветов) (Запись опорных слов)

- А сейчас обратимся к стихотворению С.Я.Маршака "Бор".

БОР

Всех, кто утром выйдет на простор,
Сто ворот зовут в сосновый бор.
Меж высоких и прямых стволов
Сто ворот зовут под хвойный кров.

Полумрак и зной стоят в бору.
Смолы проступают сквозь кору.
А зайдешь в лесную даль и глушь,
Муравьиным спиртом пахнет сушь.

В чаще муравейники не спят -
Шевелятся, зыблются, кипят.
Да мелькают белки в вышине,
Словно стрелки, от сосны к сосне.

Этот лес полвека мне знаком,
Был ребенком, стал я стариком.
И теперь брожу, как по следам,
По своим мальчишеским годам.

Но, как прежде, для меня свои -
Иглы, шишки, белки, муравьи.
И меня, как в детстве, до сих пор
Сто ворот зовут в сосновый бор.

- Какую картину нарисовал поэт, каким он видит сосновый бор?

- Мы обратились к двум совершенно разным жанрам: к стихотворению и к живописи. В чем заключается мастерство художников? ( Художник Шишкин для передачи своих чувств, эмоций, мыслей использует краски, цвета, оттенки цветов.

А поэт передает свои мысли, эмоции, чувства, переживания словом. Не случайно, поэта мы называем тоже художником, но художником слова. В этом заключается мастерство поэта).

- Как вы думаете, нравится ли Шишкину этот сосновый бор? Как он это показал? (Я думаю, что Шишкину сосновый бор нравится, он писал его с большой любовью. Сосны хорошо освещены лучами солнца и от этого радостные)

- Какое впечатление производит на вас картина И.И.Шишкина? Почему?

(- Приятно смотреть на эту картину. Так и хочется погулять в этом сосновом лесу, подышать запахом нагретых солнцем сосен.

- Мягкие светлые краски создают хорошее настроение. Солнечный свет ярко заливает сосны, окрашивает их в светло-желтый цвет. Трава под соснами как будто золотистая, а немного подальше, в тени, она темно-зеленая, и по ней разбросаны солнечные зайчики; они, наверное, проникают сквозь сосны и отражаются на земле.

- Мне и раньше нравились сосны, а теперь я полюбил(а) их ещё больше).

- Вызывает ли у вас подобные чувства учебный рисунок? (Нет, на рисунке сосна неживая. Нет фона, солнечного света).

- Верно, ребята, вы хорошо почувствовали разницу между картиной и учебным рисунком. Действительно, на рисунке "сосна какая-то неживая", она не задевает чувства, потому что для исполнителя этого рисунка было важно точно показать все основные признаки сосны, отличие её от других деревьев. Художник же, изображая какие-либо предметы, события на картине выражает своё отношение к ним, передает своё настроение. Настроение художника передается и нам. Мы смотрим на картину и восхищаемся её красотой и могуществом: кроны деревьев пронизаны лучами, кажется, передан сам воздух, напоенный запахами сухой хвои и янтарной смолы. Сухое тёплое лето, веселящее душу солнце, мир, покой, затишье. Один из рецензентов уверял, что при имени Шишкина у него "сразу возникает в уме яркое впечатление, преимущественно соснового леса, и даже чувствуется характерный сосновый запах, так что всегда хочется глубоко вздохнуть".

VII. Физкультминутка

Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте).
Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).
Качаем головой (наклоны вправо, влево).
Мы руки поднимаем (руки вверх).
Мы руки опускаем (руки вниз).
Мы руки разведем (руки в стороны).
И побежим кругом (бег на месте).

VIII. Работа над составлением плана сочинения.

- А теперь подумайте и скажите, с чего вы начнете описание картины, что и в какой последовательности будете описывать? А для этого давайте вспомним, о чем мы говорили в начале урока? ( о художнике).

- О чем вы будете писать дальше, в основной части сочинения и в какой последовательности ? (О том, что изображено на картине: сосны, солнце, небо, воздух; цвета, которые использовал художник, настроение картины).

- Вспомните, о чем мы говорили в заключительной части беседы? чувствах, которые вызывает картина).

- А сейчас я вам предлагаю готовый план, по которому вы попробуете написать сочинение дома (запись домашнего задания в дневники).

План.

I, Вступление. И.И.Шишкин - замечательный русский художник.

II. Основная часть. Описание картины.

1. Сосны

2. Солнце

3. Небо

4. Воздух

5. Цвета, используемые художником

6. Настроение картины

III. Заключение. Какие чувства и мысли вызвала у меня картина?

IX. Творческое задание.

Попробуйте в нескольких предложениях описать картину.

X. Подведение итогов урока.

XI. Выставление оценок за урок.

Презентация.