Интегрированный урок "Картины зимней природы"

Разделы: Начальная школа


За основу взят литературный материал учебника “Любимые страницы” автора О.В. Кубасовой: стихотворение “Берёза” С. Есенина, рассказ-описание “Деревья в лесу” М. Пришвина. А также был привлечён музыкальный материал: пьеса из альбома “Времена года” П.И. Чайковского и репродукция картины И. Грабаря “Февральская лазурь.

Я выбрала форму интегрированного урока, так как убеждена в том, что на уроках чтения необходимо обращаться к музыкальным и живописным произведениям искусства, так как “сухое” чтение и перечитывание даже известных литературных произведений не даёт детям удовлетворения, радости общения с книгой.

Этот урок является началом нового раздела, где будут изучены разножанровые произведения по идейно-нравственной тематике.

Цель проведённого организационного момента – психологический настрой учащихся, снятие напряжения. Введение в тему урока нацелено на развитие умения прогнозировать содержание произведения по его названию. Для развития образного мышления, определения собственных личностных позиций была применена модульная технология, а точнее – микромодуль сопереживания образному смыслу. Весь урок был построен на дискуссии, так как это даёт возможность каждому ребёнку пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины. При планировании урока я учитывала и характер вопросов, которые были направлены на индивидуальный и коллективный поиск ответов. Важным моментом была работа над выразительностью, так как дети должны уметь определять задачу своего чтения.

На этом уроке очень важно было провести работу над словесным рисованием – умением образно рассказать о прочитанном. Эта работа сочеталась с логической, смысловой работой, формированием умения “видеть” структуру текста, последовательность его содержания.

Чтение скороговорки, чтении-пение были использованы для формирования навыка выразительного чтения.

Для профилактики зрительного переутомления детям были предложены специальные упражнения на физминутке.

Я использовала презентацию как форму подачи материала. С помощью презентации были показаны выигрышные моменты темы, эффектные наглядные материалы, подборка портретов, цитат, а также материал для словесного рисования.

Для активного вовлечения детей в работу использовалась работа в парах.

В конце урока детям было предложено провести самооценку по критериям (рефлексия).

Задачи урока:

– Познакомить с творчеством С.Есенина, совершенствовать навык выразительного чтения, умение работать с поэтическим текстом;

– Развивать способность ориентироваться в произведениях искусства, создать в воображении детей образные картины зимней природы;

– Воспитывать эстетическое воздействие на детей через слово, живопись и музыку.

Оборудование:

– Учебник О.В.Кубасовой “Любимые страницы” для 3 класса, мультимедийное оборудование, аудиозапись пьесы из цикла “Времена года” П.И.Чайковского, двухцветные жетоны для самооценки учащихся, краски, кисти и альбомы для рисования.

Ход урока

Оргмомент.

– Ребята, какой сегодня прекрасный день! Я рада вас всех видеть на уроке чтения. Посмотрите в окно. Попробуйте описать свои чувства, вызванные созерцанием природы.

– Что вы чувствуете?

– А чтобы у нас было хорошее настроение на уроке, повернитесь друг к другу. Один из вас раскроет ладошки, а другой кладёт их сверху. Посмотрите ласково в глаза друг другу, чтобы ладошки потеплели. Чувствуете тепло рук? А теперь улыбнитесь друг другу, чтобы ладошки потеплели ещё больше!

– Начнём урок!

Введение в тему:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык… (Ф.Тютчев)

– Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

– Что бы вы хотели узнать, чему научиться на уроке? Для чего вам это нужно?

– Сегодня мы начинаем изучение нового раздела. Прочитайте название в учебнике.

– А что вы можете рассказать о русской зиме? В чём её красота?

– Я предлагаю назвать наш урок – “Картины зимней природы”.

Первичное восприятие текста:

Многие поэты, композиторы, художники воспевали в своих произведениях красоту природы. Я ничего не буду объяснять пока, – просто “окунитесь” и вы вместе с ними в эти состояния зимней природы и подумайте над своими переживаниями сейчас. (Звучит музыка П.И.Чайковского, на слайде – репродукция картины И.Грабаря “Февральская лазурь, учитель читает стихотворение С.Есенина “Берёза”)

– Какие испытываете сейчас состояния? Какое настроение возникает у вас, когда вы смотрите на эту картину? Что здесь изображено?

– Какие краски использовал художник? Почему?

– Берёза вызывает трепетное чувство. Это дерево прекрасно и на крутом холме, и в поле, и за окном дома. Поэты всегда чувствовали поэтическое очарование берёзы. Для них – это символ родной земли, частичка Родины.

– Замечательный русский поэт С.Есенин никогда не разделял понятия “берёза”, “родина”, “любовь”. Поэзия Есенина наполнена любовью к людям, к родной земле. Вспомните, какие стихотворения С.Есенина вам знакомы? (“Поёт зима – аукает”, “Черёмуха”).

Повторное чтение и работа с текстом:

– Перед чтением стихотворения мы поработаем над артикуляцией:

аоуиэ аиуоэ
з-с-ж ш-ж-с
же че ща тра три

Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки.

– Прочитайте стихотворение по строчкам. Какой увидел зимнюю берёзу поэт?

– Какую картину вы себе представили? Какие предметы и явления будут на этой картине? (берёза, снег, пушистые ветки, снежинки, заря)

(Одновременно на экране появляются таблички со словами):

берёза
снег
пушистые ветки
снежинки
заря

– Художник изображает цвет красками, а поэт в стихах передаёт цвет словами. Найдите строчки, где рассказывается о цвете. (Белая берёза, серебряный снег, золотой огонь снежинок)

(На экране новый слайд):

белая берёза
серебряный снег
золотой огонь снежинок

– Особенно интересно описание инея. Найдите это описание. (Чтение второй строфы)

– Какое время дня рисует поэт? Почему вы так решили? (Заря, сонная тишина, иней ещё не растаял после морозной ночи)

– А какое утро – солнечное или пасмурное? Прочитайте, докажите. (Горят снежинки в золотом огне)

– Как Есенин пишет о заре? (Лениво обходя кругом) Почему? (Зимой она медленно занимается)

– Для чего Есенин употребил слово “лениво”? Ведь он мог написать “медленно”. (Поэт хотел сделать картину зимы живой)

– А как этот приём называется?

– Найдите в стихотворении олицетворения, сравнения. Эти слова, как “жемчужинки”, украшают это произведение. Вы согласны со мной?

– С.Есенин обладал неповторимым даром улавливать и передавать тончайшие оттенки настроений, которые возникали в его душе. Он сумел понять, что всё живое вокруг нас страдает, чувствует, и передать эти ощущения в стихах.

Самостоятельная работа в парах:

– А сейчас поработаем в парах. Приготовьтесь к выразительному чтению.

Наметьте паузы и логические ударения, определите темп чтения.

(Обсуждение работы в парах)

Чтение вслух и чтение-пение:

– А теперь послушаем, как вы сумеете при чтении передать чувства, настроение, а также восхищение представленной картиной. (Чтение вслух)

– Давайте сейчас представим себя в роли композитора. Вам нужно придумать музыку к словам. Какой темп музыки будет у вас? (Медленный, плавный)

Физминутка:

(Проводится зрительная гимнастика со снежинкой)

Знакомство с текстом-описанием М.Пришвина “Деревья в лесу”:

– Писатель М.Пришвин по-своему увидел красоту зимы, и его тоже поразила эта картина. (Чтение “цепочкой”)

– Что же поразило писателя в лесу? (Было тепло и тихо, ёлки в лесу, лапы повисли, а берёзы согнулись, им тяжело от снега, много снежных фигур – кустики, пеньки в снегу)

– Подумайте, эти два произведения чем-то связаны между собой? (Оба автора описывают зимние деревья, они очарованы берёзой)

– Представьте себе, что мы входим в зимний лес. Прочитайте первые три предложения. Что мы увидели?

– Идём дальше. Среди каких деревьев мы оказались? Какие они? Как они себя ведут? Сравните берёзу Есенина и Пришвина.

– Пойдём дальше и оглядимся внимательно (Читают)

– Чего же мы сразу не заметили? Ели и берёзы отвлекли нас.

(На слайде появляются слова):

было тепло и тихо
ёлки в лесу, лапы повисли
берёзы согнулись
фигуры из снега

– Вот, кажется, стою я в зимнем лесу Пришвина, или у берёзы Есенина, и не хочется мне уходить из этого царства. А вам, ребята? Давайте сейчас нарисуем картину красками, как художники. Мне тоже очень хочется изобразить эту красоту! (Дети рисуют картины, звучит музыка)

Итог урока:

– Что вам понравилось на уроке? Чему мы учились?

Оценка работы.

(Детям предлагается провести самооценку по критериям):

“5” – на вопросы отвечали, читали выразительно;

“4” – на вопросы отвечали, но читали не очень выразительно;

“ ” – не очень понравилась моя работа на уроке: на вопросы не отвечал, читал не выразительно.

– А теперь, поднимитесь те ребята, кто за свою работу не поставил себе оценку;

– Кто поставил себе оценку “4”;

– А кто поставил оценку “5”.

– Спасибо вам за урок!

Приложение 1 (презентация)

Приложение 2