Урок математики для 3-го класса по теме "Сочетательное свойство умножения"

Разделы: Начальная школа


Цели.

Учить применять сочетательное свойство при решении арифметических задач.

Развивать вычислительный навык, логическое мышление, умение оценивать свою работу.

Воспитывать трудолюбие, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация (приложение 1), карточки с числами

Ход урока:

I Организационный момент.

- Какое свойство мы выучили на предыдущем уроке? (Слайд1(см. презентацию))

- Для чего нам нужно это свойство? (Для того, чтобы быстро считать, применять там, где мы ещё в чём- то затрудняемся.)

- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? (Повторять сочетательное свойство умножения и, наверное, нам надо его где-то применять.)

- Правильно, мы будем сегодня применять это свойство при решении задач, и ещё будем учиться оценивать свою работу.(Слайд2)

- А для того, чтобы уметь работать с этим свойством, необходимо знать таблицу умножения. Проверим, знаем ли мы таблицу умножения.

II Устные упражнения.

Слайд 3. (Табличное умножение и деление с самопроверкой.)

После ответа по щелчку мыши проверяется ответ.

III .Повторение сочетательного свойства умножения.

1.Запись выражений под диктовку

-произведение 9 и 2 умножить на 4 (объяснение детей, как вычислить: мы можем найти сначала произведение 9 и 2, но тогда мы не сможем 18 умножить на 4, поэтому воспользуемся сочетательным свойством умножения, умножим 2 на 4 и полученное произведение умножим на 9, получим 72.)

- произведение 4 и 7 умножить на 2;

- произведение 8 и 3 умножить на 3. После проверки дети ставят оценку на полях.

2. Игра “Живые числа” (Слайд 4)

У детей карточки с числами 24, 48,36,56,80,40, 42,54. 46 и т. д.

Одинаковые карточки могут быть у 2-3 учеников.

На экран, по щелчку мыши, высвечивается выражение. К доске выходят дети, у которых карточки со значением данного выражения.)

После того как дети вышли с ответами, по щелчку мыши на экране появляется ответ.

  1. Взаимопроверка. Работа в парах.

Дети у себя в тетрадях пишут выражение, где нужно при вычислении применить сочетательное свойство, передают тетрадь соседу, который проводит вычисления, и передают тетрадь на проверку соседу. На полях за работу ставится оценка.

IV Работа над задачей.

  1. Устное решение задач. В тетрадях дети записывают ответ, а на доске записывается решение задачи.

- Мама купила 2 трёхлитровые банки молока. Сколько литров молока купила мама?

  • На перемене в столовой дети выпили 4 двухлитровые банки яблочного сока.
  • Сколько литров сока выпили дети?

-Пете купили 2 коробки цветных карандашей по 8 штук в каждой. Сколько всего карандашей купили Пете?

(Если все задачи решены правильно, дети ставят себе на полях 5, если были допущены ошибки в вычислениях – ставят 4, если ошибки в решениях – 3.)

  1. На доске задача: На каждой полке стоят 4 трёхлитровых банки вишнёвого сока.

Сколько литров сока на 2 полках?

Анализ и коллективное решение задачи.

- Прочитайте вопрос задачи.

- На скольких полках надо найти сок? ( На 2)

- А чтобы знать, сколько на двух полках, что сначала надо знать? (Сколько на одной.)

- Что в задаче сказано про сок на одной полке?

- Можем ли найти, сколько литров сока на одной полке? Как? (4·3)

- А чтобы узнать, сколько на двух полках, что надо сделать? ( Это произведение умножить на 2)

- Получилось выражение 4·3·2=

- Найдём значение этого выражения.

- Ответ: на двух полках 24 л. вишнёвого сока.

Измените условие задачи, чтобы в вопросе не было данных.

На 2 полках стоят по 4 трёхлитровых банки вишнёвого сока. Сколько всего литров сока?

-Изменилось ли содержание задачи?

-Какое решение у этой задачи?

3. Анализ и коллективное решение задачи №308, с последующей проверкой.

Дети ставят себе оценки за правильно решённую задачу.

4.Слайд5.

Сопоставить условие задачи с решением.

5. Слайд 6.

Решаем задачи самостоятельно по вариантам. В это время группа сильных детей составляет по условиям этих двух задач одну. Решают её. И после проверки самостоятельной работы объясняют своё решение. На экране есть ещё одно решение.

Что надо сделать, чтобы решение соответствовало условию задачи?

(Изменить вопрос. На сколько литров земляничного варенья меньше, чем клюквенного?)

За самостоятельную работу дети ставят оценку на полях.

V. Подведение итогов.

– Чему учились на уроке?

- Посмотрите на свои оценки на полях и поставьте общую оценку.

Слайд 7.

При проверке тетрадей учитель корректирует оценку и ставит свою, соглашаясь или не соглашаясь с оценкой ученика.

VI. Домашнее задание: составить условие задачи и решить её с использованием сочетательного свойства умножения.