Интегрированный урок "история + литература" по теме "Великая Отечественная война глазами историков, писателей и документалистов"

Разделы: История и обществознание, Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


Цели и задачи:

1) Обобщить и систематизировать знания обучающихся об основных событиях Великой Отечественной войны. Вспомнить художественные произведения, в которых изображена война.

2) Закрепить навыки анализа лирического и прозаического произведений (продолжить развитие понятий тема, идея произведения, лирическое переживание, художественный образ, прототип, изобразительно-выразительные средства поэзии и прозы, деталь в художественном произведении).

3) Продолжить формирование навыка выразительного чтения стихотворений, устного монологического высказывания; продолжить развитие творческих способностей обучающихся.

4) Способствовать воспитанию у обучающихся чувства патриотизма, уважения и преклонение перед подвигом российского народа в Великой Отечественной войне.

Оборудование: Интерактивная доска, видеоролики, карта, презентация, карточки с тестами, раздаточный материал (карточки с текстами эпизодов из произведений В.Некрасова и В.Кондратьева, планы анализа эпизода), выставка книг о войне, выставка картин и плакатов на тему Великой Отечественной войны.

Ход урока первого урока

Слайды 1-2

I. Поэтический пролог

Учитель литературы:

Стартует новый двадцать первый век,
Перевернув ушедшие страницы,
Но память прошлых лет,
Военных горьких лет,

Нам не даёт по-прежнему забыться.
Воронеж помнит, Курск и Сталинград,
И Украина помнит грохот стали.

Как жизни не щадя, Отчизну заслоняя,
Мальчишки молодыми умирали.

Опять весна, и вновь бушует май.
И слёзы, и цветы у обелисков…
И колокол звонит, он павшим говорит -
Мы помним всё и кланяемся низко.

Пусть вечно будет солнце и весна,
И в мирных ритмах пусть Земля кружится,
Но помни, человек, ты помни, человек,
Что не должно такое повториться!

Интернет

II. Целеполагание

Учитель истории:

Мы перешагнули рубеж третьего тысячелетия, но вновь и вновь обращаемся к событиям века двадцатого, оставившим след в судьбе народа. В жизни человечества есть даты, которые будут помнить всегда. Великая Отечественная война – одна из таких дат. К ней часто будут обращать взор летописцы, философы и писатели. История пережитой народом трагедии и достигнутой Победы живёт сегодня с нами. Она – источник боли и горечи, гордости и славы. Долгих 1418 дней и ночей полыхали бои. 1418 дней и ночей вёл советский народ освободительную войну. Долог и труден был путь к Победе: от Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина – 2600 километров. Это если считать по прямой. Так мало, не правда ли? 2600 километров. Поездом - четверо суток, самолётом - четыре часа, а перебежками, по-пластунски – четыре долгих года. И каждый день из этих лет был шагом к весне 45-го.

Учитель литературы:

Сегодня на уроке мы вспомним, как день за днем ковалась Победа. “Вспомним всех поименно, горем вспомним своим… Это нужно – не мертвым! Это надо – живым!” (Р.Рождественский) А помогут нам в этом живые свидетели тех лет: писатели и поэты, историки и публицисты, кадры военной хроники и современного документального кино.

III. Обобщающее повторение и систематизация материала

Слайды 3-8

Учитель истории:

- Что Вы можете рассказать о первых месяцах Великой Отечественной войны? Ответы обучающихся.

Слайды 9-13

Звучит песня А. В. Александрова, на стихи В.И. Лебедева-Кумача “Священная война”.

Слайды 14-15

Стихотворение Виктора Авдеева “Мое совершеннолетие” читают девятиклассники.

Первый девятиклассник:

Мне восемнадцать было под Москвой…
Сухих ветвей обугленные плети
Болтались на ветру. И всё на свете,
Казалось, брошено вниз головой.
Был черен снег. Враг прямо в сердце метил,
Но я и оглушённым был живой…
Так начиналось совершеннолетье,
Мне восемнадцать было под Москвой.

Учитель истории:

Всего несколько месяцев потребовалось немцам, чтобы подойти почти вплотную к столице нашей Родины – Москве. А вот дальше наступление фашистов захлебнулось. Битва за Москву продолжалась с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года. Она делится на 2 периода: оборонительный (30 сентября 1941 – 4 декабря 1941) и наступательный; который состоит из 2-х этапов: контрнаступления (5-6 декабря 1941 – 7-8 января 1942) и общего наступления советских войск (7-10 января – 20 апреля 1942).В ходе наступления советских войск был освобождён и наш областной центр город Калинин.

Гитлер рассматривал взятие Москвы как одну из главных военных и политических целей плана “Барбаросса”. В германской и западной военной истории известна как операция “Тайфун”.

Слайд 16

Демонстрация видеокадров военной хроники о битве за Москву. Приложение 1

Слайды 17-19

Учитель истории предлагает обучающимся устно ответить на вопросы викторины о Московской битве, в которую включены вопросы по истории Тверского края в годы Великой Отечественной войны. Приложение 2.

Учитель литературы:

- Какие произведения советских писателей были посвящены битве под Москвой?

Сообщения обучающихся 11 класса:

Слайды 20-26

Повесть Александра Бека “Волоколамское шоссе”.

Слайды 27-28

Романы Ивана Стаднюка. См. Приложение 3

Слайды 29-33

“Константин Дмитриевич Воробьев “Убиты под Москвой”.

Повесть Константина Воробьева “Убиты под Москвой” остается одним из самых достоверных произведений о начальном периоде войны в 1941 году под Москвой, куда попадает рота молодых курсантов, почти без оружия.

Гибнут бойцы, мир рушится под бомбами, раненые попадают в плен. Но их жизнь отдана Родине, которой они верно служили.

Слайды 34-36

Продолжение чтения стихотворения В.Авдеева “Мое совершеннолетие” .

Второй девятиклассник:

В разгаре девятнадцатой весны –
Судьба России. Камни Сталинграда.
Могли ли отступать мы, если рядом
Тела однополчан погребены?
Не знали мы, что город был закатом
Фашистских орд, закатом всей войны…
Я жить хотел – и верным был солдатом
В разгаре девятнадцатой весны.

Учитель истории:

Сталинградская битва была одним из важнейших событий Второй мировой войны и наряду со сражением на Курской дуге была переломным моментом в ходе военных действий, после которых немецкие войска потеряли стратегическую инициативу.

Сражение включало в себя: попытку вермахта захватить левобережье Волги в районе Сталинграда (современный Волгоград) и сам город, противостояние в городе и контрнаступление Красной армии (операция “Уран”). В результате операции “Уран” 6-я армия вермахта и другие силы союзников Германии внутри и вокруг города были окружены и частью уничтожены, частью захвачены в плен.

2 февраля 1943 года город был освобождён. По приблизительным подсчётам, суммарные потери обеих сторон в этом сражении превышают два миллиона человек.

“Вторым Сталинградом” называют бои за город Ржев, операция по освобождению которого носила кодовое название “Марс”.

Учитель истории предлагает ответить на вопросы о Сталинградской и Ржевской битвах. Приложение 2.

Слайды 37-40

Учитель литературы:

- Сталинград стал символом мужества и стойкости наших солдат, вселил веру в победу. Кто из писателей описал события под Сталинградом в своих произведениях?

Ответы обучающихся.

Учитель литературы:

Одно из первых произведений о Сталинградской битве и, пожалуй, самых правдивых – повесть Виктора Платоновича Некрасова “В окопах Сталинграда” (1946). Первоначально она называлась “Сталинград”.

Во время Великой Отечественной войны Виктор Платонович был полковым инженером и заместителем командира саперного батальона, участвовал в Сталинградской битве. Он награжден орденом Красного Знамени и другими боевыми наградами.

После ранения и демобилизации (1945) становится журналистом. А затем и писателем. Повесть “В окопах Сталинграда” принесла широкую известность писателю. В 1947 году она была удостоена Государственной премии СССР.

Повествование в повести ведется от первого лица, чем достигается необыкновенная достоверность событий, все описываемое автор испытал и пережил сам. Отсюда многоглаголие, изображающее тяжелую военную работу, и минимум “красивостей”. “Автор не говорит о героизме <…>, но читатель видит непоказной, ежедневный подвиг солдат и офицеров” [1]

Давайте прочитаем и проанализируем небольшой эпизод повести “В окопах Сталинграда”.

“Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь. И не только запоминаются. Маленькие, как будто незначительные, они въедаются, впитываются как-то в тебя, начинают прорастать, вырастают во что-то большее, значительное, вбирают в себя всю сущность происходящего, становятся как бы символом. Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, ещё дымившийся окурок. И это было страшнее всего, что я видел до и после на войне. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног. Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была ещё жизнь, мысли, желания. Сейчас – смерть”.

- В чем особенность авторского повествования?

- Как достигается достоверность изображаемого автором?

- Почему В.Некрасов в описании солдата большое внимание уделяет окурку и раскинутым рукам?

Ответы обучающихся.

Отдых на перемене.

Ход второго урока

Слайд 41

Продолжение чтения стихотворения В.Авдеева “Мое совершеннолетие”.

Третий девятиклассник:

Двадцатилетье. Курская дуга –
Как радуга из подвигов и славы.
Налево – Курск, Орёл в дыму – направо,
Здесь враг впервые тиграми пугал.
Прибита рожь к земле дождём кровавым,
Свинцовый дым распластан на лугах.
Не знаю, есть ли в мире крепче сплавы –
Двадцатилетье, Курская дуга.

Учитель истории:

Курская битва (5 июля 1943 – 23 августа 1943) – немецкая наступательная операция “Цитадель” по своему размаху, привлекаемым силам и средствам, напряжённости, результатам и военно-политическим последствиям является одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны. Она продолжалась сорок девять дней. В советской и российской историографии принято разделять сражение на три части: Курскую оборонительную операцию (5—12 июля); Орловскую (12 июля — 18 августа) и Белгородско-Харьковскую (3—23 августа) наступательную. Потери сторон в битве остаются неясными. Историки говорят о более чем 500 000 убитых, раненых и пленных, 1500 танков и свыше 3700 самолётов.

Слайды 42-43

Мини-тестирование “Горячее лето 1943 г.”.

Слайд 44

Проверка теста.

Слайды 45-46

Учитель литературы:

- В воздушных боях в Курской битве участвовал прототип героя из “Повести о настоящем человеке” Б. Полевого. Кто этот человек? Дайте характеристику герою повести и его прототипу. (Ответы обучающихся)

Слайд 47

Четвертый девятиклассник:

Приказы Родины. Ищите в них
Мой первый год из третьего десятка.
Ветрами раздувало плащ-палатку,
Встал вновь на место пограничный штык.
Как сто пудов – саперная лопатка.
Приказы Родины – вот мой дневник.
Хотите назову их по порядку?
Они дороже мне настольных книг.

Демонстрация фильма “Ленинградская блокада” Приложение 4 (приложение имеет большой размер, находится у автора).

Слайд 48

Чтение стихотворения Ольги Берггольц “Разговор с соседкой” девятиклассницей.

Слайд 49

Продолжение чтения стихотворения В.Авдеева “Мое совершеннолетие”.

Пятый девятиклассник:

Мне было под Берлином двадцать два.
Победой шелестели дни апреля,
В последний раз под лезвием шрапнели
Подрезанная падала листва.
Брели понуро немцы по панели,
Приподнялась над бруствером трава,
И мы к параду чистили шинели…
Мне под Берлином было двадцать два.

Учитель истории:

Берлинская наступательная операция  – одна из последних стратегических операций, в ходе которой Советская Армия заняла столицу Германии и победоносно завершила Великую Отечественную войну и Вторую мировую войну в Европе. Операция продолжалась 23 дня  – с 16 апреля по 8 мая 1945 года, в течение которых советские войска продвинулись на запад на расстояние от 100 до 220  километров. Ширина фронта боевых действий  – 300 километров. И вот он – Берлин!

Демонстрация фильма “Битва за Берлин”. Приложение 5 (приложение имеет большой размер, находится у автора).

Слайды 50-52

Учитель литературы:

Закончилась Великая Отечественная война, но память о ней еще долго будет жить в народе. Слишком дорогой ценой досталась Победа. И сегодня мы поговорим еще о событиях, тесно связанных с нашими родными местами, о роли Ржева в истории Великой Отечественной войны. Об этих событиях впервые заговорили в своих произведениях писатели и поэты, и уж потом о значимости их стали говорить официальные лица.

И, наконец, справедливость восторжествовала: указом президента Д. А.Медведева Ржеву присвоено гордое звание Города воинской славы. Давайте вспомним, кто из писателей первым заговорил о значимости Ржевской битвы, о людях – участниках этой битвы?

Примерные ответы обучающихся: А.Т.Твардовский, Ел. Ржевская, В. Кондратьев, К.Симонов, Б.Полевой, А.А.Сурков, И.Г.Эренбург, Б.Слуцкий, К.Ваншенкин, М. Лисянский и др.

Слайд 53

Учитель литературы:

Писательница Елена Ржевская – Елена Моисеевна Каган – участница Великой Отечественной войны. На фронт попала под Ржев военным переводчиком в штаб 30-й армии. Прошла всю войну. Когда вернулась домой в Москву из Берлина и стала писать, ее потянуло обратно в пережитое на Ржевской земле в “невзгодное” время поражения. Писать помогали фронтовые тетради, которые она вела на протяжении всей войны. Беглые заметки, обрывки диалога, зарисовки на ходу служили заготовками к рассказам. Вскоре сложился цикл рассказов “Под Ржевом”, который Ржевская отнесла в журнал. Но рукопись вернули: “Рассказы печальные. У вас быт войны, стоит ли его вообще описывать?” Так надолго оборвалась для нее тема войны. Она начала писать повести о жизни без войны, хотя и прослоенные войной: “На новом месте” (1955), “Спустя много лет” (1958). И только в 1961 году опубликовала сборник “Весна в шинели”, в который вошли преимущественно рассказы и записки Ржевской как военного переводчика. С тех пор она писала если не автобиографическую прозу, то по мотивам пережитого. Это ржевские повести: “Февраль – кривые дороги”, “Ближние подступы”, “Ворошенный жар”. Повесть о довоенной Москве – “Знаки препинания”. И совсем уже личное повествование о Варшаве, о пути на Берлин – “Далекий гул”. В 1965 году вышла книга “Берлин, май 1945”. В нее вошли рассказы о Великой Отечественной войне и записки о последних днях битвы за Берлин, своеобразно сочетающие лирический дневник с документальным повествованием. Единство элементов публицистики и художественной прозы определяется здесь непосредственным участием автора в описываемых событиях. Обстоятельства в мире и особенно в нашей стране побудили Ржевскую снова обратиться к теме о нацизме, его генезисе, его роковом соблазне и тотальной разрушительности для каждого человека в книге “Геббельс: Портрет на фоне дневника” (1994).

Слайды 54-57

Учитель литературы:

Один из тех, кто воевал под Ржевом, Вячеслав Леонидович Кондратьев – автор целого

ряда военных повестей. Повесть “Сашка” – это рассказ о нескольких днях солдатской жиз ни, связанных в памяти автора с Ржевом. Герой повести – Сашка – как и сам автор, оказался под Ржевом в тот трудный период войны, когда после переломившего ход войны декабрьско-январского разгрома немцев под Москвой вторая половина зимы и на чало весны оказались нечеловечески трудными для нашего дальнейшего наступления на Западном и Калининском фронтах. И многократные неудачные попытки взять Ржев стали чуть ли не символом всех пережитых тогда драматических событий. История Саш ки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте и на самой трудной должности – солдатской. И оставшегося. Человеком. В образе Сашки отражены несгибаемая воля, храбрость, жизнелюбие, неунывающая веселость, справедливость и совестливость, чувство товарищеского локтя, надежность и ответственность.

- Давайте прочитаем отрывок из повести Вячеслава Леонидовича Кондратьева “Сашка” и определим, какими чертами характера наделил автор заглавного героя?

Слайд 58. Просмотр видеоролика “Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова” по материалам передачи А.Пивоварова на НТВ. Приложение 6 (приложение имеет большой размер, находится у автора).

Слайд 59

Учитель истории:

Пройдёт много лет, сменятся поколения…Но если есть в нашей жизни что-то настоящее, так это то, что мы победили в самой жестокой из войн, во Второй Мировой войне. Побе дили ради всего мира, как часть великой коалиции. Победили, отомстив за погибших в окружении под Киевом и Вязьмой, за угасших от голода в Ленинграде, за сброшенных в Бабий Яр, за сожжённых в Хатыни, за выбитых напрочь войной призывников 20-х годов рождения.

Учитель литературы:

И пока мы помним себя, мы просто не имеем права забывать тех, кто дал нам свободу жить, творить. Мы должны помнить, что на наших полях и кровью наших воинов была остановлена неудержимая прежде машина вермахта. Мы должны помнить о тех, кто выстоял и победил. Иначе в нашей жизни нет смысла. Память наша должна быть действенной: это не только открытки ветеранам ко дню Победы, это не только забота о воинс ких захоронениях, это не только поисковая работа. А это и отпор новоявленным нацистам всех мастей.

Слайд 60. Звучит песня “День победы” Д. Тухманова на стихи Владимира Харитонова.

Слайд 61. Стихотворение А.Прокофьева “Великий день” читает ученица. Приложение 3

IV. Подведение итогов урока.

V. Задание на дом.

По истории: Сообщения-рассказы по воспоминаниям родственников, помнящих войну.

По литературе: Написать сочинение “Мое впечатление от урока “Великая Отечественная война глазами историков, писателей, документалистов”.