Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Урок изобразительного искусства по теме "Сатирические образы человека". 6-й класс

Разделы: Преподавание МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,34 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: cоздание условий для раскрытия творческого потенциала учащихся.

Задачи.

  1. Ознакомление с понятиями “карикатура”, “шарж”.
  2. Обучение работе в технике силуэта.
  3. Совершенствование графических навыков.

Зрительный ряд: электронная презентация “Сатирические образы человека”.

Оборудование для учителя: проектор, экран, компьютер или ноутбук, раздаточный материал.

Оборудование для учащихся: бумага, черный маркер.

Источники:

http://www.cartoonblues.com/

http://www.liveinternet.ru/

В.Гауф “Маленький Мук”

План урока.

  1. Организационный момент (1 мин.)
  2. Повторение изученного материала (3 мин.)
  3. Ознакомление с новым материалом (3 мин.)
  4. Сообщение темы урока (1 мин.)
  5. Ознакомление с новым материалом (5 мин.)
  6. Объяснение хода практической работы (3 мин.)
  7. Практическая работа (25 мин.)
  8. Подведение итогов (3 мин.)
  9. Организационный момент (1 мин.)

Ход урока

1. Организационный момент

Слайд №1

2. Повторение изученного материала

Слайд №2

Учитель:

- Вспомните, что такое портрет?

- Чьи портреты вы видите на экране?

- Это портрет Онорем Викторемна Домьем (1808-1879) — французского художника-графика, живописца и скульптора, крупнейшего мастера политической карикатуры XIX века и групповой портрет творческого коллектива советских художников-графиков и живописцев, в который входили народные художники СССР Михаил Васильевич Куприянов (1903—1991), Порфирий Никитич Крылов (1902—1990) и Николай Александрович Соколов (1903—2000). Называли они себя Кукрыниксы по первым буквам фамилий.

- Объединяет этих художников то, что рисовали они карикатуры.

3. Ознакомление с новым материалом

Слайд №3

Учитель:

- Прочитайте определение карикатуры.

- Перед вами две работы Кукрыниксов: иллюстрация к сказке Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик” и плакат времен Великой Отечественной войны “Беспощадно разгромим и уничтожим врага”, выполненные в жанре карикатуры.

- Как Кукрыниксы показали “дикость” помещика?

- Почему изображение Гитлера на плакате карикатурное?

- Какое воздействие на зрителя оказывает карикатура?

Слайд № 4

Учитель:

- Существует разновидность карикатуры – шарж. Прочитайте его определение. Посмотрите на работы художника Домье, выполненные в этом жанре.

- При помощи каких приемов Домье высмеивает изображенных на рисунках людей?

4. Сообщение темы урока

Слайд № 5

Учитель:

- Сегодня на уроке вам предстоит создать карикатуру одного из сказочных героев. И выполнить эту работу в технике силуэта.

5. Ознакомление с новым материалом

Слайд №6

Учитель:

- Эта техника для вас новая, поэтому прочитайте, что такое силуэт.

Слайд №7

Учитель:

- Силуэты обыкновенно рисуются черной краской на белой бумаге или вырезаются из тонкой черной бумаги, которая потом наклеивается на светлую. Изображения подобного рода с давних лет существовали в Китае (их и называли “китайские тени”).

Слайд №8

Учитель:

- Из Китая они проникли в Европу, прежде всего во Францию, где в половине XVIII ст. сильно распространилась мода на силуэтные портреты, в которых, кроме профильного контура физиономии, на черном грунте головы лишь иногда намечались белыми чертами глаза, ноздри, уши и волосы или другие детали.

Слайд № 9

Учитель:

- Термин “силуэт” происходит от фамилии Этьена де Силуэтта (1709-1767), бывшего в 1759 году государственным министром финансов при дворе Людовика XV.

По национальности Этьен был баском, и его фамилия на родном языке звучит как “Зулоэта”. Он получил высшее образование в Лондоне, в совершенстве овладел языком британцев, что позволило де Силуэту впоследствии приятно перевести на французский значительные литературные труды Александра Попа, Генри Болинбурка, Уильяма Уолбертона. Знаменитой мадам Помпадур творчество Силуэта пришлось по нраву и в марте 1759 года Этьен поступил на должность министра финансов при Людовике Пятнадцатом.

Вскоре Франция по привычке начала очередную войну с Британией, а талантливому Силуэту удалось провести налоговую реформу, результаты коей понравились и аграриям, и буржуазии. Особенно то, что расходы на содержание королевского двора были значительно сокращены. Одним росчерком пера он сэкономил казне 72 миллиона франков, сократив штаты и урезав жалованье всем до единого. Такие меры непопулярны во все времена. Новоиспеченный контролер восстановил против себя всех придворных и спустя восемь месяцев вынужден был покинуть свой пост. Казалось, ещё один высокопоставленный чиновник навсегда канул в Лету с исторической арены.

Однако судьбе было угодно обессмертить неудачливого сановника и сохранить его имя в истории. Но не в истории политической, а в истории искусства. Говорят, на Силуэтта была сделана карикатура в виде теневого профиля. Потом появились и другие портреты в профиль, вырезанные из черной бумаги; по причине дешевизны они получили наименование “a la Silhouette”. Так в середине XVIII века во Франции обрело новую жизнь искусство силуэта.

Слайд № 10

Учитель:

- По другой версии, Этьен де Силуэтт сам не пропускал случая превратить каждый лист черной бумаги в профиль кого-то из близких: на досуге он любил вырезать портреты. И кроме того, будучи крайне экономным в частной жизни, предпочитал стены своего замка украшать не дорогими картинами в роскошных рамах, не гобеленами, не живописными росписями, а… тенями. Да, тенями. Делалось это чрезвычайно просто: Этьен подводил гостя к стене и самолично обводил его профильную тень. Затем контур закрашивал черной краской. На светлом фоне отчетливо выступал силуэт фигуры. Со временем тени заполнили несколько залов. В замке Шатто-де-Берг на Марне образовалась необычная портретная галерея, первый и единственный в своем роде “музей теней”.

Так или иначе — термин силуэт восходит к фамилии Этьена де Силуэтта. Как это не раз случалось, фамилия превратилась в имя нарицательное. Увлечение экс-министра быстро подхватили современники, увековечив тем самым инициатора этого начинания.

А изобразительное искусство обогатилось ещё одной портретной техникой.

Учитель:

- Так что же такое – искусство силуэта? Можно ошибочно думать, что силуэтисты должны хорошо рисовать. Само слово “силуэт” чаще воспринимается как “портрет”, потому что, благодаря нехитрым приспособлениям, любой человек, способный держать в руках карандаш или ножницы, может изготовить профильный портрет. Психологи считают, что художники и зрители, отдающие предпочтение чёрно-белому изображению, имеют богатое воображение, больше действуют по интуиции, не боятся перемен и, как ни парадоксально это звучит, не делят мир на “чёрное” и “белое”.

Слайд №11

- Проверим, насколько богато ваше воображение?

6. Объяснение хода практической работы

Слайд №12

Учитель:

- Итак, приступаем к практической работе. Сначала вы должны выбрать одного из героев сказки Вильгельма Гауфа “Маленький мук”. Можете изобразить самого Мука, старуху Ахавзи или короля.

Слайд № 13

Учитель:

- Представьте, как может выглядеть маленький Мук. В создании образа вам поможет литературный материал (Приложение). Прочитайте, что в сказке Гауфа говорится о внешности Мука.

- Итак, из текста сказки нам известно, что внешность Мука карикатурна: во-первых, он карлик, т.е. есть человек с нарушенными пропорциями – большой головой и короткими руками и ногами; во-вторых, в результате волшебства он Мук получил длинный-предлинный нос и ослиные уши. Поэтому Мук может выглядеть примерно так, как изображено на рисунках. Но вы можете изобразить его по-своему.

Слайд №14

Учитель:

- Про Ахавзи и короля в сказке сказано меньше, но, тем не менее, кое-что мы можем узнать. Прочитайте текст из сказки. (Приложение)

- Изображая этих героев, помните, что Ахавзи – старуха, поэтому может иметь горб, морщины на лице, кроме того к ее изображению вы можете добавить силуэт кошки.

- Король же - это восточный правитель, поэтому обратите внимание на головной убор султана – чалму.

Слайд №15

Учитель:

- После того, как вы определитесь, кого из героев вы будете изображать, начинайте работу над обликом этого героя, учитывая его характерные внешние особенности.

- Сначала изобразите профиль человека. Затем преувеличьте черты его внешности в соответствии с описанием героя и вашим представлением о нем. Добавьте детали костюма. Превратите изображение сказочного героя в силуэт, закрасив черным маркером его портрет. Некоторые детали вы можете оставлять незакрашенными.

7. Практическая работа

8. Подведение итогов

Выбор наиболее удачных рисунков.

9. Организационный момент

Источники:

http://www.cartoonblues.com/

http://www.liveinternet.ru/

В.Гауф “Маленький Мук”