Социальный проект "Твой след на планете"

Разделы: География, Экология


Проект “Твой след на планете” посвящён важной и злободневной теме настоящего времени – проблеме Твёрдых Бытовых Отходов. Он не случаен, так как завалены мусором придорожные леса, леса и овраги у села. “Благо цивилизации” пополняет растущие свалки как грибы. Поэтому вопрос, что делать с этой массой отходов становится всё острее.

Сжигать – недопустимо, так как в их состав входят различные синтетические материалы, при горении которых выделяются токсины. Производить захоронения – не выход, так как данный способ избавления от отходов требует больших площадей. При этом страдает атмосферный воздух, грунтовые воды. Значит нужно развивать технологии, позволяющие использовать промышленные отходы. Но, кроме этого, важно воспитать поколение, которое будет думать об охране окружающей среды, поэтому необходимо начинать эту работу уже сейчас, то есть включать подростков в различные виды деятельности.

Для реализации проекта создана комиссия, которая разбита на группы: управления, экологического просвещения, а также сводный трудовой отряд “Весёлые ребята”. Проведены этапы: подготовительный и этап реализации проекта. В проекте задействованы целевые группы: начальная школа, среднее и старшее звено, широкая общественность.

Среди учащихся проведено:

1) Анкетирование “Что дети знают о природе и как хотели бы ей помочь”

2) Конкурс проектов “Красивая школа”

3) Месячник посвящённый проблеме ТБО, в который включены мероприятия для учащихся в разнообразной форме.

4) Субботники по весенне-летнему благоустройству территории села.

5) Посадки сосенок

6) Очистка пруда от мусора, бытовых отходов

После выполнения первой части проекта произошли большие изменения во внешнем облике села. Во-первых, улучшился внешний вид села. Во-вторых, заинтересовывая учащихся школы, смогли заинтересовать родителей. В третьих, продолжили экологическое просвещение учащихся направленное на поддержание чистоты и порядка в родном селе Гордино. Кроме этого смогли заинтересовать большую группу ребят в творческие конкурсы, вовлечь учащихся в деятельность по раздельному сбору мусора, способствуя формированию активного природоохранного сознания. Воспитывать бережное отношение учащихся к природным богатствам, через практические дела и интеллектуальные конкурсы, игры, беседы, а также развивать чувства обеспокоенности экологическим состоянием планеты

1. Актуальность проблемы и пути её решения.

Отходы - это изделия и материалы, которые утратили свои потребительские свойства в результате физического и морального износа. Как только люди стали образовывать достаточно большие поселения, возникла проблема отходов, так как жизнь человека и его деятельность всегда сопровождалась их образованием. Данную проблему можно сравнить с мифической гидрой, с которой боролся Геракл: на месте одной отрубленной головы немедленно вырастают две. И не случайно. Перемены в экономической жизни России заметно изменили прилавки магазинов и вкусы покупателей. Появились товары в красивой одноразовой упаковке. Срок жизни бытовой техники стал намного короче. Одежда, обувь всё более зависят от капризов моды и вскоре устаревают.

Отходы, которые в огромных количествах накапливаются в наших домах, урнах относятся к категории твёрдых бытовых отходов (ТБО). В их образовании мы принимаем самое непосредственное участие. Они влияют на качество среды, являются источником экологической опасности: распространяют запах и являются средой для разложения болезнетворных бактерий, грызунов - переносчиков инфекционных заболеваний. Поэтому являются серьёзной опасностью для здоровья населения. А их в настоящее время в России накоплено свыше 82 млрд. тонн.

Естественное разложение различных материалов требует определенного времени. Например, для разложения бумаги необходимо от 2 до 10 лет, консервной банки – 90 лет, фильтра от сигареты – 100 лет, полиэтиленового пакета – 200 лет, пластмассы – 500 лет, стекла – 1000 лет. Сжигание ТБО в урнах и мусорных баках недопустимо, так как в их состав входят различные синтетические материалы, при горении которых выделяются диоксины – токсичные вещества, которые вызывают раковые заболевания. Что же делать с этой массой отходов? Конечно, надо развивать технологии, позволяющие использовать промышленные отходы. Но, кроме этого, важно воспитать поколение, которое будет думать об охране окружающей среды, поэтому необходимо начинать эту работу уже сейчас, то есть включать подростков в различные виды деятельности.

Наша школа находится в с. Гордино, Афанасьевского района, Кировской области, где проживает 600 человек и проблема твердых бытовых отходов для нас очень актуальна, так как повсеместно на улице, или выйдя за черту села, наталкиваемся на горы мусора, основную часть которого составляют пластиковые бутылки, одноразовые стаканчики, банки из под пива, обертки от конфет и полиэтиленовые пакеты. Экологическое объединение школы “ЧиП” (“Чистая Природа”) выявила 7 несанкционированных свалок в окрестностях села, причем и в местах отдыха людей, хотя существует в километре от села официальная свалка. Поэтому актуальным является:

1.Организация широкого информирования населения об экономически и экологически эффектных методах обращения с отходами.

2.Общими усилиями учащихся, родителей, общественности, администрации провести санитарную очистку улиц, парков, мемориальных зон, дворовых и придомовых территорий от бытовых отходов, а также организовать постоянную уборку мусора на улицах села в течение теплого периода с постоянной отправкой мусора на свалку.

3.Организовать ликвидацию несанкционированных свалок силами учащихся школы.

4.Организовать и провести месячник, посвященный проблеме загрязнения окружающей среды ТБО, к которому привлечь учащихся, родителей, администрацию поселения.

Для реализации проекта создана комиссия, состоящая из шести человек, в которую вошли Бузмакова Н.В. – глава администрации Гординского сельского поселения, Варина С.Г. – ЗДУВР школы с.Гордино, Тебенькова С.Н. – руководитель экологической работы школы с.Гордино, Гордина С.Н. – председатель родительского комитета школы с.Гордино, Гордин Андрей – учащийся 10 класса, Бузмакова Анастасия – учащаяся 8 класса, возглавляющие совет школьных дел.

Данная комиссия составила план реализации проекта. Следуя намеченному плану, решили:

  1. Провести анкетирование среди учащихся 1-11-х классов с целью выяснить, что дети знают о природе и как хотели бы ей помочь.
  2. Объявить конкурсы среди учащихся, педагогов школы:
  3. а) конкурс минипроектов “Красивая школа”

    б) конкурс стихов, сочинений “Село родное Гордино”

  4. Провести для учащихся школы мероприятия в разнообразной форме с целью информирования учащихся об экономном отношении к материалам, о проблеме бытового мусора и способах его утилизации и о загрязнении окружающей среды как о глобальной проблеме человечества.
  5. Организовать субботники по благоустройству в весенне-летний период, к которому привлечь учащихся, широкую общественность.
  6. Провести посадки деревьев, кустарников и цветов с целью озеленения улиц села.

2. Пути решения данной проблемы. Цели и задачи проекта.

Среди перечисленных выше путей мы остановились на 2 и 4 актуальных задачах, то есть общими усилиями учащихся, родителей, общественности, администрации провести санитарную очистку улиц, парков, мемориальных зон, дворовых и придомовых территорий от бытовых отходов, а также организовать постоянную уборку мусора на улицах села с мая по сентябрь с постоянной отправкой мусора на свалку. Провести месячник, посвященный проблеме загрязнения окружающей среды ТБО, к которому привлечь учащихся, родителей, администрацию поселения.

Цель проекта – очистить село Гордино от бытового мусора и вывезти его на свалку.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с проблемой ТБО в с.Гордино и путях решения этой проблемы.
  2. Предоставить возможность добровольного участия в субботниках по благоустройству территории села.
  3. Вовлечь учащихся в волонтерскую деятельность по изучению проблемы раздельного сбора мусора и возможности его вторичного использования, способствуя формированию активного природоохранного сознания учащихся.
  4. Воспитать бережное отношение учащихся к природным богатствам.
  5. Развитие чувства обеспокоенности экологическим состоянием планеты.

3. Категория участников проекта.

По данному направлению экологической деятельности были задействованы целевые группы: начальная школа – 43 (учащиеся 7-10 лет), среднее звено - 104 (учащиеся 11-15лет), старшее звено - 32 (учащиеся 15-17 лет).

Всего задействовано в проекте 179 учащихся школы, 20 педагогов, а также широкая общественность.

4. Сроки реализации проекта. Место проведения.

Данный проект будет реализован в течение нескольких лет.

В 2011-2012 учебном году общими усилиями учащихся, родителей, общественности проведём санитарную очистку улиц, парков, мемориальных зон, дворовых и придомовых территорий от ТБО. С мая по сентябрь и организуем постоянную уборку мусора на улицах села, причем наметим раздельный сбор мусора.

А также с июня по сентябрь проведем месячник, посвященный проблеме загрязнения окружающей среды ТБО, к которому привлечем учащихся, родителей, администрацию.

Данный проект будет продолжен в последующие годы. Планируется проинформировать население об экономически и экологически эффективных методах обращения с отходами, а в летний период времени приступим к уничтожению несанкционированных свалок.

5.Описание проекта

Для реализации данного проекта проведены следующие этапы: подготовительный – проведен совет экологического объединения “Чистая природа”. Созданы группы:

1) управления, в которую вошли Варина С.Г. – ЗДУВР школы, Бузмакова Анастасия – учащаяся 8 класса;

2) экологического просвещения, в которую вошли – Тебенькова С.Н. – организатор экологической работы, Гордин Андрей – учащийся 10 класса;

3) сводный трудовой отряд “Веселые ребята”, в который вошли – Бузмакова Н.В. – глава администрации сельского поселения, Гордина С.Н – председатель родительского комитета школы.

Группа управления провела анкетирование среди учащихся: 1-4 класс “Умеешь ли ты охранять природу” с целью выяснить, что дети знают о природе и как хотели бы ей помочь. Для учащихся 5-11-х классов группа управления разработала экологический тест и провела опрос по проблеме загрязнения ТБО территорий и окрестностей с.Гордино. По полученным ответам выявлена экологическая проблема – низкая культура населения. Ее отметили 89% опрошенных. Кроме этого учащиеся дали ответы в свободной форме на вопрос: “Охарактеризуйте экологическую обстановку в нашем селе, около дома. Как вы лично можете улучшить экологическую среду?” Отрадно отметить, что из 136 опрошенных 5% отметили “Ничего”, а остальные вносили различные предложения: “Убрать мусор – 30%”, “Посадить больше деревьев и цветов – 60%”, “Убрать старые дома или отремонтировать покосившиеся изгороди – 3%”, “Помочь нуждающимся – 1%”. А на вопрос “Почему на улицах села много мусора?” среди ответов преобладали следующие утверждения: “Молодежь пьет вечером и все бросает под ноги”, “Ну не в карман же класть обертки!”.

Также группа управления объявила конкурс минипроектов “Красивая школа” (приложение 1). Участвуя в данном конкурсе учащиеся, педагоги обязаны использовать в первую очередь ТБО. В данном конкурсе приняли участие учащиеся 5-8-х классов и педагоги.

Пятиклассники создали прудик. Он прописался у школы в березовой аллее. Чтобы прудик больше напоминал природный объект, на дно выкопанной ямы наложили песок и мелкую гальку, а стенки прудика закрепили настоящими большими булыжниками. Трудно было ребятам их найти. Пришлось отправиться в соседнюю деревню Васёнки, где они чаще всего встречаются. Расстояние не близкое восемь километров. Выручили велосипеды, главное, вернулись с камнями.

Водную гладь водоёма заселили “лилиями”. Материалом для их изготовления послужили стаканчики из-под йогурта. Девять прекрасных лилий прописалось на водной глади прудика. Когда же пруд зазеленел, в нём поселились лягушки. Какая удача он им понравился.

Мини проект шестиклассников получил название “Близняшки”. Во время БУНТа ученики нашли валяющиеся бесхозные чурки, которые привезли к школе. Освободили от сердцевины, заполнили землей и засадили цветами: петуниями, настурциями, бархатцами. А чтобы “Близняшки” сливались с березками, покрасили их сверху краской. В настоящее время, проходящие мимо, обращают на них внимание. Думаю что, у большинства из них вызывают радостные чувства, “Близняшки” так красивы.

Минипроект семиклассников “Кусочек райской земли”. Из 80 пластиковых бутылок сделали тропические пальмы. Прежде для их изготовления пришлось пройти несколько организаций, чтобы собрать необходимое количество бутылок. У бутылок отрезали донышки, разрезали в направлении от донышка к горлышку на восемь лепесточков, слегка заострив верхушки, их покрасили, так как оказалось проблемой найти бутылки зелёного цвета и готовые веточки одели на деревянные заготовки, которые послужили стволом. Нижнюю незакрытую часть ствола обмотали лентой, которую сделали из коричневой бутылки. Готовые “пальмочки” укрепили в ведре, заполненном доверху мелким гравием. Для прочности поверх гравия положили деревянную крышку с тремя отверстиями, через которые продели стволы пальм. А наверх крышки насыпали гальки покрупнее. В настоящее время пальма украшает наш класс.

Проект восьмиклассников “Осьминожек”. Чуть-чуть фантазии, разной краски и старые отслужившие галоши, и тазик превратились в осьминога, который тоже прописался у березовой аллеи. Осьминожек необычен тем, что сейчас он цветёт. Прекрасно себя чувствуют виолы, бархатцы.

“Пирамида” педагогов разместилась у фасада школы. В настоящее время она очень красивая. А сколько с ней пришлось потрудиться, знают только они.

Учащиеся начальной школы из пластиковых бутылок сделали карандашницы.

Группа управления объявила конкурс сочинений, стихов “Село родное Гордино” (приложение 2). Заслуживает внимание стихотворение, написанное организатором этой группы Вариной С.Г., позднее данные строки явились словами песни “Село родное!”

Данные конкурсы проведены с целью мотивации учащихся, педагогов в проекте.

Согласно плана группа экологического просвещения наметила в сентябре провести месячник, в который включила мероприятия для учащихся в форме разнообразных

занятий. Подготовлены и проведены классные часы: в 11-м классе – “Проблема ликвидации ТБО и пути ее решения”, в 5-м классе – “Бытовые отходы”, 6-8 классы – “Меньше мусора – меньше проблем”, 9-10-е классы – “Проблема ТБО”, 1-4-е классы – игра – “Экология и спорт”,

Проведены субботники по весенне-летнему благоустройству территории села (4 субботника) (приложение 3). Силами учащихся, общественности освобождена от мусора территория площадью 343,8 квадратных километров, а так же провели БУНТ (большая уборка нашей территории) от бытовых отходов, посвященная Дню охраны окружающей природной среды в микрорайоне школы. Весь мусор вывезен на санкционированную свалку.

Совместно с областной общественной организацией “ЭКО” поведены посадки сосенок в количестве 1000 деревьев для заложения будущего парка (приложение 4). Сосенки очень маленькие, поэтому их посадили на школьном огороде. Всё лето учащиеся ухаживали за ними. Через два года, как только деревца подрастут, пересадим их на постоянное место. В этих посадках принимали участие учащиеся 8 и 10 классов в количестве 40 человек.

Всё лето трудился не покладая рук сводный трудовой отряд “Веселые ребята”. Глава администрации Бузмакова Н.В. заключила договор с центром социального обслуживания населения и в течение всего теплого периода учащиеся выходил на уборку территории села от бытовых отходов (по мере накопления мусора) (приложение 3), а также подготовили к сдаче 45 мешков пластиковых бутылок, 20 мешков со стеклянной бутылкой в приемный пункт г.Глазова по договоренности с ИП. Пока это единственный вид отходов, который мы имеем возможность выделить среди собранного мусора и направить на вторичную переработку. Остальная часть мусора отправляется на свалку.

Учащиеся 10 класса очистили прилегающий к территории школы пруд от мусора, бытовых отходов. Очищено водное зеркало от пластиковых бутылок, одноразовых стаканчиков и прочего мусора. А также береговая линия и дно пруда. На свалку отправлена четырехтонная телега мусора (приложение 5).

Предварительный отчет по итогам выполненных мероприятий и конкурсов заслушан на экологическом совете “Чистая природа”. Обратили внимание на то, что сделано и особо на то, что предстоит сделать.

Итак, в результате работы над проектом проведено:

Мероприятие

Дата

Результат

1

Анкетирование учащихся с 1-11 классов

2 неделя апреля

Выяснили, что знают школьники о проблеме загрязнения ТБО территории села.

2

Конкурс минипроектов “Красивая школа” (5 классных проектов и проект педагогов).

Май-август

Мотивация большего количества учащихся в проекте.

3

Конкурс стихов, сочинений “Село родное Гордино” (7 работ учащихся, педагогов)

Апрель-май

Выявление талантов у детей. Привитие чувства любви, бережного отношения к родному уголку.

4

Месячник экологических знаний о ТБО

сентябрь

Углубление знаний по данной проблеме учащихся 1-11 классов.

5

Субботники по благоустройству:

1 субботник

2 субботник

3 субботник. БУНТ

4 субботник (Весь собранный мусор отправлен на санкционированную свалку)

29 апреля

8 мая

5 июня

22 июня

Наведение чистоты и порядка на улицах села.

6

Посадки сосенок для закладки будущего парка (Посажено для подращивания 1000шт. сосенок)

20 мая

Создание большего количества зон отдыха для населения.

Привитие эстетичного вкуса учащимся.

7

Уборка улиц села сводным трудовым отрядом “Веселые ребята” (Отправлено на свалку 2 телеги мусора, собрано 45 мешков пластиковых бутылок, 20 мешков со стеклянной тарой. Транспорт выделен администрацией поселения)

Май-сентябрь

Эстетичный внешний вид села.

Привитие культуры учащимся, населению.

  1. Описание включённости внешних сторон в реализацию проекта:
  2. В реализации данной части проекта приняла активное участие администрация поселения в лице председателя Бузмаковой Н.В., являясь неравнодушным человеком по отношению к беспорядку, человеком, желающим поднять культуру населения во всём поддерживала и помогала. Возглавляла работу отряда "Весёлые ребята”, оформила договор с центром социального обслуживания населения, чтобы работа детей материально поощрялась.

    Находили полное взаимопонимание и с администрацией школы. По первой просьбе предоставлялся необходимый транспорт. ЗДУВР Варина С.Г. принимала самое активное участие. Возглавляла работу группы управления и сама участвовала в конкурсах.

    Сотрудничество с областной общественной организацией “ЭКО” одно из направлений реализации проекта, так как именно они предоставили саженцы сосенок. Все учащиеся, принявшие участие в посадках получили в подарок банданы и значки, а самые активные –призы.

    Результативность проекта:

    После выполнения первой части проекта произошли большие изменения во внешнем облике села.

    Во-первых, улучшился внешний вид села. Об этом свидетельствуют фотографии. (приложение 6)

    Во-вторых, заинтересовывая учащихся школы, смогли заинтересовать родителей, так как они принимали самое непосредственное участие в проекте, а именно в наведении порядка у домов в весенне – летний период. В третьих, продолжили экологическое просвещение учащихся направленное на поддержание чистоты и порядка в родном селе Гордино.

    Кроме этого смогли заинтересовать большую группу ребят в творческие конкурсы. (“Красивая школа”, конкурс стихов, сочинений “Село родное”), вовлечь учащихся в деятельность по раздельному сбору мусора, способствуя формированию активного природоохранного сознания. Воспитывать бережное отношение учащихся к природным богатствам, через практические дела и интеллектуальные конкурсы, игры, беседы, а также развивать чувства обеспокоенности экологическим состоянием планеты

    Литература

    1.“Экологические очерки о природе и человеке” под редакцией Б.Гржимека, “Прогресс” 1988 год

    2.Правительство Кировской области, Администрация г.Кирово-Чепецка “Региональные и муниципальные проблемы природопользования”, материалы 8 научно-практической конференции 1-3 сентября 2004 года

    3.Департамент экологии и природопользования Кировской области “Региональный доклад о состоянии окружающей среды Кировской области в 2009 году”, Киров 2010

    4. Игнатович Н.И., Рыбальский Н.Г. “Что нужно знать о ТБО?” М., 1995

    5. “Классное руководство и воспитание школьников” №11 2011 год. Идательский дом “Первое сентября”