Бинарный урок литературы и изобразительного искусства "Цветовая лексика в произведениях М.М. Пришвина как один из способов создания образа русской природы. Пейзаж – настроение как способ выражения идеи автора"

Разделы: Литература


Пейзаж не имеет цели, если он только красив. В нём должна быть история души.
А.К. Саврасов

Цели и задачи:

Обучающие:

  • расширить представления учащихся о возможностях литературы и живописи в изображении природы;
  • определить роль пейзажа и цветовой лексики в литературном произведении;
  • показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение.

Развивающие:

  • развитие навыков выразительного чтения, литературоведческого и лингвистического анализа произведения;
  • развивать творческое воображение, совершенствовать способности образного мышления;
  • формировать навыки работы с текстом произведения в сопоставлении с произведением живописи;
  • развитие творческих умений и навыков в создании красками пейзажа-настроения.

Воспитывающие:

  • воспитывать эстетический вкус, любовь к родной природе, бережное отношение к ней;
  • уважение к русской культуре и литературе.

Оборудование:

Для учителя: учебник-хрестоматия 6 класс часть II, автор-составитель О.М. Хренова, М.А. Снежневская проектор, компьютер, краски, кисти, №1. (мультимедийная презентация)

интерактивный элемент: Слайды Иллюстрация И.Л. Бруни к произведению «Кладовая солнце» М. Пришвина.

Для учащихся: учебник-хрестоматия 6 класс часть II, автор-составитель О.М. Хренова, М.А. Снежневская , бумага, краски акварельные, гуашевые, кисти (широкие, узкие), баночка с водой, тряпочка.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Формулирование темы и проблемы урока.
  3. Актуализация (разминка).
  4. Изучение новой темы.
  5. Практическая часть.
  6. Подведение итогов деятельности.
  7. Вывод-обобщение.
  8. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент.

приветствие, проверка готовности к уроку.

Вступительное слово учителя

Учитель литературы: Мы продолжаем изучение темы «Произведения русских писателей XX века о природе и о Родине»

Учитель изо: А также продолжаем говорить о пейзаже как жанре изобразительного искусства.

Учитель литературы: Сегодня речь пойдёт о М.М. Пришвине, за которым прочно закрепилось имя певца русской природы. Ребята, давайте вспомним, что нам известно о жизни, творчестве Пришвина?

Сообщение детей. (презентация)

Ответы детей: Михаил Михайлович Пришвин – один из своеобразнейших русских писателей. Его книги раскрывают неповторимую прелесть природы родного края, помогают отыскивать в ней прекрасные стороны души человеческой.

Ответы детей: Секрет колдовства произведений М.М. Пришвина – в их языке. Это обязывает внимательнее вглядеться в словесную ткань произведений писателя, «почувствовать свою собственную душу».

II. Актуализация (разминка).

Учитель литературы: Словесный пейзаж нужно увидеть и услышать, почувствовать.

Учитель изо: Известно, что одно из самых сильных ощущений человека – это видение мира в цвете. Все художники и писатели в той или иной степени используют эту особенность человеческого восприятия окружающего. Пришвин говорил, что «моё настоящее искусство – живопись, и то, что должно быть изображено линиями и красками, я стараюсь делать словами».

Учитель литературы: Итак, что же отличает Пришвина от других писателей?

Ответы детей: (Видение мира в красках)

Учитель литературы: А какую природу изображал Пришвин?

Ответы детей: (Природу России, русскую природу)

Учитель изо: Как мы называем картины, на которых изображена природа?

Ответы детей: (Пейзаж.)

Учитель изо: А каких художников – пейзажистов вы знаете? (Левитан, Саврасов, Шишкин)

Учитель литературы: Кто из них на ваш взгляд наиболее сопоставим с произведениями Пришвина?

Ответы детей: (Шишкин)

Ученик: И.И. Шишкин – это прежде всего народный художник. Всю свою жизнь он посвятил изучению русского, преимущественно северного, леса.

Ученик: Он писал русское дерево, русскую чащу, русскую глушь…

III. Формулирование темы и проблемы урока.

Учитель литературы: Теперь, я думаю, можно сформулировать тему урока. О чем мы с вами сегодня будем говорить? (О М.М. Пришвине как о писателе – живописце)

Учитель изо: А также сопоставлять … (произведения литературы и живописи)

Учитель литературы: А чему сегодня мы будем учиться? (думать, выделять, сопоставлять, обобщать, и формулировать свои мысли в словесной и живописной форме)

Учитель изо: А значит, мы будем рисовать пейзаж. Прежде чем начать думать, т. е. анализировать текст, проведём небольшую разминку.

Учитель литературы: Почему повесть Пришвина называется сказка-быль?

Ответы детей: (в повести мы наблюдаем соединение сказочных и реальных событий)

Учитель изо: А кто у нас самый знаменитый художник – сказочник?

Ответы детей: (В. Васнецов)

Учитель литературы: Поговорим о средствах выразительности. Если слово отвечает на вопрос КАКОЙ? и писатель выражает в нём своё отношение к предмету или явлению, то это…?

Ответы детей: (эпитет)

Учитель изо: Сочетание, соотношение красок, цветов, создающее определенное единство картины – это…

Ответы детей: (колорит)

Учитель литературы: Если слово обозначает скрытое сравнение, то это …

Ответы детей (метафора)

Учитель изо: Гармония, соотношение отдельных частей в построении сюжета картины – это…

Ответы детей: (композиция картины)

Учитель литературы: Зачин, развитие сюжета, кульминация – это элементы …

Ответы детей: (композиции литературного произведения)

Учитель изо: Правила передачи глубины и пространства в картине – это…

Ответы детей: (перспектива)

Учитель литературы: Если неживые предметы или явления природы изображаются как живые существа, то это…

Ответы детей (олицетворение)

IV. Изучение новой темы.

Учитель литературы: Обратимся к тексту сказки – были «Кладовая солнца»

Как писатель создаёт образ и характер героя? Прежде всего в повести это портрет (чтение вслух отрывка из пов. – с. 170 – портреты Насти и Митраши (Работа с таблицей)

  • Выпишите из отрывка ключевые слова
  • Назовите во 2-й колонке СХВ
  • Обозначьте Ч/Р
  • Обозначьте лит. и худож. приёмы

Учитель литературы: Что о героине хотел сказать нам автор, используя данные средства художественной изобразительности. Какой образ и характер предстаёт перед нами? (светлая, красивая, добрая, работящая, заботливая., т. к. слово золотой – многозначное!)

Учитель изо: А вот ребята, перед вами иллюстрации известного художника И.Л. Бруни . Давайте рассмотрим образ главной героини Насти?

– В каких тонах его написал художник (холодный колорит)

– Что можете сказать об интерьере? (интерьер бедный, скудный, простой)

– Какое цветовое пятно в рисунке говорит нам о приходе весны, а также подчёркивает красоту, миловидность, нежность девочки?

Ответы детей: (холодный колорит, платок нежно-сиреневого цвета подчёркивает золотые волосы Насти, и крупные веснушки)

Учитель литературы: предлагает чтение отрывка – портрет Митраши – с. 170. В чём сходство, различие? (Общие СХИ – «весь в золотых веснушках», черты лица – «чистенький носик»)

Учитель изо: А вот перед вами портрет Митраши кисти того же Бруни. Что общего между этими портретами? (золотые веснушки)

– А в чём разница? (колорит более холодный, отсутствие яркого цветового пятна. Более жёсткий овал лица, серьёзней взгляд).

Учитель литературы : А как проявляется характер героев? (В поступках, в делах) Мы знаем с вами, что дети занимаются хозяйством. А это легко? (Ответы детей)

– Почему рассказчик называет детей УМНЕНЬКИМИ? (они любят и умеют трудиться)

– Куда же решили отправиться наши герои? (Они отправились в лес за клюквой)

– Да, ребята, и мы вместе с детьми тоже войдём в мир природы, в русский лес.

Чтение отрывка (стр. 175, абзац 2-й) «картинка с цветами, весна в лесу…»

– Красивая ли картинка перед вами? А как писатель рисует эту красоту? (Работа с таблицей)

Учитель литературы: Цель писателя? (Показать красоту родной природы)

– Тут в разговоре появляется новая краска. Какая? С каким художественным образом это связано? (С серым волком)

– А что же это за колорит? Какое настроение он передает? (ответы детей)

Учитель изо: серые тона – это ахроматические цвета (отсутствие цвета)

Учитель литературы: таким образом, автор вводит в повествовании мотив тревоги. Однако в лесу всё пробуждается вместе с восходом солнца. (Чтение отрывка на с. 175-176)

– Что главное в этом отрывке – ЗВУКИ в лесу?

– Что обозначали эти звуки? Что хотели сказать лесные обитатели? (ЗДРАВСТВУЙТЕ!)

– Вернёмся к табличке.

Учитель изо Одиночное цветовое пятно. Маленькая деталь становится главной в картине. Рассмотрим картину «Лесная глушь» И.И. Шишкина (слайд). В каком колорите выполнил художник эту картину. Мы видим всё туже шишкинскую глушь, подробный план с тёмной лужей, покрытый бурым и зелёным мхом валежник, которые передают зрителю ощущение влажности и сырости. Лисица, устремившаяся за улетающей уткой, сразу бросается зрителю в глаза.

Учитель литературы: Вернёмся к нашим героям и увидим, что они поссорились. Чтение отрывка (стр. 177) Что происходит с природой? Во–первых, меняется пейзаж. Из звонкой, светлой, солнечной Борины мы попадаем на Блудово болото. (само название – это ассонанс, передающий стон и вой). Кто же это стонал и выл? (ответы детей) Мёрзнут дети на Блудовом болоте, а в это время солнце осветило звонкую Борину и могучие стволы соснового бора стали как зажжённые свечи великого храма природы.

Учитель изо Прекрасен восход солнца в лесу, об этом рассказывает Пришвин в своей повести и Шишкин в своей картине «Корабельная роща" (слайд) Золотой колоннадой вздымается к лазурному небу русский лес.
Могучая, несокрушимая стена сосен-великанов, озаренных благодатным светилом. Блики солнца играют в прозрачных водах ручья, берущего начало у мощных, несокрушимых корней бора. Светом жизни пронизан весь холст, он играет в прозрачном источнике, где видна каждая песчинка. Но особую жизнь картине дает игра света и тени, то волшебство бликов, которое заставляет нас зримо ощущать, почти присутствовать в этой роще и любоваться прекрасным уголком русской природы.

Учитель литературы: Как ведут себя птицы и звери на Блудовом болоте? Они радуются наступлению утра и восходу солнца (чтение отрывка на с. 180, 1-й абзац: Тетерев – Косач) Блудово болото тоже просыпается. (Работа с таблицой).

Учитель литературы: К чему привела ссора между детьми? Что случилось с Митрашей? (краткий пересказ «История Митраши»)

Настя на палестинке гл. 9 с. 191 – ОПИСАНИЕ ЯГОД

(СХИ – метафора, метафорический эпитет, Ч/Р – прилагательные, сложные прилагательные, приёмы – усиление цвета, живопись на фоне, цветовой контраст) ЦЕЛЬ ? Передать красоту природы

– А как в соседстве с этой красотой рассказчик рисует о золотую курочку? (мокрая и грязная)

– Какие образы и краски появляются? (чёрный пень, серая змея)

– Какие мотивы вводятся в повествование? (беды, несчастья). Почему – жадность!

– Как это повлияло на Настю? (Она опомнилась и вспомнила о брате)

– Мы знаем с вами, что с этого момента всё постепенно пойдёт на лад у ребятишек. И приключение закончится благополучно.

– Почему Травка узнала в Митраше Антипыча? Он был хороший и добрый. (Кому же захочется спасать злого и жестокого!)

– Мы рады за наших героев. Они спаслись и встретились. Вам интересно было читать о героях? …

Учитель изо: Представьте себе, что в повествовании не было бы красок? Исчезли бы и настроение, и очарование произведения.

Когда сам создаёшь подобный пейзаж, наверное, лучше понимаешь цели и задачи другого автора.

V. Практическая часть.

Учитель изо: Сейчас сразу красками вы, ребята, завершите ваш собственный пейзаж – иллюстрацию к произведению М.М. Пришвина. Постарайтесь передать настроение выбранного отрывка…

Практическая работа. Создание пейзажа-настроения. Музыкальное сопровождение – «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского

Можно приступать к рисованию. Очень внимательно отнеситесь к выбору цветовой палитры. Создание рисунка начните с выбора сюжета и построения композиции из выбранных предметов. Затем нарисуйте контуры деревьев и других деталей рисунка, только после этого приступайте к детальной проработке рисунка.

Итог урока:

Роль цветовой лексики и пейзажа в художественном произведении, будь то литература или живопись, заключается в следующем:

  • Характеристика героя.
  • Введение определённого мотива в повествование.
  • Передача настроения, мироощущения героев.
  • Желание художника передать впечатление от окружающей действительности (природа и др.)

Анализ работ

Выставка работ учащихся, посмотрев на ваши работы, можно сказать: вы создали пейзаж – настроение, каждый пейзаж неповторим. Рисунки получились впечатляющими и заслуживают положительной оценки.

VI. Рефлексия.

Спасибо всем за урок!