Интеллектуальная игра "Эрудицион" как элемент работы с одаренными детьми

Разделы: Внеклассная работа


Современное общество испытывает большую потребность в подготовке талантливой молодежи, способной к активному саморазвитию, творческому решению нестандартных ситуаций, реализации своей уникальной, неповторимой человеческой индивидуальности. Приоритетной задачей педагогического коллектива нашей школы является создание максимально благоприятных условий, способствующих активному саморазвитию личности, а работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие стала одним из важнейших аспектов деятельности. В школе действует программа “Одарённые дети”.

В рамках этой программы в школе с 2001 года работает клуб “Эрудит”, созданный как добровольное объединение учащихся 5 – 9 классов, имеющих высокий уровень мотивации к учению и высокий уровень подготовки с целью развития интереса учащихся к повышению образовательного и культурного уровня, к активной самостоятельной работе с литературой и формирования общешкольного интеллектуального сообщества. Одна из важнейших форм работы клуба – проведение интеллектуальных игр, конкурсов, викторин и т.п. как по дисциплинам школьной программы, так и межпредметных. К настоящему времени роль клуба расширилась, он функционирует как центр всех интеллектуальных соревнований, проводимых в школе, а к работе привлекаются и учащиеся 10 – 11 классов.

Самой яркой и запоминающейся традицией, сформировавшейся в клубе за прошедшие годы и ставшей ежегодным общешкольным мероприятием, стал “Эрудицион” – конкурс на звание “Ученик года”. До 2008 г. участниками были преимущественно призёры районных предметных олимпиад, позднее стали шире привлекать победителей и призёров творческих конкурсов регионального и федерального уровня. Приглашение участвовать в “Эрудиционе” рассматривается школьниками уже как почётный знак отличия. Победителю присваивается звание “Ученик года” и вручается переходящий приз (Приложение 1), а всем участникам “Эрудициона” вручаются дипломы и памятные подарки.

В 2001 – 2009 гг. отрабатывалась структура и правила игры: включался и отменялся командный тур (команды формировались по жребию либо по параллелям); проводились туры “Ты – мне, я – тебе”, “Любимая тема”, “+ математика”, “Тайна за семью печатями” и др. До настоящего времени структура игры корректируется в зависимости от количества участников, все изменения обусловлены составом участников и необходимостью постепенного “отсева” наименее подготовленных. Но каждый год “Эрудицион” включает следующие этапы: разминка, “Своя игра” и финальный тур. Для определения очерёдности участников при выборе вопросов в дальнейшем соревновании обычно проводится тур “Дешифровщик”. До 2009 года задания не имели единой темы, носили межпредмтный характер. С 2010 года проводились тематические “Эрудиционы”: в 2010 году он был посвящен 65-й годовщине победы СССР в Великой Отечественной войне, в 2011 году – 50-летию полёта в космос Ю.А. Гагарина (примерные вопросы для подготовки заранее сообщались всем участникам).

Разминка включает 10-25 вопросов, каждый участник игры письменно отвечает на вопросы, а по итогам данного тура выбывает 10-15% участников, набравших меньшее количество баллов.

“Своя игра” до 2009 года традиционно включала 6 разделов: филологический, историко-литературный, естественнонаучный, физико-математический, социально-экономический и всё обо всём. Правила данного тура первоначально соответствовали правилам одноимённой телевизионной игры, время ограничивалось 20 минутами. Но у такой формы проведения “Своей игры” обнаружился недостаток, существенный, на наш взгляд, для детского коллектива: преимущества мог получить кто-то один, а другие участники могли даже не вступить в игру. Поэтому мы остановились на другом варианте: каждый участник поочерёдно выбирал по 2 – 3 вопроса. При этом общее время тура не превышало 25 – 30 минут, а по его окончании выбывало (в разные годы) от 25 до 40% участников в зависимости от их исходного количества. “Своя игра” в 2010 и 2011 году отражала разные разделы темы “Эрудициона” (подробнее – в презентациях).

Дополнительные туры проводятся при большом количестве участников, чтобы создать возможность выявить самых сильных, свести к минимуму влияние волнения в начале игры. В качестве такого тура могут быть включены “Любимая тема”, “+ математика” (для определения верного ответа нужно произвести указанные в задании математические действия), “Тайна за семью печатями” и др. В 2010 году это был “Война +”, в ходе которого участникам предлагались вопросы, касающиеся интересных фактов, связанных с Великой Отечественной войной. Наиболее удачной, на наш взгляд, является “Тайна за семью печатями”: 7 вопросов об одном историческом персонаже или явлении, начиная с самого сложного (на 7 баллов) до самого лёгкого (на 1 балл).

В финальный тур проходят 3 участника, набравших наибольшее количество баллов. Финал отличается более сложными либо нестандартно сформулированными или просто требующими внимания вопросами. Первоначально ограничивали время тура (2 – 3 минуты), но применение ИКТ сделало более целесообразным ограничение числа вопросов (от 10 до 20 в разные годы).

Мы уверены, что наш опыт будет полезен многим при организации внеклассной работы. В качестве примера межпредметной игры, не имеющей определённой тематики, хотелось бы привести “Эрудицион – 2009” (Презентация 1), в которой финальный тур представлен как “Любимая тема”. Участники в этом случае отвечали на 2 нестандартных вопроса по школьной программе (первыми выбирали тему набравшие меньшее количество баллов).

Тематические “Эрудицион 2010” и “Эрудицион 2011” представлены соответственно в Презентации 2 и Презентации 3. Кроме того, приводится пример интеллектуальной игры, посвященной 65-летию победы СССР в Великой Отечественной войне, разработанной для членов клуба “Эрудит” – учащихся 5-8 классов (Презентация 4).

В настоящее время “Эрудицион” стал не просто интеллектуальным конкурсом, а общешкольным праздником знаний. В нарядно оформленном зале присутствуют болельщики – одноклассники участников игры, члены педагогического коллектива. “Эрудицион” открывается награждением призёров предметных олимпиад и конкурсов дипломами и почетными грамотами Управления образования Володарского муниципального района; в состав жюри приглашается глава местного самоуправления.

Хотелось бы подчеркнуть, что целенаправленная работа с одарёнными детьми, в том числе через деятельность клуба “Эрудит”, является эффективной. Многие члены клуба впоследствии становились победителями “Эрудициона”, например, Корчёмкин Иван (2004 г.), Шлыков Александр (2005 г.), Умеренкова Мария (2006 и 2007 гг.), Данилин Петр (2008г.), Порхунова Дарья (2011 г.). (Приложение 2)

Литература

  1. Анашина Н.Ю., Галеева Р.А., Мельченко И.В. Интеллектуальные праздники, викторины, Дни знаний в школе. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2004.
  2. Артамонова Л.Е. Летний лагерь: организация, работа вожатого, сценарии мероприятий. 1–11 классы. – М.: ВАКО, 2006.
  3. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5–11 классы / Авт.-сост. А.Н. Павлов. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
  4. Дереклеева Н.И. Информационные часы в школе: 5–9 классы. – М.: ВАКО, 2009.
  5. Капустина Ю.Е. Детям до шестнадцати вход разрешен. Вечера для старшеклассников в школе и загородном лагере – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.
  6. Московский интеллектуальный марафон. 1997 – 1999 г. 9 – 11 классы. – М.: ФИМА, Вербум-М, 2000.
  7. https://urok.1sept.ru
  8. http://sht-rajvo.narod.ru/12apr.htm
  9. http://tulaschool.ru/schoolboys/page/1382/
  10. http://www.zanimatika.narod.ru/RF26_1.htm
  11. zanimatika.narod.ru/RF26.htm
  12. ucheba.com/ur_rus/k_metodkopilka/gorbunova.htm
  13. ucheba.com/ur_rus/k_metodkopilka/gorbunova.htm
  14. http://www.bibliodetstvo.org.ru
  15. http://k-yroky.ru/load/234-1-0-7893
  16. http://www.s27006.edu35.ru/index.php/metodika/209-2011-03-30-16-50-02.html
  17. ymoc.my1.ru/news/viktorina_istorija_kosmonavtiki_nasha_istorija/2011-03-02-357
  18. http://menobr.ru/material/default.aspx?control=15&id=10492&catalogid=1060